№2-2020/2023
10RS0011-01-2023-000851-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2023 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Аникиной Д.Д., с участием помощника прокурора Чугайновой Е.А., истца Козьяковой И.С., представителя ответчика по доверенности Вяриевой А.В., представителя ответчика по доверенности Кавериной О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по иску прокурора г.Петрозаводска в интересах Козьяковой И. С. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Городская поликлиника №1», министерству здравоохранения Республики Карелия о понуждении совершить определенные действия,
установил:
Прокурор г.Петрозаводска в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Козьяковой И.С. обратился в суд с иском к ГБУЗ «Городская поликлиника №1» о понуждении совершить определенные действия, по следующим мотивам. Была проведена проверка по обращению Козьяковой И.С. по вопросу обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Установлено, что ГБУЗ РК «Городская поликлиника №1» отказано в обеспечении Козьяковой И.С. ланцетами Также Козьякова И.С. с ДД.ММ.ГГГГ года находится на помповой инсулинотерапии, бесплатно получает <данные изъяты> расходные материалы для <данные изъяты> В соответствии с инструкцией к инсулиновой помпе <данные изъяты> установленной Козьяковой И.С., место введения сенсора необходимо обрабатывать спиртом, который Козьяковой И.С. не предоставляется. Козьяковой И.С. лекарственный препарат «Коликлциферол» врачами-специалистами КОГБУЗ «Кировская клиническая больница им. В.И. Юрловой» назначен ежедневно по 5000 ME. Вместе с тем, Козьяковой И.С. ГБУЗ «Городская поликлиника №1» выдаются рецепты на указанный лекарственный препарат в меньшей дозировке. Козьякова И.С. является <данные изъяты>, не обладает юридическими знаниями для самостоятельного обращения в суд за защитой своих прав, денежные средства, необходимые для обращения у Козьяковой И.С. отсутствуют. Истец просит возложить на ГБУЗ «Городская поликлиника №1» обязанность бесперебойно обеспечить Козьякову И.С. ланцетами или скарификаторами для прокола кожи на пальце для забора крови, этиловым спиртом в необходимом объеме, а также препаратом <данные изъяты> в необходимой дозировке.
ДД.ММ.ГГГГ истец требования увеличил, просил возложить на ГБУЗ «Городская поликлиника №1» обязанность бесперебойно обеспечить Козьякову И.С. ланцетами для прокола кожи на пальце для <данные изъяты> в количестве 300 шт. ежемесячно, этиловым спиртом в дозировке 100 мг. ежемесячно, а также препаратом <данные изъяты> в дозировке 8000 МЕ/день ежемесячно в течение 3 мес., затем в дозировке 5000 МЕ/ день ежемесячно. Возложить на министерство здравоохранения РК произвести закупку ланцетов для прокола кожи на пальце для <данные изъяты> в количестве 240 шт., ежемесячно, <данные изъяты> в дозировке 100 мг. ежемесячно, а также препарат <данные изъяты> в дозировке 800МЕ/день ежемесячно в течение 3 мес., затем в дозировке 3000 МЕ/день ежемесячно
ДД.ММ.ГГГГ истец требования увеличил, просил возложить на ГБУЗ «Городская поликлиника №1» обязанность бесперебойно обеспечить Козьякову И.С. <данные изъяты> крови One Touch Delica Plus в количестве 300 шт. ежемесячно, этиловым спиртом в дозировке 100 г. ежемесячно, а также препаратом <данные изъяты> в необходимом объеме в соответствии с назначением лечащего врача. Возложить на министерство здравоохранения РК произвести закупку <данные изъяты> в количестве 300 шт. ежемесячно, ежемесячно, этилового спирта в дозировке 100 г. ежемесячно, а также препарат <данные изъяты> в необходимом объеме в соответствии с назначением лечащего врача.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, АО «Страховая компания «Ресо-Мед», территориальный фонд обязательного медицинского страхования РК.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, ГУП РК «Карелфарм», в качестве соответчика Министерство здравоохранения РК.
В судебном заседании помощник прокурора Чугайнова Е.А. требования поддержала.
Козьякова И.С. в судебном заседании требования подержала, указала, что раньше ей выписывали рецепты на получение этилового спирта, теперь перестали, на другой спирт у нее аллергия. Ланцеты нужны, но они приобретаются за собственный счет. Лекарственный препарат <данные изъяты> выдавался в меньшем объеме, чем было назначено. На данном этапе находится на стационарном лечении в Республиканской больнице, там врачами будет определена доза препарата. Также пояснила, что ей было выдано 8 флаконов витамина <адрес>. Пока она обеспечена, однако после приема препарата после 3 мес. в дозировке 8000МЕ, надо будет сдать анализы и врач определит дозировку, которая она считает, должна быть не менее 5000МЕ
Представитель ответчика по доверенности Вяриева А.В. требования в судебном заседании не признала, указав, что требуемые предметы не входят в стандарт оказания медицинской помощи. Также истец обеспечена препаратом <данные изъяты> в размере 8000 МЕ. по результатам анализов, которые истцом были предоставлены. Представлены письменные возражения, по которым Козьякова И.С. инвалид 3 группы, имеет диагноз <данные изъяты>. Козьякова И.С. обеспечивается <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ на амбулаторном лечении у врача-эндокринолога <данные изъяты> Козьяковой И.С. был скорректирован диагноз, указан дефицит витамина <адрес>, назначен препарат 7000МЕ, ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике состоялось заседание лекарственной комиссии, было принято решение о направлении в министерство здравоохранения РК об обеспечении пациентки препаратом в необходимо дозировке. Использование этилового спирта правилами не предусмотрено. ДД.ММ.ГГГГ от территориального органа Росздравнадзора поступило предостережение о недопустимости нарушения прав. Основания для выписки по рецепту ланцетов не имеется. В иске следует отказать.
Представитель ответчика по доверенности Каверина О.Г. в судебном заседании поддержала позицию второго ответчика, указав, что ланцеты не входит в перечень предметов выдаваемых бесплатно. Министерство здравоохранения РК представило отзыв, по которому Ланцеты не включены в перечень медицинских изделий, согласно которому граждане обеспечиваются медицинскими изделиями в рамках территориальной программы. Приобретение глюкометра происходит за счет личных средств граждан. Обеспечением этиловым спиртом Козьякова И.С. не подлежит. По инструкции по применению инсулиновой помпы указано, что место инфузии должно быть обработано изопропиловым спиртом. По выписному эпикризу Козьяковой И.С. рекомендовано (не назначен) эргокальциферол ВИТ <адрес> МЕ ежедневно. Указанный препарат не включен в стандарт медицинской помощи взрослым при сахарном диабете. Просит в иске отказать.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте рассмотрения дела.
ГУП РК «Карелфарм» представило отзыв, по которому закуп и поставки лекарственных средств осуществляется исходя из годовых заявок медицинских организаций, учреждение является грузополучателем лекарств.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы дела из бюро №5 филиала ФКУ «ГБ МСЭ» РК, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов.
В соответствии с п. 3 ст. 35 данного Федерального закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе, санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи п.2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (п.п. 1,2,5-7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 29 Закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 14 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011.№ 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно п.1 ч.3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
В соответствии с ч.1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п.2,5 ч.2 ст. 81).
На основании п.8 ч.1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).
В силу ч.1, 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Козьякова И.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом 3 группы, диагноз <данные изъяты> Как следует из выписного эпикриза за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им.В.И. Юрловой» проведено лечение Козьяковой И.М., помимо прочего, оказана высокотехнологичная медицинская помощь по установке <данные изъяты>
Прокуратурой г.Петрозаводска была проведена проверка по обращению Козьяковой И.С. по вопросу обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. ГБУЗ РК «Городская поликлиника №1» отказало в обеспечении Козьяковой И.С. ланцетами.
Нуждаемость истца в самоконтроле гликемии ежедневно, подтверждается выданными ему врачом эпикризом. От получения набора социальных услуг истец не отказывалась.
Со слов истца, не оспоренных ответчиком, расходные материалы (ланцеты для прокола кожи на пальце для забора крови и этиловый спирт) не выдаются.
По п. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ на амбулаторном лечении у врача-эндокринолога <данные изъяты>. Козьяковой И.С. был скорректирован диагноз, указан дефицит витамина <адрес>, назначен препарат 7000МЕ, ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике состоялось заседание лекарственной комиссии, было принято решение о направлении в министерство здравоохранения РК письма об обеспечении пациентки препаратом в необходимой дозировке.
Гражданину, имеющему заболевание <данные изъяты> по состоянию здоровья показан ежедневный контроль <данные изъяты> обеспечение его необходимыми средствами диагностики должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Ланцеты и расходные материалы к прибору непрерывного мониторинга глюкозы не включены в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2016 № 2229-р, а также в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, бесплатное обеспечение ланцетами и расходными материалами к прибору непрерывного мониторинга глюкозы в амбулаторных условиях не предусмотрено указанными выше программами государственных гарантий.
При этом к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, к такому виду помощи относится контроль уровня глюкозы в крови, который в данном случае проводится с помощью глюкометра.
Использование по назначению такого медицинского изделия, как глюкометр, невозможно без расходных материалов к нему, а именно без ланцетов, являющихся составной частью системы контроля уровня глюкозы в крови и требующих периодической замены.
С учетом того, что сахарный диабет входит в перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением № 890, при этом применяемая при его лечении инсулиновая помпа включена в перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, у ответчика отсутствовали основания для отказа истцу в обеспечении расходными материалами, в частности ланцетами бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств.
В этой части требования обоснованы и подлежат удовлетворению как в части возложения на ГБУЗ «Городская поликлиника №1» обязанности бесперебойно обеспечить Козьякову И.С. ланцетами для прокола кожи на пальце для забора крови One Touch Delica Plus в количестве 300 шт. ежемесячно, так и на министерство здравоохранения РК произвести закупку ланцетов для прокола кожи на пальце для забора крови One Touch Delica Plus в количестве 300 шт. ежемесячно.
Также Козьякова И.С. находится на помповой инсулинотерапии с 2016 года, бесплатно получает инсулин, расходные материалы для инсулиновой помпы.
В соответствии с инструкцией к <данные изъяты> установленной Козьяковой И.С., место введения сенсора необходимо обрабатывать спиртом, который Козьяковой И.С. не предоставляется, что подтверждается пояснениями сторон.
В перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в группе «категории заболеваний» <данные изъяты> при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Учитывая, что диабет входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых помимо прочего лекарственные средства (все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г. в месяц), отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890), суд соглашается с доводами истца и прокурора о необходимости обеспечения Козьяковой И.С. этиловым спиртом 100 гр. в месяц, требования и в этой части подлежат удовлетворению, как в части возложения на ГБУЗ «Городская поликлиника №1» обязанности бесперебойно обеспечить Козьякову И.С. этиловым спиртом в дозировке 100 г. ежемесячно, так и по возложению на министерство здравоохранения РК обязанности произвести закупку этилового спирта в дозировке 100 г. ежемесячно.
Козьяковой И.С. лекарственный препарат «Колекальциферол» врачами-специалистами КОГБУЗ «Кировская клиническая больница им. В.И. Юрловой» назначен ежедневно по 5000 ME. Вместе с тем, со слов Козьяковой И.С. ГБУЗ «Городская поликлиника №1» выдает рецепты на указанный лекарственный препарат в меньшей дозировке.
ДД.ММ.ГГГГ на амбулаторном лечении у врача-эндокринолога <данные изъяты>. Козьяковой И.С. был скорректирован диагноз после предоставления результатов анализов, указан дефицит витамина <адрес>, назначен препарат 7000МЕ
ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике состоялось заседание лекарственной комиссии, было принято решение о направлении в министерство здравоохранения РК письма об обеспечении пациентки препаратом в необходимой дозировке.
Исходя из выписного эпикриза от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РК «Республиканская больница им.В.А. Баранова» истцу было рекомендовано 3 мес. принимать препарат холекальциферол 8000 МЕ/день, при достижении уровня 30 мг./м\л. переход на 5000 МЕ/ день постоянно.
Исходя из медицинской карты истца, ДД.ММ.ГГГГ она была на приеме у эндокринолога, где врачом была рассчитана доза 8000МЕ/сут., 3 мес. испрашиваемого препарата, далее по результатам анализов будет определена последующая доза данного препарата, необходимая истцу, Данные сведения сторона истца подтверждает, пояснила, что получила 8 бут. с препаратом, с дозами на 3 мес.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательство о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
По смыслу приведенных правовых норм судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные гражданские права. Удовлетворение иска должно быть направлено на восстановление нарушенного материального права.
Принимая во внимание, что истец на три месяца с даты приема у врача ДД.ММ.ГГГГ обеспечена испрашиваемым лекарством, требование истца о возложении на ГБУЗ «Городская поликлиника №1» обязанность обеспечить истца препаратом <данные изъяты> в необходимом объеме в соответствии с назначением врача, фактически в дозировке 8000МЕ/день ежемесячно в течение 3 мес., а на министерство обязанность по организации закупки такого препарата на 3 мес. по 8000МЕ/суд удовлетворению не подлежит, предмет спора в данной части в настоящее время отсутствует.
Ранее заявленные требования к ответчику в части обеспечения ответчиком после 3 мес. приема препаратом в дозировке 5000 МЕ/ день ежемесячно, а на министерство возложить обязанность такую закупку в испрашивамой дозе не подлежат удовлетворению, поскольку наступление негативных последствий для истца только предполагается, защита права на будущее время не допускается.
По смыслу ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право, либо реальная угроза его нарушения, то есть соответствующее нарушение прав должно было быть уже совершено на момент вынесения судебного решения, защита прав на будущее время не допускается.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом. Однако этот выбор является правомерным только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса истца. При этом обязательным условием является наличие нарушений прав и законных интересов истца.
Пунктом 1.5 Устава государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Городская поликлиника №1» установлено, что функции и полномочия учредителя от имени РК осуществляет министерство здравоохранения РК. Учредитель по п. 3.1.13 Устава осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Постановлением Правительства РК от 18.07.2016 № 260-П утверждено положение о Министерстве здравоохранения Республики Карелия, где указано, что Министерство здравоохранения Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим на территории Республики Карелия функции в сфере здравоохранения, а также по проведению государственной политики в сфере здравоохранения, осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия (пп.47 п.9).
Таким образом, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета, а главным распорядителем таких средств является ответчик.
С учетом изложенного, требования к министерству также подлежат удовлетворению.
Согласно п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 103 ГПК РФ с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Городская поликлиника №1» подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 600 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г.Петрозаводска в интересах Козьяковой И. С. (дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, ИНН №) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Городская поликлиника №1» (ОГРН №), министерству здравоохранения Республики Карелия (ИНН № ОГРН №) о понуждении совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Городская поликлиника №1» обеспечить Козьякову И. С. (дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, ИНН №) <данные изъяты> в количестве 300 шт. ежемесячно, <данные изъяты> в дозировке 100 г. ежемесячно.
Обязать министерство здравоохранения Республики Карелия (ИНН №, ОГРН №) произвести закупку <данные изъяты> в количестве 300 шт. ежемесячно, <данные изъяты> в дозировке 100 г. ежемесячно.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Городская поликлиника №1» (ОГРН №) в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме 600 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.А. Шишкарёва
Мотивированное решение составлено 25.05.2023