К делу №2а-895/18г.
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
28 марта 2018 года Геленджикский городской
суд Краснодарского края
в составе
председательствующего Дрепа М.В.
РїСЂРё секретаре РљРѕР·РјРѕРІРѕР№ РЎ.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Дудка Н.А., Занозиной Е.А., Матвеева Ю.В. к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Дудка Н.А, Занозиной Е.А, Матвеев Ю.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации МО город-курорт Геленджик об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, указав в обоснование требований, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит незавершенный строительством жилой дом литер «Б» по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес>. Поскольку земельный участок под незавершенным строительством жилым домом не сформирован, обратились к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 615 кв.м. на кадастровом плане территории, но письмом Зам.Главы МО город-курорт Геленджик от 31.08.2017г. им было отказано.
Полагают отказ неправомерным, так как незавершенный строительством жилой дом литер «Б» по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес> является объектом недвижимости, и истцы на основании ст.39.20 ЗК РФ имеют исключительное право на приобретение земельного участка в собственности или аренду под объектом недвижимости. В связи с этим просят признать отказ незаконным и обязать Администрацию МО город-курорт Геленджик утвердить схему расположения земельного участка площадью 615 кв.м. под незавершенным строительством жилым домом литер «Б» по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес>.
В судебном заседании представитель административных истцов поддержал требования по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в возражениях, а также заявил о пропуске истцами без уважительных причин срока для обращения в суд.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· анализа содержания положений статей 11.10, 39.3 Рё 39.14 Земельного кодекса, утверждение схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории является РѕРґРЅРёРј РёР· этапов предоставления земельного участка, находящегося РІ государственной или муниципальной собственности, РІ собственность или аренду физических Рё юридических лиц без проведения торгов, который предшествует выполнению кадастровых работ РїРѕ образованию земельного участка Рё постановке его РЅР° государственный кадастровый учет (подпункты 4, 5 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса).
Как установлено в судебном заседании, Дудка Н.А, Занозиной Е.А, Матвееву Ю.В. и иным гражданам на праве общей долевой собственности принадлежит незавершенный строительством жилой дом литер «Б» с кадастровым номером № по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес>.
Письмом Зам.Главы МО город-курорт Геленджик от 31.08.2017г. Дудка Н.А, Занозиной Е.А, Матвееву Ю.В. отказано в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 615 кв.м. по вышеуказанному адресу по тем основаниям, что «согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости от 25 августа 2017 года, объект недвижимости с кадастровым номером № представляет собой завершенный строительством 5-этажный жилой дом, а чьи-либо права в его отношении не зарегистрированы».
Суд находит доводы администрации обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в силу которых государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом согласно статье 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Под строительством в пункте 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, признаются объектами незавершенного строительства (п.10 ст.1 Градостроительного кодекса).
Согласно представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22 февраля 2018 года, объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес> представляет собой завершенный строительством 5-этажный жилой дом общей площадью 543 кв.м.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута или имеют право на заключение соглашения о его установлении, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Таким образом, в данном случае основанием для подготовки схемы расположения земельного участка является обращение собственника здания, сооружения, расположенного на таком земельном участке.
Принимая во внимание отсутствие доказательств государственной регистрации права собственности административных истцов на вышеуказанный объект недвижимости, у администрации не было оснований для осуществления процедуры с целью образования земельного участка под этим объектом.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Наличие указанной совокупности судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка соответствует закону и не нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд находит обоснованными доводы административного ответчика о пропуске истцами срока обращения в суд.
На основании части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет - соблюдены ли сроки обращения в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, обжалуемый отказ администрации содержится в письме Зам.Главы МО город-курорт Геленджик от 31.08.2017г. В суд с административным иском истцы обратились 15.02.2018г, т.е. с пропуском установленного законом трехмесячного срока.
Учитывая приведенные нормы процессуального законодательства, а также отсутствие доказательств уважительных причин пропуска срока обращения в суд с настоящим иском, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска и по этим основаниям.
Руководствуясь ст.ст.175 - 180 и ст.227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административного иска Дудка Н.А., Занозиной Е.А., Матвеева Ю.В., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ