дело <Номер обезличен>а-348/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея, Амурской области 19 февраля 2018 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Гришиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации города Зеи Амурской области к и.о. начальника ОСП по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области ФИО1, отделу судебных приставов по Зейскому району УФССП по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Решением Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена>, вступившим в законную силу <Дата обезличена>, на администрацию города Зеи Амурской области возложена обязанность по предоставлению ФИО3 жилого помещения по договору специализированного найма в городе Зее Амурской области, отвечающего санитарным и техническим условиям, площадью не менее 28 кв.м.
<Дата обезличена> на основании исполнительного листа ФС <Номер обезличен>, выданного в отношении должника администрации города Зеи Амурской области, судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Зейскому району возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП и установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - 5 суток с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
<Дата обезличена> и.о. начальника ОСП по Зейскому району ФИО1 вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи Амурской области исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.
Администрация города Зеи Амурской области обратилась в суд с иском к и.о. начальника ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области ФИО1, УФССП России по Амурской области, ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением и.о. начальника ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП, в обоснование указав, что выполнить требования исполнительного документа в течение 5 суток не представляется возможным по причинам, не зависящим от воли и действия должника. В соответствии с Законом Амурской области № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Выделяемых из областного бюджета денежных средств недостаточно для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем в Министерство социальной защиты населения Амурской области администрацией г. Зеи направляются письма с просьбой рассмотрения возможности выделения денежных средств на приобретение жилых помещений для лиц указанной категории. Полагает, что истцом предприняты исчерпывающие меры для надлежащего исполнения обязательства.
Представитель администрации г. Зеи в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Ответчик и.о начальника ОСП по Зейскому району ФИО1, представители ответчиков УФССП России по Амурской области, ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, отзыв на иск не представили.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Заинтересованное лицо – помощник прокурора Зейского района ФИО4 в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований возражает.
В силу ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон и заинтересованных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив и оценив представленные доказательства и материалы исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229 «Об исполнительном производстве», установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор - в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации - в размере 50000 рублей.
В судебном заседании установлено, что решением Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена>, вступившим в законную силу <Дата обезличена>, на администрацию города Зеи Амурской области возложена обязанность по предоставлению ФИО3 жилого помещения по договору специализированного найма в городе Зее Амурской области, отвечающего санитарным и техническим условиям, площадью не менее 28 кв.м.
<Дата обезличена> на основании исполнительного листа ФС <Номер обезличен>, выданного в отношении должника администрации города Зеи Амурской области, судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по <адрес> возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП и установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - 5 суток с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Данное постановление получено администрацией г. Зеи <Дата обезличена>. В настоящее время решение суда не исполнено.
<Дата обезличена> и.о. начальника ОСП по Зейскому району ФИО1 вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи Амурской области исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.
В соответствии со ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета.
Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством Амурской области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Объем субвенции на реализацию указанных полномочий определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с Порядком расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113, главный распорядитель средств областного бюджета на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образований, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление муниципальным районам и городским округам на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Амурской области для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего муниципального образования.
Как следует из материалов дела, администрация г. Зеи неоднократно обращалась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств из областного бюджета с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Согласно сообщению финансового управления администрации г.Зеи от 24 января 2018 года, указанная субвенция из средств областного бюджета в 2017 году выделена в сумме 5222301 рубль; на 2018 год запланировано средств в сумме 4006200 рублей.
Изложенное свидетельствует об отсутствии бездействия истца по исполнению решения суда.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
По смыслу закона исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу ч. 6 и 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу ст. 55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В судебном заседании установлено, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что несвоевременное исполнение требования судебного пристава-исполнителя обусловлено уважительными причинами - особенностями бюджетного финансирования указанных расходных обязательств органа местного самоуправления.
Поскольку у должника отсутствовала реальная возможность исполнить в установленный срок требования судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении решения Зейского районного суда, суд полагает возможным удовлетворить требования истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации города Зеи Амурской области, удовлетворить.
Освободить администрацию города Зеи Амурской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, наложенного постановлением и.о. начальника отдела судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области в рамках исполнительного производства 20502/17/28008-ИП по исполнению исполнительного листа ФС <Номер обезличен>, выданного Зейским районным судом.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня оглашения.
Председательствующий А.А. Плешков