Решение по делу № 12-239/2023 от 17.07.2023

Дело № 12-239/2023

РЕШЕНИЕ

17 августа 2023 года                                                                 г. Пермь

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,

при ведении протокола секретарем Морозовой А.М.,

с участием защитников привлекаемого юридического лица ООО «Сток» ФИО8 и ФИО4 по доверенностям,

представителя административного органа – заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Пермскому краю Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 по доверенности,

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Сток» ФИО7 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) -Ю от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ст. 8.5 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 -Ю от Дата общество с ограниченной ответственностью «Сток» (далее – общество, ООО «Сток») признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ, ст. 8.5 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ФИО7 подала жалобу в Березниковский городской суд Адрес, указав, что производство по делу следует прекратить, указав на отсутствие источников выбросов, пропуск срока привлечения к административной ответственности, отсутствие образования отходов непосредственно при работе станции перекачки .

Определением от Дата дело направлено в Дзержинский районный суд Адрес по подсудности.

В рассмотрении жалобы законный представитель ООО «Сток» участия не принимал, извещен надлежаще, направил защитников.

Защитник ФИО8 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснил об отсутствии источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствии технической возможности уменьшения выбросов от ковша-отстойника, истечении срока давности привлечения по ст.8.5 КоАП РФ 09.02.2019 ввиду подачи заявки 09.02.2018, по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ привлечение незаконно, поскольку анализы взяты не в том месте, где положено согласно программе мониторинга качества сточной воды, устанавливающей места проведения отбора проб, также место по решению Камского БВУ определено на выпуске, а не в ковше-отстойнике. В арбитражном суде Дата А50-29309/2020 сведения о несоблюдении места нашли подтверждение. По ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ считает, что негативных выбросов над ровной гладью отстойника нет, он источником выбросов не является. Проведена инвентаризация в 2022 году, сделан вывод, что ковш не оказывает влияния на атмосферный воздух, заключен договор на отборы проб с АО НИИ «Атмосфера». Данные административного органа о нарушении получены в октябре 2021 года. В ходе проверки в мае 2023 года данных о превышениях нет. Проверка проводилась 15 дней, документы представлены в первый день проверки, возможность провести замеры атмосферного воздуха у административного органа была. Срок привлечения пропущен. Этими данными административный орган располагал в 2021 году в рамках проверки. По ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ привлечены за отсутствие согласованного проекта нормативов образования отходов, однако этот проект нормативов 21.10.2021 разработан и представлен входящим номером 17620. Однако проект не был принят, после этого повторно представлен письмом от Дата в рамках исполнения предписания. На момент проверки отрицательных заключений или отказа в утверждении не поступало. Считает, что обязанность исполнена.

Защитник ФИО9 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, указав, что санитарно-защитные зоны предприятий абонентов ООО «Сток» накладываются друг на друга, техническая возможность уменьшения выбросов от ковша-отстойника отсутствует, как предлагает контрольный орган, поскольку участки промканала находятся в собственности у абонентов. По ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ согласно отбору проб привлеченных лабораторий превышения отсутствуют. По ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ протоколы отбора проб являлись приложением к отчету об инвентаризации, где имелся вывод о наличии одного возможного источника загрязнения атмосферы, не оказывающего негативного влияния на атмосферный воздух – ковша, это были данные 2021 года. В 2023 году ситуация другая. По ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ отходы являются собственностью исполнителя – ООО «СК Технология», паспорта отходов действительно разработаны, однако, при вынесении постановления о привлечении к ответственности возражения ООО «Сток» административным органом не проанализированы, полагали, что поскольку проект нормативов образования отходов повторно представлен письмом от Дата, то необходимости его повторного направления нет.

Представитель административного органа – заместитель начальника отдела государственного экологического надзора по Адрес ФИО5 в судебном заседании с жалобой не согласилась, указав, что общество подлежало плановой проверке, до этого проверялись в 2020 и 2021 году, выявлены аналогичные нарушения. Нарушение по ст. 8.1 КоАП РФ связано с отсутствием плана уменьшения выбросов на ковше-отстойнике, предоставленном в качестве источника выбросов в инвентаризации источников. По ст. 8.5 КоАП РФ привлечены к ответственности за то, что на учете не состоит ковш-отстойник и промышленные отстойники и два участка промканала. По ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ выявлено превышение загрязняющих веществ, отбор произведен в месте, соответствующем программе мониторинга качества сточной воды, а также решению Камского БВУ. По ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ протоколы отбора проб представлены обществом от 2021 года, но орган узнал об этом в ходе проверки 2023 года. Источник не точечный, а площадной. По ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ обществом разработаны паспорта отходов, однако не представлен на утверждение проект нормативов образования отходов. Письмо от Дата не является заявлением, поскольку имеется порядок обращения. Возможность обращения с заявлением непосредственно в момент проведения проверки в целях исключения нарушения из состава административного правонарушения не использована.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы жалобы, дела об административных правонарушениях, прихожу к следующему.

Часть 1 ст. 11 Федерального закона от Дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В связи с реализацией плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2023 год, (порядковый номер в системе ФГИС ЕРКНМ 59230021000203561646), заместителем руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вынесено решение от 18.04.2023 № 169-Ре-П, проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Сток».

При проведении проверки с 02.05.2023 по 17.05.2023 установлено следующее.

ООО «Сток» зарегистрировано в качестве юридического лица 16.06.2015, поставлено на учет в налоговом органе, относится к микропредприятиям.

Основным видом деятельности является сбор и обработка сточных вод. Адрес: Адрес.

ООО «Сток» эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду – станцию перекачки , расположенную по адресу: Адрес, район промплощадки филиала Азот, код объекта П, уровень надзора; федеральный, 1-я категория; категория риска: чрезвычайно высокая (1), поставленный на государственный учет (далее – станция, ОНВОС).

Дата обществом утверждена программа производственного экологического контроля. Отчет об организации и результатах осуществления производственного контроля представлен в адрес Росприроднадзора за 2022 год Дата.

ООО «Сток» является водопользователем в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от Дата -Дата.009-Х-РСБХ-Т-2020-07116/00 с целью сброса сточных вод.

Согласно п. 2.3 решения условием использования водного объекта или его части является, в том числе: осуществление мер по охране водного объекта от загрязнения и засорения (подпункт 7); обработка остатков, образующихся на очистных сооружениях при очистке сточных вод в соответствии с технологическими режимами. Утилизация (захоронение) остатков сточных вод из очистных сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (подпункт 12); осуществление сброса сточных вод с использованием следующих водоотводящих сооружений: Комплекс механических очистных сооружений площадью 18310 кв.м. состоит из промотстойника, ковша отстойника. Сточные воды после механической очистки поступают на станцию перекачки. На станции перекачки 6 пропеллерных насосов марки ОПЗ-10. В работе 2 насоса, работают попеременно, 4 насоса в резерве (подпункт 9).

Проверка осуществлена должностными лицами Росприроднадзора совместно со специалистами филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Адрес» ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу»

По результатам плановой выездной проверки составлен акт от Дата -ПЭП.

Дата старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО10 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Сток» по ст. 8.1 КоАП РФ.

Уведомление о времени и месте составления протокола направлено в адрес ООО «Сток» Дата.

Дата старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО10 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Сток» по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Уведомление о времени и месте составления протокола направлено в адрес ООО «Сток» Дата.

Дата старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО10 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Сток» по ст. 8.5 КоАП РФ.

Уведомление о времени и месте составления протокола направлено в адрес ООО «Сток» Дата.

Дата старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО10 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Сток» по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Уведомление о времени и месте составления протокола направлено в адрес ООО «Сток» Дата.

Дата старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО10 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Сток» по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Уведомление о времени и месте составления протокола направлено в адрес ООО «Сток» Дата.

Согласно уведомлению о вручении уведомления , 07-232, 07-233, 07-234 и 07-235 получены ООО «Сток» Дата.

Определением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Росприроднадзора ФИО11 от Дата указанные протоколы об административных правонарушениях объединены в одно производство. Дата общество уведомлено о составлении постановления Дата.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 -Ю от Дата ООО «Сток» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ, статьей 8.5 КоАП РФ, частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 рублей. При вынесении присутствовал защитник, предоставивший возражения, аналогичные пояснениям при составлении протоколов.

Общество признано виновным по ст. 8.1 КоАП РФ ввиду отсутствия обращения в компетентные органы за согласованием плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух период неблагоприятных метеорологических условий.

Между тем, должностным лицом не учтено следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от Дата № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) (ч. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ).

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Согласно п. 1 Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Между тем, ни протокол от 21.06.2023 № 07-07-107/2023-01, ни оспариваемое постановление сведений об источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО «СТОК» не содержит.

В нарушение требований ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении не отражено событие правонарушения, квалификация деяния, не приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.

В этих условиях суд приходит к выводу, что обстоятельства, за совершение которых общество привлечено к ответственности, исходя из постановления не доказаны.

При проверке законности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено следующее.

Согласно протоколу, вменяется сокрытие и искажение названной информации в заявке об актуализации сведений об объекте HBOC от 09.02.2018. Должностное лицо не учел, что согласно диспозиции данной статьи, административная ответственность наступает за сокрытие, умышленное искажение информации об источниках выброса и выбрасываемых загрязняющих веществ в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Следовательно, данная норма предусматривает исчерпывающий перечень документов, сокрытие и искажение информации в которых влечет административную ответственность.

В соответствии с п. 2 ст. 4.1 Закона № 7-ФЗ перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее - Перечень) утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р.

Согласно п. 1 ст. 19 Закона № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Соответственно, нормирование в области охраны окружающей среды является мерой государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Данная позиция подтверждена Минприроды России от 03.10.2016 №12-44/26024 «О применении распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р».

В силу статьи 22 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Должностное лицо, устанавливая вину общества по ст. 8.5 КоАП РФ в совершении административного правонарушения, указывает на отсутствие в заявке о постановке на учет объекта НВОС промотстойника, ковша-отстойника, открытого общесплавного канала от ПК 0+83,7 до Адрес, открытого общесплавного канала от Адрес до ПК 13+83,7, дамбы защитной южной. В качестве нарушения указывает на ч.ч. 1, 4 ст. 69 Закона № 7-ФЗ

Согласно ст. 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Поскольку должностным лицом вменяется отсутствие в заявке о постановке объекта всех эксплуатируемых объектов, следует учитывать, что заявка предоставлена Дата.

При этом как в протоколе об административном правонарушении, так в постановлении должностного лица в качестве момента, с которым связано возникновение обязанности по предоставлению сведений об эксплуатируемых объектах, указано заявление о постановке объекта НВОС -П, дата получения которого уполномоченным органом не указана.

Исходя из положений ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ и позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» днем совершения административного правонарушения является дата составления, утверждения указанных выше документов, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который в рассматриваемом случае составляет один год, следует исчислять с даты подачи заявки. Таким образом, срок привлечения к ответственности истек 09.02.2019.

Более того, административная ответственность за сокрытие и искажение информации в заявке об актуализации сведений об объекте HBOC положениями ст. 8.5 КоАП РФ не предусмотрена.

На основании изложенного, данное нарушение подлежит исключению из объективной стороны вмененного административного правонарушения, производство прекращению ввиду отсутствия состава вменяемого административного праовнарушения.

Далее, согласно протоколу по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, установлено превышение установленных нормативов по загрязняющим веществам: нитрит, аммоний, марганец, медь и никель.

Согласно п. 8 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) под водопользователем понимается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать, в том числе условия использования водного объекта (пункт 2 части 1 статьи 22 ВК РФ). Статьей 35 ВК РФ предусмотрено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 ВК РФ).

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом № 7-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 7-ФЗ устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Сбросы химических и иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами в области охраны окружающей среды

Приказом Камского БВУ от Дата утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты сроком до Дата.

ООО «Сток» утверждены и согласованы с Камским БВУ «Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной на 2021-2025» и «Программа проведения измерений качества сточной и (или) дренажных вод на 2021-2025».

В соответствии с Программой ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной на 2020-2025, утвержденной Камским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов установлены места проведения отбора проб: место сброса сточных вод - Камское водохранилище, выпуск (890 км от устья Адрес, расстояние от береговой линии 30м).

Географические координаты оголовков выпуска сточных вод (СК WGS - 84):

    59°23"51,61" с.ш., 56°43" 15,06" в.д.,

    59°23"52,08" с.ш., 56°43"14,16" в.д.,

    59°23"52,54" с.ш., 56°43" 13,26" в.д.,

    59°23"53,00" с.ш, 56°43" 12,36" в.д,

    59°23"53,46" с.ш, 56°43"11,47" в.д,

    59°23"53,92" с.ш, 56°43"10,57" в.д.

    Решением Камского БВУ о предоставлении ООО «Сток» водного объекта от 27.01.2020 №... определены аналогичные места отбора проб.

ООО «СТОК» имеет действующее разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты № 03-02-0568 от 24.04.2020.

При проведении проверочных мероприятий был произведен отбор проб сточной воды из ковша-отстойника у станции перекачки в соответствии с протоколом отбора проб № 113 В от 02.05.2023. Анализ протоколов испытаний № Б 64 В, № 404 В, № Б 65 В, № 405 В, № Б 66 В и № 406 В от 10.05.2023 установил наличие превышений установленных нормативов загрязняющих веществ: нитрита, аммония, марганца, меди и никеля.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Защитником при составлении протокола и вынесении постановления предоставлялись возражения относительно того, что в соответствии с решением Камского БВУ ковш-отстойник входит в комплекс механических очистных сооружений, где производится механическая очистка сточных вод. Место отбора проб на выпуске сточных вод и прямого отношения к выпуску сточных вод в р. Кама не имеет.

Должностным лицом при вынесении постановления и оценке доказательств не учтены данные, представленные привлекаемым лицом, согласно отбору проб привлеченных лабораторий превышения по указанным веществам отсутствуют, вывод о невозможности применения указанных отборов постановление не содержит.

Таким образом, вывод должностного лица о том, что в водный объект (Камское водохранилище) осуществляется сброс сточной воды с превышением установленных нормативов (лимитов), сделан с несоблюдением принципа презумпции невиновности, предусмотренного ст. 1.5 КоАП РФ.

Материалы дела о соответствии в протоколах мест отбора проб решению Камского БВУ не свидетельствуют.

Таким образом, установленные протоколами лабораторных испытаний показатели превышения загрязняющих веществ в сточных водах ООО «Сток» материалами дела не доказаны. Сведений о том, что данным учреждением отбирались пробы, материалы дела не содержат.

Таким образом, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ подлежит исключению из нарушений, вменяемых постановлением должностного лица как недоказанное обстоятельство, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно протоколу по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ от Дата ООО «Сток» отсутствует комплексное экологическое разрешение, либо разрешение от надзорных территориальных органов на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и осуществляет выброс вредных веществ в отсутствие специального разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте НВОС -П.

Протокол указывает на наличие на балансе организации транспортного средства – легкового автомобиля FORDEXPLORER, а также на неорганизованный источник – открытую водную поверхность отстойника. Согласно отчету количества выбрасываемых газообразных веществ в атмосферный воздух от 22.02.2022по результатам инструментальных замеров составил 0,0 тонн

В качестве обоснования нарушения приведены протоколы испытаний А от Дата (наветренная сторона) и А от Дата которыми установлено, что по загрязняющему веществу аммиак имеются превышения при отборе проб с подветренной стороны (менее 0,02 мг/м3; 0,021 мг/м3; 0,025 мг/м3) относительно наветренной (менее 0,02 мг/м3; менее 0,02 мг/м3; менее 0,02 мг/м3).

Согласно протоколам испытаний А от Дата (наветренная сторона) и А от Дата установлено, что по загрязняющему веществу аммиак имеются превышения при отборе проб с подветренной стороны (менее 0,026 мг/м3; 0,024 мг/м3; 0,025 мг/м3) относительно наветренной (менее 0,02 мг/м3; менее 0,02 мг/м3; менее 0,02 мг/м3).

Таким образом, сделан вывод, что данные результаты свидетельствуют о наличии негативного воздействия на атмосферный воздух от источника выбросов загрязняющих веществ.

Между тем, должностным лицом не учтено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

События административного правонарушения наступили Дата (акт отбора проб А и А) и Дата (акт отбора проб А и А).

Установленный срок давности привлечения ООО «Сток» по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ к административной ответственности начал исчисляться с Дата и Дата, соответственно, на момент проверки истек.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Таким образом, вменяемое ООО «Сток» нарушение по состоянию на 17 мая 2023 года (дата обнаружения нарушения) произведено за пределами срока для привлечения к ответственности.

Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

Также следует отметить, что вменяя в качестве нарушения отсутствие комплексного экологического разрешения, должностным лицом не учтено, что Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 (ред. от 10.07.2023) «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» установлено, что срок, до которого в соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» должны быть поданы заявки на получение комплексного экологического разрешения для объектов, включенных в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, переносится с 31 декабря 2022 г. на 31 декабря 2024 год.

Далее, согласно протоколу, общество привлечено к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ за отсутствие действующего документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закона № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом у исполнительной власти.

В соответствии со ст. 18 Закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (часть 1).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (часть 5).

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от Дата, в Федеральный классификационный каталог отходов включены, в том числе и отходы (осадки) при очистке сточных вод дождевой (ливневой) канализации (Блок 7).

Пунктом 1 ст. 24 Закона № 7-ФЗ определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

При этом необходимо иметь ввиду, что отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией предприятия.

Постановлением судьи Адресвого суда (21-310) от Дата постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от Дата, решение судьи Березниковского городского суда Адрес от Дата по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Сток" ФИО1 – без удовлетворения, по факту не исполнения обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

ООО «Сток» разработан проект нормативов образования отходов для станции перекачки. Дата общество обратилось с заявлением об утверждении нормативов образования и лимитов на их размещение в Западно-Уральское межрегиональное управление. Письмом Росприроднадзора от Дата № ГЧ-03-14180 в утверждении нормативов отказано. В обоснование отказа указано, что представленный ООО «Сток» ПНООЛР разработан в отношении отходов, которые согласно п. 8.3 Договора от Дата , заключенного между ООО «Сток» и ООО «СК-Технологии» образуются в процессе обслуживания оборудования и являются собственностью исполнителя с правом дальнейшей утилизации.

ООО «Сток» письмом от 29.06.2022 повторно представило в Росприроднадзор нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР), указав в пояснении, что между ООО «Сток» и ООО «СК-Технологии» также заключены договоры на выполнение работ по капитальному ремонту (договор № 403688 от 02.08.2021), по замене насосов (договор № 403691 от 02.08.2021), согласно п. 8.3 которого все образующиеся в процессе работ и жизнедеятельности (ТКО) отходы являются собственностью исполнителя.

Между тем, ответ на предписание заявлением на выдачу нормативов не является.

Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории.

Согласно подп. 1 п. 12 Административного регламента срок предоставления территориальными органами Росприроднадзора государственной услуги не должен превышать 30 рабочих дней с даты регистрации заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при предоставлении государственной услуги.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Сток» имелась возможность для соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленные обязанности по недопущению нарушения действующего законодательства, не представлено.

Доводы жалобы о том, что обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение возникает не у каждого лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, а в случае, если такие отходы производства и потребления образуются в результате хозяйственной и (или) иной деятельности на таких объектах, ООО «Сток» не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, являются несостоятельными.

Согласно пункта 3.4 Устава ООО «Сток», основным видом деятельности осуществляемым обществом, является удаление и обработка сточных вод, в том числе: отвод сточных вод через систему справных сооружений и каналов (общесплавную систему канализации/систему коммунальной канализации), станцию перекачки и рассеивающий выпуск в Адрес, их обработка и удаление; очистка сточных вод методом естественной очистки в отстойнике; обработка сточных вод промышленных предприятий.

В соответствии с частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от Дата № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с Дата и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 9 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от Дата , в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от Дата № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящего Порядка, утверждаются, выдаются и переоформляются в соответствии с пунктами 10 - 20 настоящего Порядка.

Таким образом, названным Федеральным законом предусмотрена выдача или переоформление разрешений и документов (в том числе нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), которые подлежат применению до дня получения хозяйствующим субъектом комплексного экологического разрешения.

В силу действующего регулирования предусмотренная отсрочка получения комплексного экологического заключения не означает возможность для Общества, эксплуатирующего объект I категории негативного воздействия на окружающую среду, осуществлять деятельность в отношении образующихся опасных отходов без разрешительных документов.

Такое регулирование направлено на недопущение бесконтрольного образования и размещения отходов производства и потребления.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, а потому тот факт, что основной вид деятельности ООО "Сток" не связан с обращением с отходами производства, не освобождает его от обязанности соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования обращения с отходами производства и потребления.

Осуществляя деятельность в области обращения с отходами, юридическое лицо обязано разработать проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, однако этого ООО «Сток» не сделало.

Таким образом, ООО «Сток» является надлежащим субъектом и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ.

Более того, согласно акту плановой проверки от 17.05.2023, в период с 15.11.2021 по 01.12.2021 Управлением проводилась плановая проверка, в ходе которой установлен факт образования отходов в результате хозяйственной деятельности общества. При проведении настоящей проверки отходы, установленные в 2021 году, не установлены.

В соответствии с ранее выданным предписанием от Дата ООО «Сток» необходимо разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образующихся в результате эксплуатации объекта I-й категории станция перекачки .

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Административное наказание назначено по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного кодекса и Федерального закона от Дата № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

С учетом признаков объективной стороны, роли правонарушителя, существенно нарушены охраняемые общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, и установленное деяние не может быть признано малозначительным.

    При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 3 п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 п. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника ООО «Сток» удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 от Дата -Ю, состоявшиеся в отношении ООО «Сток» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, статьей 8.5 КоАП РФ, частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, части 7 статьи 8.2 КоАП РФ в части признания виновным и привлечения к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ, статье 8.5 КоАП РФ, части 1 статьи 8.14 КоАП РФ, части 1 статьи 8.21 КоАП РФ - отменить.

Производство по ст. 8.1 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Производство по ст. 8.5 КоАП РФ прекратить ввиду отсутствия состава вменяемого административного правонарушения.

Производство по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня получения его копии.

...

Судья                                                                                                  Е.В.Мухина

12-239/2023

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Сток"
Другие
Лычева Эльвира Владимимировна
Ненарокова Екатерина Васильевна
Сушко Ольга Сергеевна
Веселков Игорь Михайлович
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Мухина Е.В
Статьи

8.1

8.2

8.5

8.14

8.21

Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
17.07.2023Материалы переданы в производство судье
18.07.2023Истребованы материалы
26.07.2023Поступили истребованные материалы
17.08.2023Судебное заседание
18.08.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
17.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее