РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п.Куйтун 11 мая 2021 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Карбовской Е.О.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Куйтунского района Стеренчук Д.Д., административного ответчика главы Алкинского муниципального образования Слайковского Ю.В., представителя административного ответчика Думы Алкинского муниципального образования и заинтересованного лица администрации Алкинского муниципального образования Власовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-153/2021 по административному исковому заявлению прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к главе Алкинского муниципального образования Слайковскому Юрию Васильевичу, Думе Алкинского муниципального образования о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л:
В обоснование иска указано, что прокуратурой Куйтунского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в отношении главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района Слайковского Ю.В., в ходе которой вскрыт факт неисполнения Слайковским Ю.В. обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, закрепленной в части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ). Так, 11.10.2017 им был заключен трудовой договор с родным братом "ННН" на замещение должности водителя 5 разряда администрации Алкинского муниципального образования. 30.04.2020 администрацией Алкинского муниципального образования в лице главы Слайковского Ю.В. заключен гражданско-правовой договор № 4 со "ННН", предметом которого является оказание услуг по отпуску воды населению на срок с 01.05.2020 до 30.09.2020 со скважины, расположенной по адресу: <адрес>, включенной в реестр муниципального имущества Алкинского муниципального образования. Изложенное свидетельствует об использовании Слайковским Ю.В полномочий главы муниципального образования из личной заинтересованности, выразившейся в получении близким родственником (родным братом) главы Алкинского муниципального образования "ННН" дохода в виде денег из бюджете Алкинского муниципального образования. Внарушение требований ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, ч.ч. 4.1, 5 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ч. 4 ст. 31 Устава Алкинского муниципального образования глава муниципального образования о возникновении конфликта интересов в Думу Алкинского муниципального образования Слайковский Ю.В. не сообщил, не принял мер к его урегулированию, несмотря на то, что возникший конфликт интересов влияет или может повлиять на надлежащее объективное и беспристрастное исполнение Алкинского муниципального образования Куйтунского района Слайковского Ю.В. должностных (служебных) обязанностей.
По выявленным фактам прокуратурой Куйтунского района 20.10.2020 внесено представление в Думу Алкинского муниципального образования Куйтунского района с требованиями об инициировании вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку. 02.12.2020 в адрес прокуратуры Куйтунского района поступил ответ на представление прокуратуры района с приложением протокола заседания Думы Алкинского муниципального образования от 16.11.2020 № 31 и решения Думы Алкинского муниципального образования от 16.11.2020 № 73, из которых следует, что Слайковским Ю.В. не нарушены требования Федерального закона № 273-ФЗ, в связи с чем им случаи возникновения конфликта интересов не допущены, оснований для применения к нему меры ответственности в виде удаления в отставку отсутствуют. При этом в ходе заседания Думы Алкинского муниципального образования Слайковский Ю.В. участвовал в нем в качестве председателя Думы, главы Алкинского муниципального образования, протокол заседания Думы подписан им единолично, подписи участвующих депутатов Думы в протоколе отсутствуют. Решение Думы Алкинского муниципального образования от 16.11.2020 № 73 подписано Слайковским Ю.В. в качестве главы Алкинского муниципального образования. Кроме того, в решении Думы отсутствуют сведения о порядке вступления его в силу. Указанное является грубым нарушением процедуры рассмотрения вопроса об инициировании удаления главы муниципального образования в отставку. Ответ на представление прокуратуры района не содержит анализа доводов прокуратуры района о наличии либо об отсутствии возникшего и неурегулированного конфликта интересов главы муниципального образования. Кроме того, ответ на представление дан ненадлежащим субъектом - главой Алкинского муниципального образования - Слайковским Ю.В., в то время как представление внесено прокуратурой района в адрес депутатов Думы Алкинского муниципального образования, и не могло рассматриваться Слайковским Ю.В., так как в акте реагирования поставлен вопрос о нарушении последним требований законодательства о противодействии коррупции. Несмотря на это, Слайковский Ю.В. участвовал в рассмотрении представления как глава - председатель Думы поселения по вопросу собственной ответственности, что исключает объективность его рассмотрения. Решение об отсутствии оснований для инициирования вопроса об удалении главы Слайковского Ю.В. в отставку фактически исключило возможность наступления его ответственности за неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», по основаниям, предусмотренным ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Просит суд признать решение Думы Алкинкого муниципального образования Куйтунского района от 16.11.2020 № 73 об отсутствии оснований для инициирования процедуры удаления главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района Слайковского Юрия Васильевича в отставку незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Куйтунского района Стеренчук Д.Д. исковые требования поддержала по доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик глава Алкинского муниципального образования Слайковский Ю.В. исковые требования не признал и пояснил, что по своей должности он возглавляет Думу Алкинского муниципального образования. После получения представления прокуратуры он собрал заседание Думы, на котором он был председателем. Дума рассмотрела представление и вынесла решение, которое является законным.
Представитель административного ответчика Думы Алкинского муниципального образования и заинтересованного лица администрации Алкинского муниципального образования по доверенностям Власова Т.В. исковые требования не признала, пояснила, что 20 октября 2020 года в адрес Думы сельского поселения Алкинского муниципального образования прокурором Куйтунского района было направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и выдвинуты требования безотлагательно рассмотреть вопрос об инициировании процедуры удаления главы Алкинского муниципального образования Слайковского Ю.В. в отставку в соответствии с требованиями ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 16 ноября 2020 года с участием представителя прокуратуры Куйтунского района вышеназванное представление было рассмотрено и единогласно принято решение не инициировать процедуру удаления главы Алкинского муниципального образования в отставку. Дума Алкинского сельского поселения является выборным представительным органом местного самоуправления сельского поселения, состоит из 6 депутатов, избираемых населением поселения, порядок ее деятельности устанавливается Регламентом сельской Думы. В соответствии с положениями пункта 10 части 10 статьи 3, статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 10 ст. 24 Устава Алкинского сельского поселения (в редакции на день принятия решения) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции Думы Алкинского сельского поселения. В соответствие с положениями части 1 пункта 2, части 2 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку исключительно по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования. Такой инициативы, представительный орган не проявлял, а лишь рассматривал на заседании Думы представление прокурора Куйтунского района. Согласно п.п. 1, 4 ст.25 Устава Алкинского сельского поселения организацию деятельности Думы поселения осуществляет Глава Поселения, заседания Думы созываются Главой поселения. Все Решения представительного органа муниципального образования, в том числе и решение по рассматриваемому представлению прокурора по удалению главы муниципального образования в отставку, подписано председателем представительного органа муниципального образования. Административный истец в своем административном иске указывает на то, что заседание Думы от 16 ноября 2020 года проведено в нарушение процедуры. Однако, с этим нельзя согласиться по следующим основаниям: на заседании Думы протокол велся специалистом администрации по работе с депутатами, сам протокол зафиксировал ход заседания; согласно протоколу заседания Думы на повестке были рассмотрены и другие вопросы, кроме представления прокурора Куйтунского района. По каждому из них, путем отрытого голосования, были приняты все решения, в том числе и по представлению прокурора. При этом, за оспариваемое решение проголосовало 5 присутствующих депутатов, т.е. решение принято единогласно. Голосование оформлено в решении № 73 от 16.10.2020 года, подписанном председателем Думы в лице Главы поселения, что не противоречит Уставу и действующему законодательству. Таким образом, указанное решение № 73 принято уполномоченным органом, с соблюдением необходимого числа лиц, имеющих право его принимать, в связи с чем данное решение является законным. Кроме этого, использование демократической процедуры при принятии решения при оценочном характере выносимого представительным органом решения обеспечивает его законность. Именно процедура путем голосования участвующих депутатов является указанной демократической процедурой, депутаты вправе принимать решения по своему внутреннему убеждению на основании объективных данных. Также при вынесении решения депутатами учитывался характер совершенного лицом, замещающим муниципальную должность, «коррупционного правонарушения», его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение лицом, замещающим муниципальную должность, других ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения лицом, замещающим муниципальную должность, своих должностных обязанностей. Протокол заседания велся специалистом по обеспечению деятельности Думы, ход заседания и итоги голосования зафиксированы в соответствии с действительностью. При этом секретарь заседания не включен в круг лиц, имеющих право на принятие оспариваемого решения, а является лишь техническим лицом, обеспечивающим фиксацию заседания. Все вышеизложенное свидетельствует о законности решения № 73 и отсутствия оснований к его отмене. Принимая во внимание изложенное и то, что со стороны Думы Алкинского сельского поселения нарушений порядка и срока принятия оспариваемого решения допущено не было, то и оснований для удовлетворения административного иска и признания решения Думы Алкинского сельского поселения незаконным - не имеется. 18 ноября 2020 года оспариваемое решение было направлено по электронной почте в адрес прокурора Куйтунского района. Административным истцом пропущен десятидневный срок обращения с административным исковым заявлением в суд. Данная норма закреплена в п.2 ст.219 КАС. Из чего следует, что административный иск, поданный прокурором Куйтунского района, не может подлежать рассмотрению ввиду пропущенного срока на обращение с административным исковым заявлением. Также депутаты не видят неопровержимых доказательств, которые обосновали бы необходимость отставки главы администрации. Есть только формальные нарушения законодательства. Дума сельского поселения Алкинского муниципального образования просит отказать в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из указанных положений закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения представительного органа местного самоуправления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципального образования.
Права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации, муниципального образования в данном случае выражаются в реализации принципа законности, соблюдении действующего законодательства, в том числе антикоррупционного, равенства всех перед законом, ответственности выборного должностного лица, добросовестного исполнения им своих служебных полномочий, защите конкуренции, предотвращении коррупции.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, выборное должностное лицо местного самоуправления.
Согласно ч.ч.1, 4 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.4.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Слайковский Ю.В. является выборным должностным лицом органа местного самоуправления, замещающим муниципальную должность главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района Иркутской области. Решением Куйтунской ТИК от 11.09.2017г. № он избран главой Алкинского муниципального образования. (л.д.15-16)
В соответствии со ст.31 Устава Алкинского муниципального образования глава Поселения является высшим должностным лицом Поселения и наделяется в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава Поселения избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Глава Поселения возглавляет администрацию Поселения и исполняет полномочия председателя Думы Поселения. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, в том числе в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона (п.2.1 ч.6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ).
Аналогичные основания для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования закреплены в п.3 ч.1 ст. 35 Устава Алкинского муниципального образования.
Согласно ч.1 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является, в том числе, несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (п.4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно ч.3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ на муниципальных служащих возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
В силу ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Непринятие лицом, замещающим муниципальную должность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ).
Согласно статье 13.1. Федерального закона № 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия, в том числе, в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Согласно записям акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГг. № и от ДД.ММ.ГГГГг. № глава Алкинского муниципального образования Слайковский Ю.В. и "ННН" являются родными братьями. (л.д.40,41)
Согласно распоряжению главы администрации Алкинского муниципального образования Слайковского Ю.В. от 10.10.2017г. №-к, "ННН" принят водителем администрации Алкинского сельского поселения. (л.д.36)
11.10.2017г. между администрацией Алкинского сельского поселения в лице главы администрации Слайковского Ю.В. и "ННН" заключен трудовой договор на неопределенный срок. (л.д.34-35)
30.04.2020г. между администрацией Алкинского сельского поселения в лице главы администрации Слайковского Ю.В. («Заказчик») и "ННН" («Исполнитель») заключен договор об оказании услуг №, согласно которому «Исполнитель» принимает на себя обязательства оказывать услуги по отпуску воды населению со скважины с.Алкин, а «Заказчик» обязуется оплатить оказанные услуги в размере, порядке и на условиях, установленным Договором. Срок действия договора с 1.05.2020 по 30.09.2020. (л.д.19-20)
Согласно актам от 31.05.2020, 30.06.2020, 31.07.2020, 31.08.2020 приемку выполненных работ у "ННН" производил глава администрации Слайковский Ю.В. (л.д.21,22,23,24)
Согласно реестрам от 11.06.2020 №, от 10.07.2020 №, от 03.08.20290 №, от 08.09.2020 № на счет "ННН" зачислялись денежные средства по 4 148 рублей в месяц. (л.д.26,27,28,29)
Таким образом, при осуществлении главой Алкинского муниципального образования Слайковским Ю.В. функций по руководству деятельности администрации Поселения, обеспечению исполнения полномочий по решению вопросов местного значения возник конфликт интересов, поскольку между главой Алкинского муниципального образования Слайковским Ю.В. и его родным братом "ННН" были заключены трудовой договор и гражданско-правовой договор, в результате заключения которых у родного брата административного ответчика появилась возможность получения доходов в виде денег и иных выгод (преимуществ).
Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район от 26.04.2017 №144-п «Об организации деятельности по противодействию коррупции в сельских поселениях, входящих в состав территории муниципального образования Куйтунский район утверждено Положение о порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав территории муниципального образования Куйтунский район, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. (л.д.57-59)
В соответствии с п.3 Положения лица, замещающие должности муниципальной службы, направляют в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов органов местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав территории муниципального образования Куйтунский район, уведомление по форме, которое подлежит обязательной регистрации в журнале уведомлений. (л.д.64)
Согласно информации председателя Думы МО Куйтунский район от 7.10.2020 №, главой Алкинского муниципального образования Слайковским Ю.В. уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в период осуществления им полномочий главы Алкинского муниципального образования в Думу МО Куйтунский район не направлялись. (л.д.44)
Несмотря на то, что возникший конфликт интересов влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение главой Алкинского муниципального образования Слайковским Ю.В. должностных (служебных) обязанностей, никаких мер по предотвращению конфликта интересов им предпринято не было, что им и не отрицалось. О возникшем конфликте интересов глава Алкинского муниципального образования Слайковский Ю.В. сообщил депутатам только на заседании Думы 28.12.2020, что подтверждается выпиской из протокола от 28.12.2020 (л.д.71), то есть уже после установления факта нарушения законодательства о противодействии коррупции прокуратурой Куйтунского района.
20.10.2020 и.о. прокурора Куйтунского района в Думу Алкинского муниципального образования было направлено представление о рассмотрении вопроса об инициировании процедуры удаления главы Алкинского муниципального образования Слайковского Ю.В. в отставку в соответствии с требованиями ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». (л.д.11-12)
Согласно п.10 ч.1 ст.24 Устава Алкинского муниципального образования в исключительной компетенции Думы Поселения находится принятие решение об удалении Главы Поселения в отставку.
16 ноября 2021 года на заседании Думы Алкинского муниципального образования представление прокуратуры Куйтунского района рассмотрено, принято решение об отсутствии оснований для инициирования процедуры увольнения главы Алкинского муниципального образования Слайковского Ю.В. в отставку. (л.д.74-76, 77)
Решение Думы нельзя признать законным, поскольку нарушения главой Алкинского муниципального образования Слайковским Ю.В. законодательства о противодействии коррупции являются безусловным основанием для досрочного прекращения полномочий главы Алкинского муниципального образования Слайковского Ю.В. за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности. Судом установлено, что Слайковский Ю.В., являясь выборным должностным лицом органа местного самоуправления, замещающим муниципальную должность главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района Иркутской области, не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в связи с чем имелись основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пунктом 2.1 части 6 статьи 36, частью 7.3 статьи 40, пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для инициирования Думой Алкинского муниципального образования процедуры удаления главы Алкинского муниципального образования в отставку.
Факты нарушения законодательства о противодействии коррупции со стороны главы Алкинского муниципального образования Слайковского Ю.В. подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Депутаты Думы Алкинского муниципального образования надлежащим образом выявленные нарушения закона не исследовали, требования законодательства о последствиях таких нарушений в полном объеме не учли, в результате чего приняли противоречащее требованиям закона решение.
Указанные нарушения законодательства о противодействии коррупции являются основанием для единственно возможной меры ответственности - досрочного прекращения полномочий в виде удаления в отставку. Последствие в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, является безальтернативным.
В судебном заседании представителем административного ответчика и заинтересованного лица Власовой Т.В. заявлено о пропуске административным истцом установленного законом срока для обращения в суд со ссылкой на п.2 ст.219 КАС РФ.
Согласно ч.ч.1, 1.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Информация о результатах рассмотрения представления была направлена и поступила в прокуратуру Куйтунского района 02.12.2020. (л.д.73) Административное исковое заявление в суд направлено 10.02.2021, то есть в срок, не превышающий трех месяцев.
В соответствии с ч.2 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В данном случае указанная норма о 10-дневном срока подачи иска в суд неприменима, поскольку решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования не принималось.
Таким образом, срок обращения в суд с административным исковым заявлением, предусмотренный ч.ч.1, 1.1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах суд считает, что административные исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Частью 9 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Учитывая, что решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 30 апреля 2021 года прекращены полномочия главы Алкинского муниципального образования Слайковского Ю.В. досрочно, в связи с утратой доверия, не имеется необходимости обязывать Думу Алкинского муниципального образования пересмотреть свое решение от 16.11.2021.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Куйтунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к главе Алкинского муниципального образования Слайковскому Юрию Васильевичу, Думе Алкинского муниципального образования о признании решения незаконным удовлетворить.
Признать решение Думы Алкинского муниципального образования Куйтунского района Иркутской области от 16.11.2020 № об отсутствии оснований для инициирования процедуры удаления главы Алкинского муниципального образования Куйтунского района Иркутской области Слайковского Юрия Васильевича в отставку незаконным.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу