Дело № 2а-247/2020
УИД № 76RS0015-01-2019-002797-22
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 января 2020 г. |
город Ярославль |
Ленинский районный суд города Ярославля в составе председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,
при секретаре Рябцеве М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля к Гудковой Н.Е. о взыскании задолженности по налогам,
у с т а н о в и л :
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля обратилась в суд с административным иском к Гудковой Н.Е. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 1 290 рублей, а также транспортного налога в размере 7 517 рублей.
В обоснование требований указано, что Гудкова Н.Е. состоит на налоговом учете в качестве плательщика транспортного налога, налога на имущество физических лиц, за ней в настоящее время числится задолженность по налогам в указанном выше размере.
Также просит восстановить срок для подачи административного иска, который пропущен в связи с программным сбоем.
Представитель административного истца в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Гудкова Н.Е. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
С учетом статей 359, 361, 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом на основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации ежегодно до 1 марта представляют в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Судом установлено, что Гудкова Н.Е. состоит на налоговом учете в качестве плательщика налогов в Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля. По имеющимся в деле доказательствам в спорный налоговый период в собственности Гудковой Н.Е. находилось недвижимое имущество и транспортные средства.
Налогоплательщику были направлены уведомления, а затем требование об уплате налогов, сборов, пеней от 15 января 2019 г. №173, но в установленный срок суммы уплачены не были, в связи с чем в ноябре 2019 г. Инспекция обратилась в судебный участок №4 Ленинского района города Ярославля с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи от 15 ноября 2019 г. было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам, ввиду того, что требование не является бесспорным.
Статья 409 НК РФ регулирует порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьями 402-403 НК РФ налоговым органом правильно исчислен налог на имущество в сумме 1 290 рублей. Расчет налога судом проверен, представляется правильным, административным ответчиком сумма налога не оспорена. С учетом категории транспортного средства и мощности его двигателя, определяемой в соответствии с этим размером налоговой ставки, а также с учетом коэффициента, используемого при определении налогового периода, налоговым органом был рассчитан транспортный налог ответчику, который составляет 7 515 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ.
Как регламентировано в пункте 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый).
Статьей 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что срок для добровольного исполнения требований по уплате пени за несвоевременную уплату налогов истек 13 февраля 2019 г. Изначально налоговый орган обратился к мировому судье только в ноябре 2019 г., то есть по истечении установленного законом срока обращения в суд.
В обоснование заявления о восстановлении срока на обращение в суд налоговый орган ссылается на уважительные причины, вызванные программным сбоем, что, по мнению суда, не является уважительной причиной в понимании статей 48 НК РФ и 95 КАС РФ.
Каких–либо доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено, в связи с чем в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения в суд, а также в удовлетворении иска в целом следует отказать.
Руководствуясь статьями 177-180, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.
Судья Ю.В. Куклева