К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2024 г. <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО3, представителя ответчика Министерства труда и социального развития Республики Адыгея по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО «<адрес>», Министерству труда и социального развития Республики Адыгея, Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании права на обеспечение жильем и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Истица ФИО1, обратилась в Майкопский городской суд Республики Адыгея с иском к ответчикам Администрации МО «<адрес>», Министерству труда и социального развития Республики Адыгея, Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании права на обеспечение жильем, возложении обязанности включить в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности передать жилое помещение.
В обоснование своих требований истец ФИО1, указала, что она, в соответствии с действующим законодательством РФ относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства образования и науки Республики Адыгея ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению данными помещениями на территории Республики Адыгея (далее – Список). Также указала, что ею был пропущен срок на включение ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, по уважительной причине, поскольку требовалось установление факта признания ее лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Считает Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства образования и науки Республики Адыгея, необоснованным, поскольку она имеет право на получения жилья от государства.
Просила суд, признать за ней право на обеспечение жилым помещением как из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> передать ФИО1 жилое помещение по договору о специализированном найме с площадью не меньше принятых в городе Майкопе социальных норм во внеочередном порядке за счет средств федерального бюджета.
Истица ФИО1, в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО3, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы возражения на исковое заявление.
Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Республики Адыгея по доверенности ФИО4, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что истица не предоставляла в адрес Министерства необходимый перечень документов.
Представители третьих лиц - Управления по опеке и попечительству АМО "<адрес>", Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, Передовской вспомогательной школы-интернат <адрес>, в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО1 (Лукьянова) ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
По вступлении решения Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, истица ФИО1 обратилась в адрес Министерства образования и науки Республики Адыгея с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению данными помещениями на территории Республики Адыгея.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ).
Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и право на обеспечение жилым помещением распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа до достижения ими возраста 23 лет. По достижении указанного возраста перечисленные лица не могут претендовать на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Наряду с вышеизложенным Верховный Суд Российской Федерации указал, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил формирования Списка.
Приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ истице во включении в вышеуказанный Список было отказано ввиду пропуска установленного действующим законодательством срока для обращения с данным заявлением.
К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, исходя из обязанностей опекунов и попечителей по защите личных и имущественных прав и интересов этих лиц, могут быть обнесены как ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав указанных детей в тот период, когда они были несовершеннолетними, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались, так и иные обстоятельства, объективно препятствующие детям-сиротам обратиться с заявлением о принятии их на соответствующий жилищный учет.
В соответствии с Семейным Кодексом РФ опека и попечительство устанавливается в возрасте до 18 лет. Следовательно, по достижении совершеннолетнего возраста и до 23-х лет истица имела реальную возможность самостоятельно обратиться с заявлением в уполномоченные органы с целью реализации своих жилищных прав.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что истицей ФИО1 не представлено доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения ею возраста 23 лет.
Из материалов дела не следует, что у истицы ФИО1 имелись обстоятельства, объективно препятствующие ее своевременному обращению с заявлением о постановке на учет с даты достижения ею совершеннолетия и до 23 лет.
Впервые, в уполномоченный орган по вопросу о включении в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей истица ФИО1 обратилась в возрасте 40 лет. Доказательств того, что ранее истица обращалась в уполномоченные органы по вопросу включения ее в указанный список или по вопросу о постановке на жилищный учет в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд считает, что признать за истицей ФИО1 право на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не возможно, по указанным выше доводам.
Кроме того, истице ФИО1 было отказано во включении в Список на основании Приказа Министерства образования и науки Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанный Приказ является действующим и не обжалован истицей.
Установлен административный порядок по включению в список. Суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления. Принимая решение о возложении обязанности совершить определенные действия по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.03.2013 № 58 «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея (далее- Министерство строительства) определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения» (далее-Закон №) муниципальное образование «<адрес>» наделили государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения, принадлежащего на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, производится за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Адыгея.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 Порядка расходования субвенций, предоставленных местным бюджетам за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство строительства:
1) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в части передачи субвенций местным бюджетам;
2) осуществляет предоставление субвенций местным бюджетам в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на указанные цели в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и плановый период, и в соответствии с соглашением между Министерством и органами местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по обеспечению жильем детей-сирот возложена на муниципальное образование «<адрес>» в силу перечисленных выше нормативно-правовых актов.
Однако, предоставление жилья осуществляется в соответствии со Списком сформированным Министерством образования и науки Республики Адыгея, поскольку он определяет количественные и качественные характеристики необходимых для приобретения жилых помещений и является основанием для формирования заявки на приобретение жилых помещений. Кроме того, жилье приобретается только за счет субвенции республиканского бюджета местному бюджету.
Проверяя доводы иска о том, что истцом пропущен срок по уважительным причинам, были приняты попытки установления данных обстоятельств однако, объективных доказательств судом не установлено.
Так согласно ответа, предоставленного на запрос суда ГБУ социального обслуживания <адрес> «Отрадненский психоневрологический интернат», истец ФИО1 (Лукьянова) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения находилась на обучении.
В последующем со слов истца была направлена в ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический интернат».
Однако, на неоднократный запрос суда в ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский психоневрологический интернат», на имя ФИО1 (Лукьяновой) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сведений о прохождении там лечения или иного нахождения не значится, по архиву также не значится.
В связи с чем, судом не установлены виновные действия со стороны государственных органов, а также со стороны попечительных организаций, выразившихся в не постановке на учет в качестве ребенка сироты, оставшегося без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, у суда не имеется оснований для восстановления срока постановки на учет и удовлетворения требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО1 к Администрации МО «<адрес>», Министерству труда и социального развития Республики Адыгея, Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании права на обеспечение жильем, возложении обязанности включить в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности передать жилое помещение – отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись М.И. Катбамбетов
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-89
Подлинник находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде Республики Адыгея.