дело № 22-1646
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 23 марта 2023 г.
Судебная коллегия по уголовным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Литвиновой Л.Г.
судей Шляпникова Н.В., Воронова Ю.В.
при секретаре Селивановой Е.В.
с участием прокурора Левко А.Н.
адвоката Ясыревой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя Галкиной М.М. на приговор Свердловского районного суда г. Перми от 26 января 2023 г., которым
Бузорин Владислав Викторович, дата рождения, уроженец ****, несудимый,
осужден за каждое из двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, пп. «а, г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, к 3 годам лишения свободы со штрафом в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний – к 4 годам лишения свободы со штрафом в размере 15 000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Разрешены вопросы по мере пресечения, об исчислении срока наказания, о зачете в срок лишения свободы времени содержания под стражей и под домашним арестом, о судьбе вещественных доказательств и арестованного имущества.
Заслушав доклад судьи Литвиновой Л.Г., изложившей содержание приговора, существо апелляционного представления, мнение участников процесса, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
по приговору Бузорин В.В. признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотического средства – производное N – метилэфедрона общей массой 14,563 гр., совершенном организованной группой с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», в крупном размере.
Он же признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотического средства – производное N – метилэфедрона общей массой 16,646 гр., совершенном организованной группой с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», в крупном размере.
Преступления совершены в г. Перми в период времени и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В апелляционном представлении государственный обвинитель Галкина М.М., не оспаривая фактические обстоятельства дела, доказанности вины и квалификацию действий Бузорина В.В., просит приговор изменить, произвести зачет времени содержания Бузорина В.В. под стражей в период с 26 января 2023 г. до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Проверив материалы уголовного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Бузорин В.В., действуя в составе организованной группы, используя информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», в целях незаконного сбыта наркотических средств неограниченному кругу лиц в крупном размере, получив от неустановленного соучастника информацию о месте расположения расфасованной партии наркотиков, поднял эту закладку, разместил часть наркотических средств в 13 тайников, однако был задержан сотрудниками полиции, наркотические средства из тайников изъяты. Впоследствии при личном досмотре у осужденного изъяли еще 15 свертков с наркотическим средством.
Указанные обстоятельства установлены на основе показаний самого осужденного, не отрицавшего, что он, работая курьером в интернет-магазине, посредством сети «Интернет» получал от неустановленного соучастника под учетной записью «***» информацию о месте нахождения оптовой закладки, указания о том, сколько и в каком районе г. Перми следует оборудовать мелких закладок и об оплате за работу, соучастник под учетной записью «Ворон» инструктировал его по поводу способа раскладки наркотиков, о поведении во время их оборудования и в случае задержания сотрудниками полиции. Подтвердил, что 11 ноября 2022 г. по координатам, сообщенным ему «***», нашел большой сверток, в котором находились маленькие свертки с наркотическим средством, успел разложить 13 закладок, после чего был задержан и у него изъяли еще 15 свертков с наркотиками.
Сообщенные осужденным сведения согласуются с показаниями свидетелей У1., Т1., Т2., Х1. о проведении оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение», в результате которого задержан Бузорин В.В. и изъято наркотическое средство; показаниями свидетеля Б1., принимавшего участие в качестве понятого при личном досмотре осужденного, в ходе которого у Бузорина В.В. изъяты 15 свертков из ленты желтого цвета с веществом и 2 сотовых телефона; показаниями свидетелей Х2., Б2., Т3., К., З., У2., У3., Г1., Р., П., Г2., принимавших участие в качестве понятых при изъятии оборудованных осужденным закладок.
Показания перечисленных свидетелей и осужденного подтверждаются протоколами осмотра места происшествия, в ходе которых изъяты свертки в оборудованных осужденным закладках; протоколом личного досмотра осужденного, в ходе которого изъято 15 свертков из липкой ленты желтого цвета и 2 сотовых телефона. Согласно протоколу осмотра принадлежащего осужденному телефона, в нем обнаружена переписка с неустановленными соучастниками, содержащая информацию о проведении обучения о характере преступной деятельности, правилах и графике работы, условиях ее оплаты; инструктаж по использованию интернет-мессенджеров, программ и приложений; инструкции по оборудованию тайников с наркотиками, фотографированию, описанию мест закладок и по отправке фотографий соучастникам; по составлению отчетов о выполненной работе по организации закладок; инструкции по поведению в случае задержания; информация о местах расположения оптовых закладок с указаниями об их изъятии и размещении в установленные сроки и в указанных куратором районах; сведения о способах конспирации и о контроле за осужденным со стороны соучастников; фотографии оборудованных осужденным тайников с наркотиками.
Согласно справкам об исследовании и заключениям эксперта изъятое из оборудованных осужденным закладок и при его личном досмотре вещество - производное N-метилэфедрона является наркотическим средством, включенным в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681, размер данного наркотического средства по каждому преступлению в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002 является крупным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Бузориным В.В. выполнены все действия, образующие объективную сторону незаконного сбыта наркотических средств, однако его умысел не был доведен до конца по независящим от него обстоятельствам, поэтому его действия обоснованно квалифицированы как два покушения на сбыт наркотических средств. Оснований для квалификации всех действий Бузорина В.В. как единого продолжаемого преступления судебная коллегия не усматривает, поскольку преступления пресечены на разных этапах реализации преступного умысла.
Судебная коллегия считает, что анализ и основанная на законе оценка доказательств позволили суду прийти к верному выводу о совершении каждого из преступлений в составе устойчивой организованной группы, заранее объединившейся для совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. Принимая во внимание наличие организатора (руководителя), заранее разработанного плана совместной преступной деятельности, направленной на незаконный сбыт наркотических средств через интернет-магазин, выполнение своей роли каждым из участников группы, строгую иерархию в группе, контроль со стороны неустановленных следствием соучастников за действиями осужденного, действующими в группе системами конспирации, обучения, оплаты, судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции о совершении преступления организованной группой. То обстоятельство, что органами предварительного расследования не были выявлены все участники организованной группы, не влияет на правильность квалификации тех действий осужденного, которые были конкретно установлены по делу и оценены в соответствии с законом как совершенные в составе организованной группы.
С учетом того, что действия, образующие объективную сторону преступлений, выполнены соучастниками путем использования информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности данного квалифицирующего признака.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что действия Бузорина В.В. правильно квалифицированы как два преступления, предусмотренных ч. 3 ст. 30, пп. «а, г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, то есть каждое как покушение на незаконный сбыт наркотического средства, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», организованной группой, в крупном размере.
Суд первой инстанции назначил Бузорину В.В. наказание в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, данных о личности виновного, установленных по делу смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств. Выводы суда первой инстанции о необходимости назначения осужденному наказания в виде лишения свободы, об отсутствии оснований для применения ч. 6 ст. 15, ст. 64, ст. 73 УК РФ, в приговоре надлежащим образом мотивированы и, по мнению судебной коллегии, являются правильными.
Судебная коллегия считает верным и решение суда первой инстанции о назначении осужденному Бузорину В.В. дополнительного наказания в виде штрафа, поскольку такое решение наиболее полно отвечает целям наказания, указанным в ч. 2 ст. 43 УК РФ, будет в полной мере способствовать исправлению осужденного, при этом размер штрафа определен с учетом тяжести преступления, имущественного и семейного положения осужденного, возможности получения им дохода.
Таким образом, назначенное Бузорину В.В. наказание представляется справедливым и достаточным для обеспечения достижения его цели – восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Положения ч. 1 ст. 62 УК РФ, ч. 3 ст. 66 УК РФ применены правильно. Оснований для смягчения наказания судебная коллегия не усматривает.
Вид исправительного учреждения, в котором осужденному надлежит отбывать лишение свободы, определен в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ правильно.
Вопросы по мере пресечения, об исчислении срока наказания, о зачете в срок лишения свободы времени содержания под стражей и под домашним арестом в ходе предварительного следствия, о судьбе вещественных доказательств и арестованного имущества разрешены в соответствии с требованиями закона.
Вместе с тем, как обоснованно указано в апелляционном представлении, при постановлении приговора до вступления его в законную силу в отношении Бузорина В.В. была изменена мера пресечения на заключение под стражу, поэтому в соответствии с п. «а» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ период с 26 января до 23 марта 2023 г. подлежит зачету в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном обжалуемый приговор является законным, обоснованным и мотивированным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.15, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционное представление государственного обвинителя Галкиной М.М. удовлетворить.
Приговор Свердловского районного суда г. Перми от 26 января 2023 г. в отношении Бузорина Владислава Викторовича изменить, зачесть в срок лишения свободы время содержания под стражей с 26 января 2023 г. до вступления приговора в законную силу, то есть до 23 марта 2023 г. из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, а для осужденного, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии такого судебного решения, вступившего в законную силу, с соблюдением требований ст. 401.4 УПК РФ.
В случае пропуска срока кассационного обжалования или отказа в его восстановлении кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции и рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.ст. 401.10 – 401.12 УПК РФ.
В случае подачи кассационной жалобы, представления лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий – подпись
Судьи - подписи