Решение по делу № 33-125/2024 (33-2476/2023;) от 25.12.2023

УИД 13RS0019-01-2023-001663-98

Судья Чугунова Л.М.         № 2-1312/2023

Докладчик Леснова И.С.             Дело № 33-125/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Лесновой И.С.,

судей Ганченковой В.А., Елховиковой М.С.,

при секретаре Лебедевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 января 2024 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Кондратьева Юрия Витальевича к Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма, по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Сидоровой Л.В. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 30 октября 2023 г.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Кондратьев Ю.В. обратился в суд с иском к Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма, указав, что постановлением Аадминистрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 19 августа 2016 г. №1041 Кондратьев Ю.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в 2016 г. До настоящего времени он не обеспечен жилым помещением.

Просил обязать Администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия предоставить Кондратьеву Ю.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 30 октября 2023 г. исковые требования Кондратьева Ю.В. удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Сидорова Л.В. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает на то, что обеспечение жилым помещением осуществляется в пределах выделенных финансовых средств, в связи с чем у ответчика не имелось возможности предоставить истцу жилое помещение. Кроме того, предоставление истцу жилья вне очереди нарушит права иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обладают аналогичным правом на предоставление жилья.

В судебное заседание истец Кондратьев Ю.В., представитель ответчика Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, представители третьих лиц Министерства образования Республики Мордовия, Министерства архитектуры и строительства Республики Мордовия, Министерства финансов Республики Мордовия не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляли.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кондратьев Ю.В. родился <дата>, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-ЖК №598133, где в графе мать указана Кондратьева Н.С., в графе отец указан Кондратьев В.В.

Вступившим в законную силу решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 24 мая 2012 г., Кондратьева Н.С. и Кондратьев В.В. лишены родительских прав в отношении Кондратьева Ю.В.

Постановлением Главы Рузаевского района Республики Мордовия №1250 от 27 июля 2012 г. малолетний Кондратьев Ю.В. определен для последующего содержания и воспитания в государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Мордовия для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», за Кондратьевым Ю.В. закреплена жилая площадь, находящаяся по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия №993 от 10 августа 2016 г. установлен факт невозможности проживания ребенка, оставшегося без попечения родителей, Кондратьева Ю.В., в ранее занимаемом жилом помещении, зарегистрированного по адресу: <адрес>, на основании выписки из домовой книги, согласно которой общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

Постановлением Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия №1041 от 19 августа 2016 г. Кондратьев Ю.В. включен в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно сообщению Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Кондратьев Ю.В. в муниципальном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Рузаевскому району, по состоянию на 9 октября 2023 г. значится за №77.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости. следует, что право собственности на объекты недвижимости за Кондратьевым Ю.В. не зарегистрировано.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Согласно адресной справке, выданной 13 сентября 2023 г. ОВМ ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району, Кондратьев Ю.В. с 28 декабря 2002 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству, выданному ГАПОУ Республики Мордовия «Саранский автомеханический техникум» №3163 от 30 июня 2021 г. Кондратьев Ю.В. проходил обучение в указанном образовательном учреждении с 1 сентября 2019 г. по 30 июня 2021 г.

В настоящее время Кондратьев Ю.В. жилым помещением не обеспечен.

Право Кондратьева Ю.В. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма, законность включения его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не оспаривалось.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришёл к выводу, что Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, наделённая государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, обязана предоставить Кондратьеву Ю.В., который включен в указанный список и достиг возраста 18 лет, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пункт 3 приведённой правовой нормы предусматривает, что Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2, 4 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. №24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 кв.м. Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте.

Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. №32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

В соответствии со статьёй 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, обеспечение Кондратьева Ю.В. благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться Администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия за счёт субвенций, предоставляемых бюджету Рузаевского муниципального района из республиканского бюджета Республики Мордовия по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, под которым в соответствии с положениями пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В связи с чем предоставляемое Кондратьеву Ю.В. жилое помещение должно находится в границах Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Делая такой вывод, суд первой инстанции правильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам, и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться в порядке очереди, а предоставление жилого помещения Кондратьеву Ю.В. нарушает права других лиц из числа детей-сирот, которые также имеют право на получение жилого помещения, являются необоснованными.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан, включенных в список, не ставится законом в зависимость от наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, и соблюдения между гражданами очерёдности, а также в зависимость от наличия неисполненных решений суда по делам о предоставлении жилых помещений указанным категориям граждан.

Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене по доводам, указанным в апелляционной жалобе, не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 30 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Сидоровой Л.В. – без удовлетворения.

Председательствующий И.С. Леснова

Судьи                                 В.А. Ганченкова

                                     М.С. Елховикова

Мотивированное апелляционное определение составлено 24 января 2024 г.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия              И.С. Леснова

33-125/2024 (33-2476/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кондратьев Юрий Витальевич
Ответчики
Администрация Рузаевского муниципального района
Другие
Министерство строительства и архитектуры РМ
Министерство образования Республики Мордовия
Министерство финансов РМ
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Леснова Инесса Станиславовна
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
25.12.2023Передача дела судье
24.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2024Передано в экспедицию
24.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее