КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Яниева А.А. Дело № 33-1342/2021
24RS0048-01-2020-004584-48
2.209
1 февраля 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего Тарараевой Т.С.
судей Тихоновой Т.В., Ашихминой Е.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Юровой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Т.В. гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченного ответственностью «АЗУР эйр» о признании действий незаконными, возложении обязанности запретить осуществлять подготовку пилотов без документов,
по апелляционному представлению и.о.заместителя Красноярского транспортного прокурора Волынкина А.С.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 25 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченного ответственностью «АЗУР эйр» о признании действий незаконными, об обязании запретить осуществлять подготовку пилотов без документов, оставить без удовлетворения».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Красноярский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «АЗУР эйр» о признании действий незаконными, возложении обязанности запретить осуществлять подготовку пилотов без документов.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения ответчиком воздушного законодательства при подготовке пилотов установлено, что ООО «Азур эйр» осуществляет подготовку и тренировку пилотов авиакомпании (наземную подготовке, подготовку и тренировку по аварийно-спасательному оборудованию воздушного судна и тренировку процедур аварийной эвакуации на суше, подготовку по управлению ресурсами кабины экипажа и по перевозке опасных грузов) с выдачей протоколов тестирования (экзаменов) и задания на тренировку, подтверждающих успешное прохождение обучения, в отсутствие сертификата авиационного учебного центра, что создает угрозу возникновения авиационных событий в связи с ненадлежащей подготовкой пилотов, и, как следствие, возможность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц ввиду недостаточной квалификации членов экипажа для управления воздушными судами.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении и.о.заместителя Красноярского транспортного прокурора Волынкин А.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении требования, указывая, что ООО «Азур эйр», являясь организацией, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня, обязано получить сертификат авиационного учебного центра.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, проверив материалы дела, заслушав представителя процессуального истца прокурора Тодинова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в п.п. 2 и 3 Постановления от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО «АЗУР эйр» в 2018-2019 г.г. самостоятельно осуществляло подготовку и тренировку пилотов авиакомпании с выдачей документов (протоколов тестирования и заданий на тренировку), подтверждающих успешное прохождение обучения, в отсутствие сертификата авиационного учебного центра. С учетом выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений законодательства в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений закона.
Из письменных объяснений генерального директора ООО «АЗУР эйр» следует, что периодическая наземная подготовка профессиональных пилотов подразумевает под собой систематическую деятельность эксплуатанта, направленную на качественное выполнение пилотами функциональных обязанностей на борту ВС, и такая деятельность не имеет отношения к первоначальному профессиональному образованию и профессиональному обучению пилотов, требующему наличие сертификата, поскольку пилоты не получают новой профессии, не проходят профессиональную переподготовку.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ООО «АЗУР эйр» не является образовательным учреждением, не осуществляет подготовку летного состава, осуществляют периодическую подготовку своих пилотов, окончивших полный курс начального летного обучения и имеющих пилотские свидетельства с целью доведения до них изменений в правилах летной эксплуатации ВС, воздушного законодательства и т.д., и
пришел к выводу об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.
Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Пунктами 5 - 7 Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289, запрещено осуществлять обучение авиационного персонала в отсутствие выданного Федеральным агентством воздушного транспорта сертификата.
Сертификат авиационного учебного центра (АУЦ) должен находиться по месту осуществления основной деятельности АУЦ и предъявляется по требованию уполномоченных органов в области гражданской авиации или заказчиков (получателей) услуг АУЦ. Неотъемлемой частью сертификата АУЦ является приложение к сертификату АУЦ.
Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта (далее - центральный аппарат) и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта (далее - территориальный орган).
В соответствии с положениями ч. 1 Приказа Минтранса России от 04.08.2015 № 240 «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации» к указанной категории лиц относятся, в том числе, пилоты, т.е. лица, осуществляющие пилотирование воздушным судном.
Согласно пунктам 3, 4 ст. 54 Воздушного кодекса РФ подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки; подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Статьей 85 закона об образовании установлены особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, согласно которым в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации реализуются, в том числе, дополнительные профессиональные программы.
В силу ч. 4 ст. 85 указанного закона реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно п/п «а-в» п. 49 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289 авиационный учебный центр должен осуществлять обучение в соответствии с руководством по организации деятельности АУЦ по программам подготовки, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил; может привлекать юридических лиц для осуществления обучения по заявленным программам в части проведения подготовки авиационных специалистов по отдельным частям (модулям) программ с выдачей документа, подтверждающего прохождение и усвоение обучаемым указанной части программы (модуля). Привлекаемое юридическое лицо должно иметь сертификат АУЦ, выданный в соответствии с настоящими Правилами, предусматривающий право проводить обучение в части, в которой оно привлекается к обучению; после успешного прохождения обучения выдать документ, подтверждающий прохождение обучения.
В силу п. 50 Федеральных авиационных правил, АУЦ не должен осуществлять обучение в случае, если у него на момент проведения обучения отсутствуют необходимые персонал, помещения, документация, оборудование или условия, предусмотренные настоящими Правилами.
Таким образом, из совокупности перечисленных норм в их взаимосвязи следует, что деятельность организации по подготовке и профессиональной переподготовке пилотов с выдачей дипломов и свидетельств о профессиональной подготовке и переподготовке и повышении квалификации подразумевает получение организацией сертификата с учетом утвержденных программ подготовки. При этом профессиональная переподготовка может осуществляться только в отношении лиц, имеющих профессиональное образование специалиста авиационного персонала.
Материалами дела подтверждается, что ответчик осуществляет деятельность по подготовке пилотов без сертификата, образовательные программы, необходимые для сертификации, не утверждены.
При этом доводы стороны ответчика о том, что авиационный персонал ООО «АЗЦР эйр» проходит периодическую наземную подготовку по разработанным авиакомпанией программам, ведет учет периодической подготовки летным составом и бортпроводниками, проводит промежуточное и итоговое компьютерное тестирование и оценку знаний и выдачу справок и протоколов, установленного образца, подтверждающих уровень знаний, и на таких лиц не распространяются Федеральные Авиационные Правила и поэтому сертификация не требуется, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку документы, выдаваемые ответчиком (протоколы тестирования, задания на тренировку) содержат сведения о прохождении курса тренажерной подготовки, что соответствует деятельности авиационного учебного центра.
В отсутствие сертификации авиационного учебного центра установить соответствие качества и организации подготовки авиационного персонала в авиационном учебном центре не представляется возможным, что в силу действующих норм права является недопустимым.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Воздушный кодекс РФ имеют равную юридическую силу, самостоятельный предмет регулирования, при этом круг лиц, на который распространяется установленные ими нормы, пересекается, поскольку ряд норм воздушного законодательства определяют требования к образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку специалистов авиационного персонала, а не регулируют правоотношения в сфере образования.
Нормы воздушного законодательства в силу регулирования особых специфических правоотношений являются специальными по сравнению с общими нормами законодательства об образовании, так как это обусловлено приоритетом безопасности использования воздушного транспорта, спецификой и значимостью сферы, регулируемой воздушным законодательством.
С учетом приоритета действия специальных норм над общими, специального правового регулирования в области авиации, на ответчика как организацию, осуществляющую образовательную деятельность по подготовке специалистов авиационного персонала, возлагается обязанность иметь выданный уполномоченным на это Правительством Российской Федерации органом сертификат авиационного учебного центра.
Согласно ч. 1 ст. 1079 ГК РФ, деятельность по использованию транспортных средств отнесена к деятельности, создающей повышенную опасность. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 1065 ГК РФ).
В силу ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, деятельность ответчика, не отвечающая требованиям воздушного законодательства, является незаконной, создает угрозу безопасности жизни и здоровью неограниченного круга лиц.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении иска в полном объеме, поскольку исковые требования прокурора являются законными, подлежащими удовлетворению, оснований для отказа в удовлетворении заявленных транспортным прокурором требований не имелось.
Руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 25 сентября 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, об удовлетворении исковых требований Красноярского транспортного прокурора.
Признать незаконными действия ООО «АЗУР эйр» по самостоятельной подготовке и тренировке (наземной подготовке, подготовке и тренировке по аварийно-спасательному оборудованию воздушного судна и тренировке процедур аварийной эвакуации на суше, подготовке по управлению ресурсами кабины экипажа и по перевозке опасных грузов) 3 264 пилотов авиакомпании Боинг 737, 757, 767, 777 без документа (сертификата), подтверждающего соответствие центра подготовки персонала ООО «АЗУР эйр», осуществляющего обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил.
Запретить ООО «АЗУР эйр» осуществлять подготовку и тренировку (наземную подготовку, подготовку и тренировку по аварийно-спасательному оборудованию воздушного судна и тренировку процедур аварийной эвакуации на суше, подготовку по управлению ресурсами кабины экипажа и по перевозке опасных грузов) пилотов авиакомпании без документа (сертификата), подтверждающего соответствие ООО «АЗУР эйр», осуществляющего обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил.
Обязать ООО «АЗУР эйр» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в Росавиации документ (сертификат), подтверждающий соответствие ООО «АЗУР эйр», осуществляющего обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил.
Председательствующий:
Судьи: