Решение по делу № 2а-2546/2020 от 05.10.2020

    Дело а-2546/2020

    18RS0-66

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    10 ноября 2020 года            <адрес> УР

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Д.В., при секретаре судебного заседания <данные изъяты>

с участием:

- представителей административного истца <данные изъяты>

- представителя административного ответчика Администрации Муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики - <данные изъяты>

- представителя заинтересованного лица Администрации МО «Завьяловское» - <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО «<адрес>» Удмуртской Республики о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанности

    установил :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «<адрес>» о о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанности.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию с заявлением № Г-1843 о предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного в <адрес> на территории МО «<адрес> согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Администрацией было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям:

Уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов ( подпункт 2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, п.1 ст.39.16 ЗК РФ).

Таким образом первоочередное обеспечение инвалидов земельными участками и семей, имеющих в своем составе инвалидов для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а только на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительный гарантии реализации жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющих в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

По сведениям Администрацией МО «Завьяловское» не состоите на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Согласно письму Администрации МО «Завьяловское» испрашиваемый земельный участок с учетом проекта застройки, расположенного южнее мкр. «Медик-2» частично накладывается на тупиковый проулок, завершающийся площадкой разворота, размеры которой составляет 16*16 м.

В судебное заседание не явились административный истец ФИО1 надлежащим образом извещен о дне рассмотрения дела.

Суд, на основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствии административного истца.

    В судебном заседании представитель административного истца ФИО1- ФИО3, ФИО4 заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.

    В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации МО «<адрес>» ФИО5 возражала по заявленным требованиям.

    В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации МО «Завьяловское» ФИО6 возражал по заявленным требованиям, просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованного лица исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 КАС РФ).

Административным истцом срок обращения в суд не пропущен.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования с признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела, в соответствии со справкой серии МСЭ-2018 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлена инвалидность, группа инвалидности вторая, причина инвалидности-общее заболевание.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Администрацию с заявлением № Г-1843 о предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного в <адрес> на территории МО «<адрес> согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Администрацией было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям:

Уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов ( подпункт 2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, п.1 ст.39.16 ЗК РФ).

Таким образом первоочередное обеспечение инвалидов земельными участками и семей, имеющих в своем составе инвалидов для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а только на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительный гарантии реализации жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющих в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

По сведениям Администрацией МО «Завьяловское» не состоите на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 ЗК РФ, в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2 ЗК РФ), в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (статья 39.1 ЗК РФ).

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован положениями ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.

При этом из анализа положений приведенных норм Земельного кодекса РФ следует, что предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданам права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в рамках данной процедуры осуществляется, если право на такое приобретение основано в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Положения Земельного Кодекса РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий

При этом положения Земельного кодекса РФ и указанного выше Федерального закона не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.

Суд, проанализировав положения законодательства, учитывая установленные обстоятельства и оценив представленные доказательства, приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления, принятого с нарушением закона и нарушающего права административного истца.

Отсутствие нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий не лишает его права на предоставление земельного участка в порядке подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, которое возникает при наличии права на первоочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7) и, кроме того, предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (статья 40, часть 2).

Исходя из анализа приведенных норм закона право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства предусмотрено законодателем с целью установления гарантий реализации жилищных прав инвалидов и не связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является мерой социальной поддержки, направленной на всех лиц, относящихся к этой категории, и семьи, имеющие в своем составе инвалидов.

Поэтому право инвалидов на получение земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства без проведения торгов возникает и при отсутствии фактической нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Установив вышеперечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что отсутствие документов, подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, что свидетельствует о незаконности решения Администрации МО «<адрес>».

Оспариваемое решение нарушает права административного истца, поскольку препятствует реализации его права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

Из п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок ; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка ; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка ; 7) заключение договора купли-продажи и другие действия.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории – п.п. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Согласно же п. 11 ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

Согласно п.п. 4 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отказ мотивирован следующим: согласно письму Администрации МО «Завьяловское» испрашиваемый земельный участок с учетом проекта застройки, расположенного южнее мкр.»Медик-2» частично накладывается на тупиковый проулок, завершающийся площадкой разворота, размеры которой составляет 16*16 м.

Из приведенных выше документов усматривается, что схема расположения земельного участка подготовлена с учетом градостроительного зонирования МО «Завьяловское», а именно с учетом утвержденного Генерального плана МО «Завьяловское» и Правил застройки и землепользования МО «Завьяловское».

В данном случае суд полагает целесообразным, руководствуясь частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ограничиться возложением на административного ответчика обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца ФИО1.

При этом на основании части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает срок для совершения указанных действий - в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу и сообщить об этом в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суду и гражданину.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

    решил:

    Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации МО «<адрес>» Удмуртской Республики о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанности удовлетворить.

    Признать незаконным отказ Администрации Муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью 2500 кв.м.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 2 500 кв.м.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.

Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                 Д.В.Орлов

2а-2546/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Бекчурин Вениамин Мартемьянович
Ответчики
Администрация МО Завьяловский район
Другие
Администрация МО Завьяловское
Суд
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Орлов Дмитрий Владимирович
Дело на странице суда
zavyalovskiy.udm.sudrf.ru
05.10.2020Регистрация административного искового заявления
06.10.2020Передача материалов судье
08.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2020Судебное заседание
03.11.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.11.2020Судебное заседание
10.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее