18RS0031-01-2021-000448-40
Дело № 2-343/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2021 года с. Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Уткиной Н.В.,
при секретаре Кокшаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закировой Ларисы Борисовны к Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о расторжении договора купли-продажи, переселении, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Закирова Л.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о расторжении договора купли-продажи, переселении, компенсации морального вреда.
Исковое заявление мотивировано тем, что истец является пенсионеркой, инвалидом 2 группы, постоянного места жительства не имеет. Прописана по адресу: <адрес>
В 2010 году истец вынуждена была обратиться в МО «Якшур-Бодьинское» с просьбой о предоставлении земельного участка по вышеуказанному адресу для строительства жилого дома. На основании ее заявления ей был выделен земельный участок. В 2014 году был построен дом. Истец указывает, что с четырех сторон ее дом окружает борщевик Сосновского, обитают змеи. Чтобы пройти к дому, нужно выкосить дорогу и так каждый день. С 2015 года ее дом выставлен на продажу, однако, покупатели, увидев заросли, говорят, что им даром не нужно такие джунгли. С ранней весны она вынуждена заниматься только борщевиком, выкапывать его корни, а молодые листья опрыскивать химикатами, но безрезультатно.
Сославшись на положения ст. 37 ЖК РФ, истец просит расторгнуть договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес>, от 14.03.2014 года, компенсировать ей моральный вред в размере кадастровой стоимости дома, переселить ее в любое здание приблизительно такой же стоимости.
В ходе рассмотрения дела Закирова Л.Б. уточнила дату договора купли-продажи – 23.01.2015 года, просила переселить её в с. Якшур-Бодья. При отсутствии возможности переселить в с. Якшур-Бодья – провести экспертизу за счет средств Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» об условиях проживания по адресу: <адрес>
В судебном заседании Закирова Л.Б. исковые требования с учетом уточнения поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» - Вахрушева Н.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала. Показала, что как при оформлении прав аренды на спорный земельный участок в 2010 году, так и в последующем при приобретении его в собственность в 2015 году волеизъявление истца на совершение указанных действий было добровольным и осознанным. За указанный период каких-либо претензий по арендуемому земельному участку в адрес Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» не поступало. С момента заключения договора купли-продажи земельного участка и регистрации прав на него истец полностью несет бремя содержания и надлежащего ухода за земельным участком. Основания для расторжения договору купли-продажи земельного участка, предусмотренные ст. 450 ГК РФ, отсутствуют. Те, основания, которые изложены в исковом заявлении, основанием для расторжения договора купли-продажи не являются, поскольку все обязательства между сторонами исполнены в 2015 году. Кроме того, представитель ответчика заявила о пропуске истцом срока исковой давности, течение которого следует исчислять с 25.03.2015, т.е. с момента регистрации прав собственности на земельный участок. В целях борьбы с борщевиком Сосновского, со стороны МО «Якшур-Бодьинское» проведена обработка на территории общего пользования. Что касается земельного участка истца, соответствующая обязанность возлагается на собственника. Что касается переселения, Конституция РФ и жилищное законодательство предусматривают обязанность обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма только тех граждан, которые относятся к категории малоимущих или иных категорий, определенных федеральным законодательством. Доказательств того, что истец является в настоящий момент нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе с учетом ее малоимущности, не представлено. В связи с этим на Администрацию не может быть возложена обязанность по предоставлению иного жилого помещения в с. Якшур-Бодья.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
18.05.2011 на основании постановления Администрации Якшур-Бодьинского района № 857 от 18.05.2011 между ней и Закировой Л.Б. был заключен договор аренды земельного участка общей площадью 1200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для жилищного строительства. Срок аренды установлен с 18.05.2011 по 17.05.2016. Земельный участок передан по акту приема-передачи от 18.05.2011. Претензий со стороны арендатора по передаваемому земельному участку не было.
07.08.2012 постановлением Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» утвержден градостроительный план указанного земельного участка. 20.08.2012 выдано разрешение на строительство.
По окончании строительства жилого дома, между сторонами 23.01.2015 заключен договор купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес>. Указано на расположение на земельном участке жилого дома общей площадью 21,5 кв.м., находящегося в собственности покупателя (Закировой Л.Б.). Цена земельного участка определена в размере 1 069 руб. 56 коп. В акте приема-передачи земельного участка также указано на отсутствие у покупателя претензий по приобретаемому земельного участку.
Право собственности Закировой Л.Б. на земельный участок зарегистрировано в Управлении Росреестра по УР 25.03.2015.
В качестве оснований своих исковых требований истец указывает на произрастание вокруг ее дома борщевика.
Пунктами 1, 2 ст. 450 ГК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно ч. 3 ст. 37 ЗК РФ покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.
При заключении договора истец действовала по своему усмотрению, по своей воле и в своем интересе (п. 2 ст.1 и п. 1 ст. 9 ГК РФ). При этом она была свободна в избрании контрагента, предмета и условий заключаемого договора (ст. 421 ГК РФ). Доказательств предоставления ответчиком при заключении договора ложной информации о качественных свойствах земельного участка, которые повлияли на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка, истцом не представлено.
Тот факт, что в настоящее время вокруг дома истца произрастает борщевик, препятствующий нормальной жизнедеятельности, не может служить основанием к удовлетворению исковых требований Закировой Л.Б..
Исследовав совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что спорный договор купли-продажи соответствует предъявляемым законом требованиям; был исполнен сторонами и оснований для его расторжения, предусмотренных ст. 450 ГК РФ, не имеется.
Кроме того, суд находит заслушивающими внимание заявление представителя ответчика о пропуске истцом по требованию о расторжении договора срока на обращение в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 196 ГПК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГПК РФ).
Довод Закировой Л.Б. в обоснование «причин пропуска сроков давности» о том, что ранее она обращалась с исками к Закирову К.А. о разделе имущества, а также к Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» об обязании проложить дорогу, судом отвергается как несостоятельный.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Между тем, факты обращения истца в суд с указанными выше исками, доказательствами совершения обязанным лицом – Администрацией МО «Якшур-Бодьинский район» действий, предусмотренных ст. 203 ГК РФ, не являются.
Оснований для применения п. 1 ст. 204 ГК РФ, в соответствии с которой срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права, также не имеется. По смыслу приведенной нормы основанием для перерыва срока давности при защите нарушенного права в судебном порядке, расценивается не любое обращение в суд, а только такое, которое сделано в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями ГПК РФ, предъявленное к конкретному ответчику и рассмотренное по существу. Как следует из решения Якшур-Бодьинского районного суда от 19.04.2018 по гражданскому делу № 2-166/2018 обращение Закировой Л.Б. в суд инициировано фактом отсутствия, по ее мнению, подъезда к ее дому. Решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано. Обстоятельства нарушения стороной ответчика договора купли-продажи земельного участка от 23.01.2015 предметом рассмотрения по указанному делу не являлись.
Оснований для удовлетворения требований истца о переселении, суд также не находит.
В соответствии с положениями ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение приведенных норм Закировой Л.Б. доказательств принадлежности ее к категории граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не представлено. Истцу на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, который заключением межведомственной комиссии при Администрации МО Якшур-Бодьинский район» от 24.12.2019 признан пригодным для проживания.
При отсутствии установленных в судебном заседании действий со стороны Администрации МО «Якшур-Бодьинский район», нарушающих личные неимущественные права Закировой Л.Б., либо посягающих на принадлежащие ей нематериальные блага, основания для взыскания с ответчика компенсации морального вреда отсутствуют.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказа Закировой Л.Б. в удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Закировой Ларисы Борисовны к Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о расторжении договора купли-продажи, переселении, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Якшур-Бодьинский районный суд УР в течение месяца со дня вынесения.
Судья Н.В. Уткина