Судья Янаева О.Ю.
дело №33-1909-2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Казанцевой Е.С., Швецова К.И..
при секретаре Полушкиной Ю.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21.02.2018 гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Чернушинском районе Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 01.12.2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Рогожина Павла Васильевича удовлетворить.
Обязать государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края зачесть Рогожину Павлу Витальевичу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.09.2016 по 10.09.2016, с 16.09.2016 по 17.09.2016, с 30.11.2016 по 30.11.2016, период службы в армии с 24.06.1987 по 23.06.1989.
Обязать государственное учреждение- управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края назначить Рогожину Павлу Витальевичу досрочную страховую пенсию по старости с 21 сентября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., объяснение, представителя ответчика,изучив материалы дела, судебная коллегия
Установила:
Рогожин П.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению-управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чернушинском районе Пермского края о назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Требования мотивированы тем, что 21.09.2017 года истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности более 25 лет. По результатам рассмотрения заявления в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности педагогической деятельности. Из педагогического стажа исключены период с 24.06.1987 г. по 23.06.1989 г. – служба в армии по призыву, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.09.2016 по 10.09.2016, с 16.09.2016 по 17.09.2016, с 30.11.2016 по 30.11.2016. Истец просит включить в специальный стаж период с с 24.06.1987 г. по 23.06.1989 г. – служба в армии по призыву, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.09.2016 по 10.09.2016, с 16.09.2016 по 17.09.2016, с 30.11.2016 по 30.11.2016, обязать ответчика назначить Рогожину П.В. досрочную страховую пенсию по старости с 21.09.2017 года в связи с осуществлением педагогической деятельности более 25 лет.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменном пояснении.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым в апелляционной жалобе в части включения периода службы в армии и назначении досрочной страховой пенсии по старости не согласился ответчик, указав, что ссылка суда на Постановление №1397 применительно к спорному периоду работы неправомерна, поскольку данное постановление не применяется с 01.10.1993 г., стаж на соответствующих видах работ подлежит исчислению в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулировавшими вопросы досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников в период выполнения данной работы и действовавшими последовательно во времени. Период службы в армии определен как с 24.06.1987 г. по 23.06.1989 года. Начало педагогической деятельности истца определено с 26.08.1994 года, то есть уже после действия Постановления №1397. Просит решение суда в указанной части отменить, в иск отказать.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, с 24.06.1987 года по 23.06.1989 года истец Рогожин П.В. проходил службу в Вооруженных Силах СССР.
Согласно записей в трудовой книжке истца, его педагогическая деятельность началась 26.08.1994 г. принят в школу №** учителем ОБЖ и физкультуры.
Истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии в связи с наличием 25 летнего педагогического стажа.
Решением пенсионного органа от 04.10.2017 года истцу было отказано в связи отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности для назначения досрочной страховой пенсии на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г.
Не согласившись с данным отказом и полагая, что имеются основания для зачета в льготный стаж работы его службы в составе Вооруженных Силах СССР, курсов повышения квалификации с 05.09.2016 по 10.09.2016, с 16.09.2016 по 17.09.2016, с 30.11.2016 по 30.11.2016 и назначении пенсии с 21.09.2017 года, истец обратился с иском в суд.
Суд удовлетворил требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации.
Сторонами данные обстоятельства не оспариваются, судом апелляционной инстанции не проверяются.
Разрешая требования истца и возлагая на пенсионный орган обязанность включить в льготный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период службы истца в Вооруженных Силах СССР, с 24.06.1987 по 23.06.1989 года, суд со ссылкой на подпункт "г" пункта 1 и пункт 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", пришел к выводу, что поскольку указанный период службы Рогожина П.В. в Вооруженных Силах СССР имел место до 01.01.1992 г., при этом на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (10.07.2015 г.) им было выработано более 2/3 педагогического стажа (более 22 лет), требуемого для досрочного назначения пенсии, то истец имеет право на включение в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости период его службы в армии.
С указанными выводами судебная коллегия не может согласиться, полагая, что судом были неправильно применены нормы материального закона, регулирующего спорные отношения.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 г. и действующего на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г., применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 01 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции в обоснование вывода о возложении на ответчика обязанности включить в стаж Рогожина П.В., дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с 24.06.1987 по 23.06.1989 года, сослался на нормы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, однако не учел, что в силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 01 января 1992 г.
Как следует из материалов дела, начало педагогической деятельности истца имело место с 26 августа 1994 г., следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 г., предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного положения, как установлено судом, у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что поскольку выводы суда первой инстанции о возможности включения периода службы истца в армии в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности со ссылкой на Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397 основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, судебная коллегия полагает, что заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении спорного периода срочной службы истца в Вооруженных Силах СССР в льготный стаж по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в связи с чем решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Рогожина П.В. о включении в льготный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, службу в ВС СССР в период с 24.06.1987 по 23.06.1989 года.
Соответственно отсутствуют правовые основания для назначения пенсии Рогожину П.В. с 21.09.2017 г., поскольку истец не имеет предусмотренного п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. педагогического стажа 25 лет.
руководствуясь ст. ст. 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 01.12.2017 года в части включения Рогожину Павлу Витальевичу в специальный стаж, периода службы в армии с 24.06.1987 по 23.06.1989 года, назначения досрочной страховой пенсии по старости с 21.09.2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Рогожину Павлу Витальевичу к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Чернушинском районе Пермского края о включении в льготный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, службу в ВС СССР период, с 24.06.1987 по 23.06.1989 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 21.09.2017 отказать."
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: