Дело № 3а-10/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2019 года город Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
судьи Артамоновой Т.А.,
при секретаре Дубровой А.В.,
с участием прокурора Ведмидь А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Глобус Плюс» о признании нормативного правового акта не действующим в части,
установил:
23 апреля 2018 года Правительством Севастополя издано постановление № 248-ПП (в редакции постановления от 09.08.2019 № 499-ПП), которым утверждена документация по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования».
Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта РФ Губернатором города Севастополя Овсянниковым Д.В., возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликовано 25.04.2018 и 12.08.2019 на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).
Таким образом, порядок обнародования и опубликования оспариваемого в части нормативного правового акта соблюден.
Общество с ограниченной ответственностью «Глобус Плюс» (далее – ООО «Глобус Плюс», Общество) обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, в котором просит признать названное постановление недействующим с момента вступления в законную силу в части включения земельного участка с кадастровым номером №, площадью 0,6290 га, расположенного в <адрес>
- в границы территории земель общего пользования, планируемой к озеленению, район Стрелецкой бухты, <адрес>, которая указана в подпункте 8 таблицы 2.5 и отображена графически красными линиями на листе 1.2 Графической части (утверждаемая часть проекта планировки территории) - План красных линий;
- в пункт 8 таблицы 2.2 «Ведомость изменяемых земельных участков», в пункт 8 таблицы 2.3 Тома 6 Книги 4 часть 1.1 этап VI «Межевание территории»;
- в пункт 226 таблицы 1.1 «Предложения по установлению ограничений и обременений использования земельных участков» Тома 6 Книги 4 часть 1.2 этап VI «Межевание территории»;
- в чертеж межевания территории.
В обоснование иска ООО «Глобус Плюс» указывает на нарушение названным постановлением в оспариваемой части его прав, поскольку в результате установления в спорном месте красных линий и отнесения данной территории к землям общественного назначения изменен вид разрешенного использования земельного участка «для строительства и обслуживания яхт-клуба», находящегося у Общества в долгосрочной аренде и полностью попавшего в границы территории, планируемой к озеленению, что не позволяет ему использовать участок в предоставленных целях. Изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет необходимость изменения/расторжения договора аренды, на что истец не согласен, поскольку заинтересован исключительно в строительстве яхт-клуба. Планируемое изменение земельного участка, в том числе его объединение с другими земельными участками для образования территории общего пользования, при издании оспариваемого нормативного правового акта осуществлено без письменного согласия арендатора, что противоречит статье 7, пунктам 1, 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
К настоящему времени Обществом построен причал, осуществлено строительство нового канализационного коллектора для нужд города, проведена кабельная линия, от которой снабжается энергией жилой квартал. Строительство яхт-клуба не начато, так как до сих пор не получено разрешение на строительство, а также отказано в предоставлении решения о согласовании архитектурно-строительного облика со ссылкой на установление в указанном месте красных линий оспариваемым нормативным правовым актом. Полагает, что постановление Правительства Севастополя от 23.04.2018 № 248-ПП в оспариваемой части противоречит статьям 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как проект планировки и проект межевания не учитывают существующего порядка землепользования, действующих градостроительных решений, отраженных в Генеральном плане Севастополя, градостроительных условий, которые в отсутствие правил землепользования и застройки определяют градостроительный регламент на конкретной территории. На официальном сайте не опубликовано обоснование прохождения красной линии, цель отнесения спорной территории к землям общего пользования и озеленения, проект межевания. В оспариваемом нормативно-правовом акте, предусматривающем образование нового земельного участка, не предусмотрено его изъятие, как и строительство объектов недвижимости, влекущих его изъятие. Также ссылается на нарушение установленного статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации официального порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта (опубликован частично).
Определениями суда от 06.05.2019, от 03.07.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент архитектуры и градостроительства <адрес>, Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца И.Г. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика – Правительства Севастополя по доверенности Я.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованного лица - Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> Я.С., М.А. с иском не согласились в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица – Департамента по имущественным и земельным отношениям в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить исковые требования без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями пунктов 8, 11 статьи 3 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Положения договора аренды земельного участка, заключенного до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированного в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено в ходе разбирательства, ООО «Глобус плюс» (до перерегистрации по законодательству РФ – ЧП «Глобус плюс») является арендатором земельного участка площадью 0,6290 га, с кадастровым номером №, расположенного в г. Севастополе по <адрес>, на основании договора аренды с Севастопольским городским Советом от 16.03.2006. Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25.07.2017 Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано в расторжении названного договора аренды (т.5 л.д. 80-106).
Согласно пунктам 1, 3 указанного договора, передаваемый в срочное платное пользование на 25 лет земельный участок предназначен для строительства и обслуживания яхт-клуба, категория земель – земли рекреационного назначения.
В выписке из государственного кадастра недвижимости от 09.04.2019 категория земель в отношении спорного участка была указана в соответствии с законодательством Украины как «земли особо охраняемых природных территорий», вид разрешенного использования «для строительства и обслуживания яхт-клуба» (т. 1 л.д. 108-116).
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28.11.2018 № № по результатам рассмотрения заявления ООО «Глобус плюс» от 17.10.2018 со ссылкой на постановление Правительства Севастополя от 28.03.2016 № 228-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель, расположенных на территории города Севастополя» категория земель названного земельного участка определена в соответствии с законодательством РФ как «земли населенного пункта» (т. 3 л.д. 212).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 10.06.2019 № № названная категория земель внесена в государственный кадастр недвижимости (л.д. 207-211). Вид разрешенного использования данного земельного участка «для строительства и обслуживания яхт-клуба» внесен в кадастр на основании документов Украины, в соответствие с законодательством РФ (на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков») в порядке, установленном постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 № 228-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя», принятым с целью с целью урегулирования правоотношений по определению видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, Правительство Севастополя, на момент рассмотрения дела не приведен (т. 3 л.д. 207-211).
21.07.2016 Обществу утвержден и выдан Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя градостроительный план земельного участка, согласно которому на нем планируется размещение объекта капитального строительства – яхт-клуба, при этом, отмечено, что участок полностью расположен в границах водоохранной зоны моря (т. 3 л.д. 40-47).
Объект капитального строительства (яхт-клуб) на спорном участке не возведен. Имевшееся у ЧП «Глобус Плюс» разрешение на выполнение строительных работ № от 03.12.2007, выданное Инспекцией ГАСК, имело срок действия до 31.12.2009, который истек (т. 3 л.д. 32-33).
05.10.2018 Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя выдан Обществу отказ № 147 в предоставлении решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, согласно которому одним из оснований отказа является то обстоятельство, что строительство яхт-клуба предполагается в границах территории общего пользования, установленной постановлением Правительство Севастополя от 23.04.2018 № 248-ПП (т. 1 л.д. 11-12).
19.04.2019 Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя Обществу отказано в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Строительство и обслуживание яхт-клуба по адресу: <адрес> со ссылкой на размещение указанного объекта на территории общего пользования, что запрещено статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т. 3 л.д. 204-206).
В соответствии с решением суда от 03.12.2008 и сведениями в ЕГРН, ЧП «Глобус» является собственником объекта незавершенного строительства со степенью готовности 76 % – причальной стенки по адресу: <адрес> (т.3 л.д. 39).
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения установлены статьей 63 ГрК РФ, согласно части 2 которой в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в частности Севастополя, полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанного субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.
Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава).
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», части 1 статьи 22 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя».
При этом, принятие Проекта планировки и проекта межевания территории осуществлено Правительством Севастополя в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года» (утв. постановлением Правительства РФ 11.08.2014 № 790), Государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2015-2020 годы (утв. постановлением Правительства Севастополя от 06.05.2015 № 366-ПП) с изменениями в редакции постановления Правительства Севастополя от 11.04.2016 № 291-ПП, Государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020 (утв. постановлением Правительства Севастополя от 20.12.2016 № 1000-ПП) с изменениями в редакции постановлений Правительства Севастополя от 24.11.2017 № 887-ПП и от 30.03.2018 № 204-ПП, постановления Правительства Севастополя «О разработке градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общего пользования» от 17.09.2015 № 888-ПП.
Исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.
Обязанность опубликования документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотрена частями 15,16 статьи 45 ГрК РФ.
Как указывалось выше, постановление Правительства Севастополя от 23.04.2018 № 248-ПП, включающее в себя утверждаемую часть проекта планировки территории, официально опубликовано 25.04.2018 на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru). Кроме того, оспариваемое постановление Правительства Севастополя в редакции постановления от 09.08.2019 № 499-ПП, в том числе, утверждаемая часть проекта межевания территории, официально опубликованы там же 12.09.2019.
При таких обстоятельствах, доводы административного истца о нарушении процедуры опубликования оспариваемого нормативного правового акта несостоятельны.
Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта также не нарушена.
В соответствии с положениями ГрК РФ, действующими в редакции до вступления в силу статьи 5.1, введенной Федеральным законом от 29.12.2017 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом норм статьи 19 названного федерального закона, обязательному рассмотрению на публичных слушаниях подлежали проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения, городского округа (статья 46 ГрК РФ).
В соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 3, статьи 11 Закона города Севастополя от 10.03.2017 № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе», Регламентом проведения собрания участников публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе (утв. приказом Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 05.05.2017 № 53), распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 09.11.2017 № 837 публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования состоялись 14.12.2017, о чем составлен протокол публичных слушаний № 31, утвержденный директором Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя, из которого усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися (т. 1 л.д. 180-250, т. 2 л.д.1-134).
Следовательно, участие граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией названных проектов, при принятии оспариваемого нормативного правового акта обеспечено.
В ходе разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что в соответствии с проектом планировки и проектом межевания земельный участок площадью 0,6290 га, с кадастровым номером 91:02:001017:15 расположен в границах проектируемой территории общего пользования, планируемой к озеленению, и красных линий (т. 3 л.д. 124).
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного Кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
Согласно положениям статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).
Таким образом, земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания, и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85, подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 № 1963-О).
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).
Статьи 42 и 43 ГрК РФ определяют цели, состав и содержание проектов планировки и межевания территории.
В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Исходя из положений статей 9, 14, 18 ГрК РФ к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями статьи 31 и статьи 34 ГрК РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Как усматривается из Основной (утверждаемой) части проекта планировки территории, изготовленной ГУП МО «НИиПИ градостроительства» в 2017 году, указанные проект планировки и проект межевания улично-дорожной сети и территорий общего пользования разработаны на основании нормативной документации и с учетом Генерального плана города Севастополя от 13.12.2005, а также проекта Генерального плана города Севастополя, разработанного в 2016 году (т. 1 л.д. 17-27).
В соответствии с частью 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 31 декабря 2020 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
По смыслу положений статей 5, 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» границы населенных пунктов, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией, с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.
В соответствии с пунктом 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 339-ПП, до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя уполномоченный орган осуществляет выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, градостроительных планов земельных участков на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, с учетом:
1) Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114;
2) проектов планировки территории;
3) проектов межевания территории;
4) правовых актов Правительства Севастополя об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия;
5) детальных планов территорий, утвержденных уполномоченными органами государственной исполнительной власти в установленном законодательством Украины порядке до 18.03.2014, а именно:
- корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы), утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 23.01.2007 № 1272.
Правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты на территории города Севастополя на данный момент отсутствуют, используется Генеральный план города Севастополя, утвержденный решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114.
Согласно Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2005 земельный участок, находящийся в пользовании Общества, расположен по функциональному назначению в проектируемой зоне кратковременной рекреации (пляжи, спортивно-развлекательные комплексы), в зоне водных пространств Черного моря, бухт, полностью входит в водоохранную зону моря, что также отражено на чертеже Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № от 21.07.2016 и не оспаривается сторонами (т. 3 л.д. 125, 198-203, т. 4 л.д. 29-76). При этом, в спорном месте Генеральным планом города Севастополя от 13.12.2005 красные линии установлены не были. Также следует принять во внимание, что по действовавшему на момент принятия Генерального плана города Севастополя 2005 года законодательству Украины (государственным строительным нормам) в приморских курортах подлежит охране зона строгого режима, включающая прибрежную полосу моря, пляжи и прилегающая к пляжам, шириной не менее 100 метров, которая должна использоваться преимущественно для организации зеленых насаждений общего пользования, набережных, бульваров, скверов, климатолечебных сооружений, спортивных и детских площадок пункт 5.28 ДБН 360-92** Градостроительство. Планировка и застройка городов и сельских поселений.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу, что проект планировки и проект межевания территории в оспариваемой части не противоречат имеющемуся на территории города Севастополя Генеральному плану.
Доводы административного истца относительно незаконности установления в спорном месте красных линий, без учета фактического землепользования, проверены и подлежат отклонению в силу следующего.
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Следовательно, существующее правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий (определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 № 242-О).
Как указывалось выше, установленные в спорном месте красные линии определяют границы территории общего пользования, проектируемой к озеленению.
Согласно разделу 1 Основной (утверждаемой) части проекта планировки территории, проектные предложения по установлению красных линий приняты на основе решений проекта планировки по развитию транспортной инфраструктуры города, с учетом сложившейся и планируемой застройки, системы землепользования, а также предложений градостроительной и проектной документации, разработанной и (или) разрабатываемой на территории г. Севастополь.
Существующие красные линии, предусмотренные в ранее разработанных проектах планировки, а также рекомендованные Генеральным планом от 13.12.2005 и проектом Генерального плана г. Севастополь, были учтены и откорректированы с учетом существующей и планируемой застройки, границ прилегающих сформированных земельных участков, охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения, а также мероприятий, предусмотренных проектом планировки. Проектные предложения по установлению красных линий приняты с учетом предложений проекта планировки по строительству новых и реконструкции существующих дорог и улиц, развитию озелененных территорий общего пользования, набережных, пляжей. При разработке красных линий учтены факторы, в частности, для озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары) красные линии принимались с учетом кадастровых границ и планировочных решений проекта планировки по организации данных территорий; для территорий общего пользования вдоль береговой линии моря (пляжи, набережные) красные линии принимались с учетом береговой полосы моря (20 м), сложившейся застройки, границ земельных участков и планировочных решений проекта планировки по организации данных территорий. На земельных участках, полностью расположенных в красных линиях, не опускается размещение новых и реконструкция существующих объектов капитального строительства, не относящихся к объектам транспортной и инженерной инфраструктуры. Утверждение красных линий не влечет за собой прекращение прав юридических и физических лиц на соответствующие земельные участки и иные объекты недвижимости, а является основанием для последующего принятия (в случае необходимости) решений об изъятии, в том числе, путем выкупа, земельных участков и иных объектов недвижимости для реализации государственных и муниципальных нужд по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры (т. 1 л.д. 17-27).
Согласно представленным материалам по разработке и утверждению оспариваемых проекта планировки и проекта межевания (II этап. Том 2 Книга 2. Часть 1 Анализ существующего положения; IV этап. Том 4. Книга 2 Пояснительная записка), в Гагаринском районе города Севастополя, где расположен спорный земельный участок, имеется самая низкая обеспеченность озелененными территориями общего пользования при значительном количестве кварталов новой застройки, практически не имеющих в пешеходной доступности озелененных территорий общего пользования, что также негативно сказывается на внешнем облике и благоустройстве города. По материалам Генерального плана 2005 года к потенциально возможным для использования в рекреационных целях территориям относились 100 км береговой полосы, из них пляжей 40 км, в том числе и в спорном месте (т. 4 л.д. 77-106).
При таких обстоятельствах, вопреки доводам истца, содержащиеся в оспариваемом проекте планировки и проекте межевания территории красные линии в названном месте не установлены произвольно, а при наличии соответствующего обоснования и с соблюдением требований законодательства.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2017 № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Кроме того, вышеназванные положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат обязательных требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.
По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.
Ссылки административного истца на нарушение его прав и законных интересов в связи с невозможностью на арендуемом земельном участке строительства и обслуживания яхт-клуба также подлежат отклонению.
В ходе рассмотрения дела установлено, что яхт-клуб на спорном участке на данный момент не возведен. Имевшееся у ЧП «Глобус Плюс» разрешение на выполнение строительных работ № 1305 от 03.12.2007 по возведению объекта капитального строительства, выданное Инспекцией ГАСК, имело срок действия до 31.12.2009, который истек, в связи с чем юридическое лицо обратилось за получением разрешения на строительство в установленном законодательством РФ порядке, им не полученное в связи с отказом уполномоченного органа (т. 3 л.д. 32-33). Таким образом, действующих разрешительных документов на строительство яхт-клуба у истца также не имеется. При этом, законодательного определения яхт-клуба исключительно как объекта капитального строительства не имеется, а в силу положений пункта 2 части 17 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство не требуется для объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Причальная стенка, право собственности на которую зарегистрировано за ЧП «Глобус», является гидротехническим сооружением, расположенным в воде вдоль берега моря, и в границах арендуемого земельного участка не находится, поэтому препятствий для ее эксплуатации в связи с установлением красных линий для истца не имеется.
Доводы относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка истца отмену оспариваемого нормативного правового акта не влекут.
Согласно проекту межевания территории Таблица 2.2. Этап VI. Том 6. Книга 4. Часть 1.1 земельный участок с кадастровым номером 91:02:002017:15 включен в Ведомость изменяемых земельных участков в связи с предполагаемым видом разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования (12.0) и в Таблицу 2.3 «Сведения о площадях образуемых и изменяемых земельных участков, входящих в состав озелененных территорий общего пользования и пляжей» (т.4 л.д. 117-123).
Кроме того, данный земельный участок включен в Ведомость земельных участков, сведения о границах которых содержатся в ГКН, предполагаемых к установлению ограничений и обременений в использовании (межевание территории. Таблица 1.1 Этап VI. Том 6. Книга 4. Часть 1.2) (т. 4 л.д. 130-136).
Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно и предусмотрено при осуществлении градостроительного зонирования и градостроительных регламентов, входящих в состав правил землепользования и застройки (статьи 30, 34, 35 ГрК РФ). На данный момент указанные документы на территории города Севастополя не разработаны.
Также в силу положений статьи 37 ГрК РФ в случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение вида разрешенного использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами.
Изменение вида разрешенного использования в порядке, установленном статьями 37-39 ГрК РФ, происходит по инициативе правообладателя.
Также следует отметить, что ГрК РФ допускает, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (статья 36).
Более того, имевшийся у земельного участка вид разрешенного использования в соответствие с законодательством РФ не приведен.
При таких обстоятельствах само по себе установление красных линий не нарушает прав истца и не препятствует ему в использовании земельного участка при условии соблюдения установленных в законодательстве ограничений.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы административного истца о том, что в оспариваемом нормативном правовом акте отсутствует информация об изъятии указанного земельного участка, ввиду следующего.
В соответствии с частью 12.4 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Исходя из положений статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, распространяется и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд изымается земельный участок, переданный в аренду.
Пунктом 2 статьи 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также по иными основаниям, предусмотренными федеральными законами.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ либо органов местного самоуправления - в зависимости от того, для нужд какого уровня осуществляется изъятие (статья 56.2 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 ЗК РФ).
По смыслу пунктов 19, 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории, обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий относится к сфере деятельности местного значения.
В силу абзаца второго части 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Территориями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (статья 1 ГрК РФ).
Как усматривается из материалов дела, ООО «Глобус плюс» является арендатором земельного участка площадью 0,6290 га, с кадастровым номером № полностью расположенного в границах водоохранной зоны моря.
Оспариваемым проектом планировки территории и проектом межевания земельный участок с кадастровым номером № в полном объеме включен в границы территории общего пользования.
С учетом изложенных норм ГрК РФ, отнесение указанного земельного участка к планируемым границам территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса об изъятии такого земельного участка, и согласования проекта планировки территории с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (часть 12.4 статьи 45 ГрК РФ).
Между тем в нарушение приведенных норм федерального законодательства оспариваемый акт не содержит таких сведений, что создает правовую неопределенность судьбы арендуемого истцом земельного участка.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает, что постановление Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года № 248-ПП «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» подлежит признанию не действующим со дня вступления решения в законную силу в той мере, в какой в названном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером № резервированию и (или) изъятию для государственных или муниципальных нужд, согласованному с органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченных на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Глобус Плюс» удовлетворить частично.
Признать не действующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года № 248-ПП «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» в той мере, в какой в названном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером № резервированию и (или) изъятию для государственных нужд, согласованному с органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд.
В удовлетворении остальных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Глобус Плюс» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.
Судья Т.А. Артамонова
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2019 года.