Решение по делу № 2а-1400/2017 от 20.06.2017

Дело № 2а-1400/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2017 года                                                                                 г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего                                                                Малковой И.С.

при секретаре                                                                                  Каретниковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обратилось в суд с административным иском к УФССП России по РА об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Республике Алтай Трашева И.Ю. от 27.12.2016 г. № 04012/16/53109. Требования мотивированы тем, что 24.10.2016 г. в отношении истца возбуждено исполнительное производство об обязании предоставить ФИО1 специализированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Республики Алтай по договору найма. В связи с неисполнением требований в добровольном порядке, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 27.12.2016 г. о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей. Однако при этом судебный пристав-исполнитель не учел, что исполнение решения суда носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий. Кроме того, приказом министерства ФИО1 предоставлено жилое помещение, с ним заключен договор найма специализированного жилого помещения, что свидетельствует об отсутствии вины должника в неисполнении решения суда.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Пяткова О.Д. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Административный ответчик в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 вышеупомянутого Федерального закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

Частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что постановлением от 24.10.2016 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по РА Трашевым И.Ю. на основании исполнительного листа, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай, в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 8727/16/04012-ИП о предоставлении ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не менее 33 кв.м.

Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него подлежит взысканию исполнительский сбор. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (п. 3 постановления).

В связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, судебным приставом-исполнителем 27.12.2016 г. вынесено постановление о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения РА исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В силу ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор взыскивается за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. В качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным ФЗ случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель, вынося постановление о взыскании с заявителя исполнительского сбора, исходил из того, что должник добровольно в установленный срок требования, содержащиеся в исполнительных документах, не исполнил. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы и являющихся основанием для освобождения заявителя от взыскания исполнительского сбора, не представлено.

При таком положении взыскание исполнительского сбора с должника, не исполнившего в полном объеме требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и не представившего доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, препятствующих добровольному и своевременному исполнению, является правомерным.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В силу части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Статья 401 ГК РФ к указанным основаниям ответственности относит, в числе прочих наличие вины. При этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Последовательность формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а также способы формирования специализированного жилищного фонда предусмотрена Порядком формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 05 августа 2013 года № 212 (далее - Порядок).

Согласно п.3 Порядка Министерство труда и социального развития Республики Алтай до 1 мая года, предшествующего планируемому, представляет в Министерство регионального развития Республики Алтай информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. Министерство регионального развития Республики Алтай на основании информации, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, представляет в Министерство финансов Республики Алтай информацию об объемах средств республиканского бюджета Республики Алтай, необходимых для формирования специализированного жилищного фонда на очередной финансовый год и плановый период (п. 4 Порядка).

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что мероприятия по приобретению и (или) строительству многоквартирных домов и (или) жилых домов осуществляются Министерством регионального развития Республики Алтай в пределах средств, утвержденных в республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующий финансовый год на основании технического задания на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот (далее - техническое задание), утвержденного Министерством труда и социального развития Республики Алтай, оформленного в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в указанный список.

Кроме того, приобретение жилых помещений осуществляется Министерством регионального развития Республики Алтай в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

27.12.2016 г. Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай направлено заявление в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений с просьбой включить жилые помещения, приобретенные Министерством регионального развития Республики Алтай, в состав специализированного жилищного фонда Республики Алтай, с отнесением объектов недвижимости к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и закреплении на праве оперативного управления за Бюджетным учреждением Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Майминского района».

29.12.2016 г. Распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в состав специализированного жилищного фонда Республики Алтай включены объекты недвижимости, приобретенные Министерство регионального развития Республики Алтай.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ указанные жилые помещения переданы безвозмездно из оперативного управления Министерства регионального развития Республики Алтай в оперативное управление БУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района».

Приказом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 29.12.2016 г. ФИО1 предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Республики Алтай по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес> о чем с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключен соответствующий договор и составлен акт приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, имеющиеся в материалах дела

Таким образом, судом установлено, что у Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай не имелось возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок, решение суда исполнено 13.01.2017 г.

На основании изложенного, учитывая предпринятые Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай меры для исполнения решения суда, а также установленный порядок и процедуру приобретения жилых помещений специализированного жилищного фонда, компетенцию истца в данном вопросе, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца, освободив его от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай удовлетворить.

Освободить Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Республике Алтай от 27.12.2016 г. №04012/16/53109 по исполнительному производству №8727/16/04012-ИП.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.07.2017 г.

Судья                                         И.С. Малкова

2а-1400/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтиай
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Дело на странице суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
20.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
22.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2017[Адм.] Судебное заседание
25.07.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2017[Адм.] Дело оформлено
20.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее