УИД 64RS0042-01-2021-014331-17
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-9224/2023 №2-1-139/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 12 апреля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А.,
судей Зюзюкина А.Н., Деминой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панферова С.Ю. к муниципальному казенному учреждению «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области», администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, муниципальному унитарному предприятию «Энгельс-Водоканал Энгельсского муниципального района Саратовской области», Комитету жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о возмещении убытков, причиненных повреждением имущества,
по кассационной жалобе администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 22 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н., выслушав объяснения представителя администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области – Чунгуровой Д.Р. (по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Панферов С.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Городское хозяйство муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области», администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о возмещении убытков, причиненных дорожно-транспортным происшествием.
В обоснование требований истец указал на то, что в ночное время 12 августа 2021 г. он, управляя личным автомобилем <данные изъяты>, рег.знак №, на ул. Полиграфическая в г. Энгельсе Саратовской области совершил наезд на место просадки грунта, в результате чего были деформированы диски передних колес и повреждены шины автомобиля. Данное препятствие на проезжей части дороги возникло неожиданно, он не имел возможности снизить скорость и остановить автомобиль до места просадки грунта.
Ссылаясь на изложенное и неисполнение ответчиками обязанностей по содержанию автомобильной дороги, существование причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) ответчиков и причиненным вредом, Панферов С.Ю. первоначально просил взыскать с ответчиков солидарно в свою пользу материальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере 163 300 руб., судебные расходы.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное унитарное предприятие «Энгельс-Водоканал Энгельсского муниципального района Саратовской области» (далее – МУП «Энгельс-Водоканал»), Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – Комитет ЖКХ Энгельсского муниципального района).
Истец увеличил исковые требования, просил взыскать с ответчиков солидарно в свою пользу материальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере 209 466 руб., судебные расходы.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 июля 2022 г. исковые требования удовлетворены частично. С МУП «Энгельс-Водоканал» в пользу Панферова С.Ю. взыскан материальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере 209 466 руб., судебные расходы. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 22 ноября 2022 г. решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения исковых требований к МУП «Энгельс-Водоканал» и в части отказа в удовлетворении исковых требований к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области. В этой части по делу принято новое решение о взыскании с администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в пользу Панферова С.Ю. ущерба в размере 209 466 руб., расходов по оплате досудебного исследования в сумме 5 000 руб., расходов на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб., почтовых расходов в сумме 1 718,92 руб., расходов на уплату государственной пошлины в размере 4 466 руб. В удовлетворении исковых требований Панферова С.Ю. к МУП «Энгельс-Водоканал» отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушения норм материального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив принятые по делу судебные акты, изложенные в жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами нижестоящих инстанций и следует из материалов дела, Комитетом ЖКХ Энгельсского муниципального района Саратовской области МУП «Энгельс-Водоканал» было выдано разрешение на производство земельных работ № 36/А от 4 августа 2021 г. на прокладку водопроводной линии по ул. Полиграфическая – Балашовская в г. Энгельсе со сроком проведения с 4 августа 2021 г. по 14 августа 2021 г.
12 августа 2021 г. Панферов С.Ю., управляя личным автомобилем <данные изъяты>, рег.знак № на ул. Полиграфическая в г. Энгельсе Саратовской области совершил наезд на место просадки грунта, образовавшееся в результате вскрытия асфальтобетонного покрытия, вследствие чего были деформированы диски передних колес и повреждены шины автомобиля.
Согласно заключению проведенной по делу экспертизы № 45-22 от 22 июня 2022 г., стоимость восстановительного ремонта автомобиля по повреждениям, образовавшимся в результате дорожно-транспортного происшествия от 12 августа 2021 г., составляет 209 466 руб.
Рассматривая дело и разрешая спор решением об удовлетворении исковых требований к МУП «Энгельс-Водоканал», отказывая в удовлетворении исковых требований к другим ответчикам, суд первой инстанции руководствовался статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что причинение вреда имуществу истца в дорожно-транспортном происшествии от 12 августа 2021 г. является следствием неисполнения данным ответчиком обязанностей согласно разрешению на производство земельных работ № 36/А от 04 августа 2021 г.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к МУП «Энгельс-Водоканал» и в части отказа в удовлетворении исковых требований к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, суд апелляционной инстанции исходил из того, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Энгельса и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к компетенции администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, которая не осуществила надлежащим образом контроль за ходом выполнения работ в рамках выданного разрешения, поэтому должна нести ответственность по возмещению истцу причиненного ущерба.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение вынесено с нарушениями норм права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1996 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пунктом 2 той же статьи закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 4 статьи 6 указанного федерального закона, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Специальным законом, регулирующим отношения органов местного самоуправления, а также вопросы разграничения полномочий между органами муниципального района и городского, сельского поселения, а также финансово-экономического обеспечения полномочий органов местной власти, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 указанного федерального закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения городского поселения.
Городская администрация (администрация муниципального образования город Энгельс) на основании решения Энгельсского городского Совета депутатов от 12 сентября 2013 г. № 12/01 была ликвидирована, но расходные обязательства, связанные с исполнением полномочий городского поселения остались обязательствами муниципального образования город Энгельс и на законодательном уровне муниципальным районам не передавались.
Постановлением № 1843 от 9 апреля 2015 г. «Об отдельных вопросах осуществления администрацией Энгельсского муниципального района функций и полномочий местной администрации муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» администрация Энгельсского муниципального района распределила и установила обязанности по исполнению полномочий, отнесенных к вопросам местного значения городского поселения, между органами администрации Энгельсского муниципального района с обеспечением бюджетных ассигнований, предоставляемых из бюджета муниципального образования город Энгельс на исполнение указанных полномочий непосредственно указанным органам в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Энгельс.
Постановлением № 1843, изданным на основании статьи 14 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на Комитет ЖКХ Энгельсского муниципального района возложены функции и полномочия местной администрации муниципального образования город Энгельс в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществления контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положение о Комитете ЖКХ Энгельсского муниципального района, утвержденное решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 22 декабря 2016 г. № 89/08-05, регламентирует деятельность Комитета как органа администрации, исполняющего функции и полномочия органа местного самоуправления Энгельсского муниципального района и, как следует из пункта 2.2, предусматривает выполнение названным муниципальным органом иных задач и возложенных обязанностей, в том числе, как органа администрации, исполняющего функции и полномочия органа местного самоуправления городского поселения - муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района.
В целях реализации названных полномочий постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 20 декабря 2017 г. № 6887 утверждена Ведомственная целевая программа «Дорожная деятельность, благоустройство и оказание ритуальных услуг на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области на 2018-2023 годы» (далее – Программа).
Согласно паспорту Программы заказчиком и разработчиком Программы является Комитет ЖКХ Энгельсского муниципального района. Целями и задачами Программы является, в том числе: обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области; обеспечение качественного и своевременного выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных общего пользования местного значения муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Согласно разделу 1 Программы содержание дорог включает комплекс инженерно-технических мероприятий по систематическому уходу за дорогами, дорожными сооружениями и прилегающими объектами в целях поддержания их в надлежащем порядке в течение всего года и исправления незначительных деформаций и повреждений.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования город Энгельс.
Комитет ЖКХ Энгельсского муниципального района является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в целях осуществления подведомственными ему муниципальными организациями - исполнителями мероприятий, предусмотренных настоящей Программой.
Учитывая, что требование о возмещении вреда заявлено к органам местного самоуправления, суду апелляционной инстанции следовало руководствоваться статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу данных норм права, при удовлетворении требований в резолютивной части суд должен указывать на взыскание вреда с публично-правового образования в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны соответствующего уровня.
Указанные обстоятельства и нормы материального права не были приняты во внимание судом апелляционной инстанции при определении надлежащего ответчика в рамках заявленного спора и вынесении решения, предусматривающего взыскание ущерба с администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 22 ноября 2022 г. нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить спор в соответствии с нормами материального права и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 22 ноября 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда.
Председательствующий
Судьи