Дело № 2-2235/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2016 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:
председательствующего судьи Ойдуп У.М., при секретаре Доржу С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОЧЭ к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о признании права на получение и предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о признании права на получение и предоставлении вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, указывая на то, что истец является сиротой, постановлением отдела по опеке и попечительству <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ над ней была установлена опека и попечительство. Пунктом 3 указанного постановления за ОЧЭ закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> до ее совершеннолетия. Постановлением Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ исключен пункт 3, в связи со сносом жилого помещения, расположенного: <адрес> Считает, что она имеет право на получение и предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей ее законным представителем и органом опеки и попечительства, ОЧЭ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоит. Просит признать право на предоставление жилого помещения, предоставить жилое помещение на территории <адрес>.
Истец ОЧЭ и представитель истца БСА, в судебное заседание не явились. К судебному заседанию от представителя БСА, действующего на основании ордера, поступило ходатайство о рассмотрении искового заявления без участия истца и его, так как она проходит обучение в <адрес>, исковые требования истцом поддерживаются. Рассмотрение дела производиться по правилам ч. 3,5 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва АНА, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, указав, что истец не подтвердила свой статус гражданина, относящегося к категории «сироты» и «лица оставшегося на попечении», не представила сведений о постановке на учет по этому основанию, не представила сведения о том, что обращалась в компетентные органы с просьбой в законном порядке поставить на учет и предоставить жилье.
Выслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон), а также на основании ст. 3 указанного Федерального закона Законом Республики Тыва «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее- Закон РТ).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Статьей 8 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 918 ВХ-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Тыва, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в порядке, установленном статьей 8.1 настоящего Закона, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. ст. 8.1 указанного Закона РТ список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) ведется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону. Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в список осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва на основании заявления и необходимых документов. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список на основании сведений о них, предоставляемых органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва.
По достижении детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет или при возникновении после достижения ими возраста 14 лет оснований для предоставления жилых помещений, предусмотренных настоящим Законом, их законные представители, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, если они не были в установленном порядке включены в список до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ (далее - заявители), представляют в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва документы.
Решение о включении (об отказе во включении) в список принимается уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 414 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва" Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва наделено полномочием по предоставлению жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда.
Исходя из порядка утвержденного данным Постановлением включение жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений"( п.8).
Исходя из п. 11 указанного Порядка, в случае принятия решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва:
в течение 3 рабочих дней принимается распоряжение о закреплении жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду, на праве оперативного управления за Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва (далее - распоряжение);
Согласно п.п. 12, 13 данного Порядка, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва не позднее 30 рабочих дней с даты получения соответствующего экземпляра распоряжения регистрирует право оперативного управления в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество.
Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва не позднее 15 рабочих дней с даты регистрации права на оперативное управление жилым помещением принимает решение о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по месту их жительства и письменно уведомляет об этом гражданина в течение 3 рабочих дней.
Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок, с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва с ДД.ММ.ГГГГ данные полномочия переданы Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва.
Согласно свидетельству о рождении 1-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ, ОЧЭ родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, матерью которой указана ОВХ, отцом – ОЭК, о чем составлена запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Бора-Тайгинской сумонной администрацией Республики Тыва.
Из свидетельства о смерти серии I-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОЭК, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, о чем составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о смерти серии I-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОВХ, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, о чем составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ОАМ назначена опекуном несовершеннолетней ОЧЭ, за несовершеннолетней закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> РТ.
Таким образом, истец ОЧЭ в 2007 году приобрела статус ребенка оставшегося без попечения родителей и за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> РТ.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва внесены изменения в постановление отдела опеки и попечительства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении попечительства над несовершеннолетней ОЧЭ опеки над малолетним ОЧЭ», исключен п.3 постановления отдела опеки и попечительства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении попечительства над несовершеннолетней ОЧЭ опеки над малолетним ОЧЭ», в связи со сносом в 2004 году жилого помещения, расположенного по адресу: по адресу: <адрес> РТ.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <адрес> «Сут-Хольский», в сельском поселении сумона Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна, не существует квартиры по адресу: <адрес>, дом снесен в июле 2004 года.
Из сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ОЧЭ не имеются (имеющиеся) зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества.
Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва предоставлены сведения, что ОЧЭ на учете не состоит.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проанализировав представленные сторонами доказательства в соотношении к нормам Федерального закона и Закона РТ, суд приходит к выводу, что, правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом, в том числе по обеспечению жилым помещением.
Предоставление жилого помещения по договору специализированного найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Истец не предоставил суду документов указывающих на приобретение им в законном установленном порядке специального статуса и обращения с заявлением в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва для оказания ей социальной поддержки.
В настоящее время истец не достигла 23 лет и не лишена права реализации своих жилищных прав в законом установленном порядке.
Доказательств уважительности и исключительности причин, ранее препятствовавших истцу обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, суду не представлено.
Требования истца о признании за ней права на предоставления жилья, судом не могут быть рассмотрены без принятия решения уполномоченным органом, так как в этой части осуществление подмены компетенции государственного органа исполнительной власти, не допустима, в силу того, что этим уполномоченным органом, персонифицированные данные истца не изучались и им не давалась оценка.
Обстоятельства, заявляемые истцом о смерти обоих родителей, установлении в 2008 году опекунства, отсутствия у нее зарегистрированного права на недвижимое имущество не являются прямым следствием к выводу о наличии у истца права на обеспечение жильем в порядке государственной помощи. Именно уполномоченный орган обязан изучить все данные истца и принять соответствующее решение о наличии или отсутствии оснований ко включению в список лиц детей-сирот, детей оставшихся без попечения нуждающихся в обеспечении жильем.
Таким образом, истец в нарушение правил ст. 56 ГПК РФ не доказала, своего права на заявление требований об обеспечении ее жилым помещением специализированного жилищного фонда. В связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ОЧЭ к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о признании права на предоставление жилого помещения и предоставлении жилого помещения специализированного жилого помещения на территории <адрес> по договору найма, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней 23 и ДД.ММ.ГГГГ) путём подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Судья У.М.Ойдуп