Дело № 2а-105/2021
УИД 66RS0036-01-2020-001727-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2021 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Лапшову Сергею Александровичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лапшову С.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям.
В обоснование заявленных требований указано, что Лапшов С.А. в 2016 году имел земельный участок, не исполнил обязанность по уплате земельного налога в сумме 94 648 рублей. В связи с несвоевременной уплатой налогов налогоплательщику были начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 175 рублей 10 копеек.
Инспекцией ответчику было направлено требование, в котором указан срок его исполнения. Требование об уплате налога и пени налогоплательщиком до настоящего времени не исполнено.
В отношении административного ответчика был вынесен судебный приказ о взыскании с него задолженности по налогу и пени № 2а-6401/2020, который определением от 09.10.2020 отменен судом.
Административный истец просит суд взыскать с Лапшова С.А. задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме 94 648 рублей, пени в сумме 175 рублей 10 копеек.
Информация о рассмотрении дела размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
В судебное заседание, назначенное на 18.02.2021, стороны, извещенные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела (л. д. 45 – 46), не явились.
В силу ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Явка сторон не признана судом обязательной, в связи с чем 18.02.2021 принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В силу ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3, статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 абз. 2 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, пени и штрафа, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, в силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании ч. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговым периодом по земельному налогу признается год (ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 Налогового кодекса Россий ской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, штрафа является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у последнего недоимки.
Как видно из материалов дела, в 2016 году в собственности административного ответчика имелся земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Как следует из искового заявления и административным ответчиком не опровергнуто, за 2016 год Лапшов С.А. должен был уплатить налог в сумме 94 648 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что ею в установленный срок сделано не было.
Как установлено судом, Лапшову С.А. налоговым органом предоставлен доступ к личному кабинету.
Приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@, действовавшим до 28.12.2017, утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика. С 28.12.2017 Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика утвержден Приказом ФНС России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@.
Пунктами 8 и 9 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ (далее – Порядок), определено, что доступ к личному кабинету может быть осуществлен с использованием логина и пароля, которые, в свою очередь, могут быть получены путем представления заявления о получении доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно Приложению № 1 к данному Порядку. При этом согласно п. 11 Порядка регистрационная карта, содержащая, в частности, логин и пароль для доступа к личному кабинету, может быть получена несколькими способами, один из которых - по адресу электронной почты, указанному в заявлении о предоставлении доступа к личному кабинету.
В соответствии с п. 2 ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом п. 2 ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
В соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Таким образом, учитывая положения ст. ст. 11.2 и 52 Налогового кодекса Российской Федерации, если физическое лицо получило доступ к личному кабинету и не направило уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе, налоговое уведомление, а также требования об уплате налогов и пени будут переданы в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи.
При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления (п. 50 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с п. 1 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (пункт 5 статьи 6.1 Кодекса).
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 Кодекса).
Как следует из материалов дела, налогоплательщику путем размещения в личном кабинете (л. д. 9) было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 8).
Требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени со сроком для добровольного его исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 5) было размещено в личном кабинете ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 9), в установленный срок исполнено не было.
Налоговый орган в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа о взыскании с Лапшова С.А. задолженности по налогам.
09.10.2020 мировым судьей судебного участка № 1 Кушвинского судебного района Свердловской области был вынесен судебный приказ № 2а-6401/2020 о взыскании с Лапшова С.А. задолженности по земельному налогу. Определением от 27.10.2020 указанный судебный приказ отменен (л. д. 14).
Из материалов административного дела следует, что административное исковое заявление направлено в Кушвинский городской суд Свердловской области 17.12.2020 (л. д. 20), то есть с соблюдением сроков, установленных абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
На момент рассмотрения дела задолженность по налогу не погашена, что подтверждается сведениями из электронной базы данных (л. д. 7). Пени за его несвоевременную уплату не погашены. Доказательств обратного суду не представлено.
К числу лиц, на которые распространяются налоговые льготы, предусмотренные ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик не относится.
С учетом изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.
Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В связи с этим суд взыскивает с административного ответчика, который не освобожден в силу закона от уплаты государственной пошлины, государственную пошлину в сумме 3 044 рубля 69 копеек (800 + ((94 823,1 – 20 000) х 3 %) = 3 044, 69), подлежащую зачислению в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 290, 292 – 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 27 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░ 94 648 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 175 ░░░░░░ 10 ░░░░░░.
░░░░░ 94 823 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 10 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 3 044 ░░░░░ 69 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.