Решение от 24.03.2015 по делу № 2-1784/2015 (2-12567/2014;) от 30.12.2014

Дело № 2-1784/2015-3

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2015 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 24 марта 2015 г.

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Морозовой Н.Р.,

при секретаре Гусевой М.Э.,

при участии в судебном заседании представителя истца Иноземцева А.В. – Суляевой С.В. (доверенность от <//> № <адрес>6),

представителей ответчика – Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах <адрес> – Вагановой Ю.В. (доверенность от <//> №), Степановой М.В. (доверенность от <//> №),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иноземцева А. В. к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах <адрес> о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Иноземцев А.В. (далее - истец) обратился в суд с иском к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах <адрес> (далее – ответчик, Фонд) о возложении на ответчика обязанности открыть в ОАО «Сбербанк России» специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта <адрес> в г. Екатеринбурге в соответствии с решением общего собрания собственников помещений указанного дома, оформленного протоколом от <//>.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в г. Екатеринбурге принято решение, оформленное протоколом общего собрания от <//> о формировании фонда капитального ремонта указанного дома на специальном счете, открытом на имя регионального оператора. Необходимый пакет документов для открытия данного счета был направлен в Фонд, однако специальный счет Фондом открыт не был, документы возвращены истцу. Основаниями для возвращения документов послужило отсутствие в протоколе общего собрания от <//> сведений об общей площади помещений многоквартирного дома, принадлежащей собственникам, принявшим участие в голосовании; отсутствие конкретного перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома; отсутствие указания на конкретные сроки предоставления услуг, проведения работ по капитальному ремонту; отсутствие в составе представленных документов письменных решений собственников помещений в названном многоквартирном доме. По мнению истца действия Фонда не соответствуют требованиям закона, возможность восстановления нарушенного права иным способом у собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует, что послужило основанием для обращения в суд с соответствующим иском.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала, дополнительно пояснив, что решением собственников <адрес> в г. Екатеринбурге в установленном порядке принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на специальном счете, изложенные в протоколе решения о перечне работ (услуг) по капитальному ремонту, а также сроках проведения таких работ (услуг) содержат ссылку на перечень работ (услуг) и сроки их проведения, содержащиеся в Региональной программе капитального ремонта, утвержденной Постановлением <адрес> от <//> №-ПП «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес> на 2015 - 2044 годы» (далее – Региональная программа). Также представитель истца указала, что требование о предоставлении бюллетеней, содержащееся в п. 4, 11, 12 Порядка взаимодействия регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирных домах, которые выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета, для совершения операций по специальным счетам на территории <адрес>, утвержденный Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <//> № (далее - Порядок), не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, <адрес> от <//> №-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>» (далее – Закон №-ОЗ).

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенным в отзыве, с учетом дополнений, на исковое заявление, дополнительно пояснив, что в связи с отсутствием сведений об общей площади помещений, принадлежавших собственникам помещений, принявших участие в голосовании, а также бюллетеней у Фонда отсутствовала возможность проветрить кворум и законность решения общего собрания, оформленного протоколом от <//>. Кроме того, требование о предоставлении бюллетеней содержалось в нормативном акте, действовавшем на момент принятия решения о возвращении документов Фондом, действия Фонда соответствовали действовавшему на тот момент законодательству.

Третье лицо – Управление Государственной жилищной инспекции <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.

<адрес> №-ОЗ урегулированы отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>.

Постановлением <адрес> от <//> №-ПП утверждена Региональная программа.

Согласно ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников. К его компетенции относится принятие решений, в том числе по вопросам капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете (подп. 1.1 п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственники помещений вправе выбрать один из способов формирования такого фонда: они могут перечислять взносы на капремонт на специальный счет либо на счет регионального оператора (ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации). Владельцем специального счета, который открывается в Р. кредитных организациях, соответствующих установленным требованиям, может быть ТСЖ, жилищный или иной специализированный кооператив, а также региональный оператор (ч. 2, 3 ст. 175, ч. 2 ст. 176 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Региональный оператор - специализированная некоммерческая организация, которая создается субъектом Российской Федерации и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капремонта общего имущества многоквартирного дома (ч. 1 ст. 20, ч. 2 ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации). Региональным оператором на территории <адрес> является Фонд, в соответствии с Постановлением <адрес> от <//> №-ПП «О Региональном Фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах <адрес>».

Из представленного в материалы дела протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, следует, что собственниками помещений названного многоквартирного дома <//> приняты, в частности, решения о способе формирования фонда капитального ремонта – на специальном счете, открытом в ОАО «Сбербанк России», владельцем которого является региональный оператор; утверждении перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества – в составе не менее, чем состав перечня работ и (или) услуг, предусмотренного региональной программой капитального ремонта; утверждении сроков проведения капитального ремонта общего имущества – не позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта.

Для данного многоквартирного дома Региональной программой установлен следующий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт или замена лифтового оборудования, ремонт подвальных помещений. Плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определен Региональной программой в период 2042 – 2044.

Других региональных программ капитального ремонта общего имущества данного многоквартирного дома не имеется. Следовательно, несостоятелен довод представителей ответчика о том, что в протоколе от <//> отсутствуют сведения о принятии собственниками помещений решений по конкретному перечню услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также конкретным срокам их проведения. Бланкетный характер решений собственников помещений многоквартирного дома о составе и сроках проведения услуг и (или) работ по капитальному ремонту, с учетом наличия единственной Региональной программы, регулирующей порядок проведения капитального ремонта общего имущества жилого <адрес> в г. Екатеринбурге, исключает возможность неоднозначного толкования существа указанных решений.

Из письма Фонда от <//> № (л.д. 12) следует, что одним из оснований для возвращения Фондом документов в адрес представителя собственников помещений многоквартирного <адрес> в г. Екатеринбурге послужило отсутствие сведений об общей площади помещений многоквартирного дома, принадлежащих собственникам, принявшим участие в собрании. Данное обстоятельство не позволило Фонду установить наличие кворума для принятия соответствующих решений, оформленных протоколом от <//>.

Между тем, ни действующим законодательством, ни Уставом Фонда не предусмотрено наличие у Фонда функций по проверке законности принятых общим собранием собственников многоквартирного дома решений. В силу ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации проверка законности решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляется судом на основании обращения собственника помещения в указанном доме при наличии условий, определенных данной нормой Жилищного кодекса Российской Федерации.

Данных о том, что решение общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в г. Екатеринбурге, оформленного протоколом общего собрания от <//> оспорено, признано судом незаконным, в том числе по основанию отсутствия кворума, не имеется.

Оценивая довод представителей ответчика со ссылкой на п. 11, 12 Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <//> №, в редакции от <//> «Об утверждении Порядка взаимодействия регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирных домах, которые выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета, для совершения операций по специальным счетам на территории <адрес>» (далее - Порядок), суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 11, 12 Порядка в редакции от <//>, региональному оператору уполномоченным от имени собственников помещений в многоквартирном доме лицом направляются следующие документы: протокол и листы голосования (далее - документы). Документы направляются уполномоченным от имени собственников помещений в многоквартирном доме лицом региональному оператору: 1) протокол в трех экземплярах: оригинал в одном экземпляре, копии в двух экземплярах; 2) листы голосования: оригинал и копия по одному экземпляру.

Абзацем двенадцатым ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Под использованием упомянутого способа защиты гражданских прав законодатель подразумевает, в числе прочего, правомочия суда при рассмотрении конкретного спора оценивать законность решений и действий государственного органа или органа местного самоуправления, на котором основаны исковые требования или возражения по иску, и не принимать их во внимание, если такие действия совершены при отсутствии оснований для их совершения

В соответствии с Постановлением <адрес> от <//> №-ПП «О Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>», последнее является, в частности, уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с Областным законом от <//> №-ОЗ «Об исполнительных органах государственной власти <адрес>», <адрес>, департаменты <адрес>, комитеты <адрес>, главные управления <адрес>, управления <адрес> и инспекции <адрес> в пределах своей компетенции на основании и во исполнение федерального законодательства, <адрес> и законов <адрес>, указов <адрес> и постановлений <адрес> принимают приказы и организуют контроль за их исполнением.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Из смысла указанных правовых норм следует, что нормативный правовой акт, принятый в пределах полномочий органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не должен противоречить акту более высокого уровня.

В соответствии с ч. 1 ст. 176 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 настоящего Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами.

Согласно п. 1, 2 ст. 21 Закона №-ОЗ региональный оператор может быть выбран в качестве владельца специального счета собственниками помещений в многоквартирном доме в установленном федеральным законом порядке. В соответствии с федеральным законом региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета. Региональный оператор после получения копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым оформлено решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, открывает на свое имя специальный счет в Р. кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным федеральным законом

Из положений ст. 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 21 Закона №-ОЗ следует, что основанием для открытия региональным оператором специального счета на свое имя в выбранной собственниками кредитной организации является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым оформлено решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, а также документы, предусмотренные банковскими правилами.

Ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни <адрес> №-ОЗ не содержат требований о необходимости направления в адрес регионального оператора листов голосования. Указанные нормы, имеющие большую юридическую силу по отношению к Порядку, утвержденному Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <//> №, не содержат указания на возможность расширения перечня документов представляемых региональному оператору для открытия специального счета.

На момент рассмотрения спора требования о предоставлении региональному оператору листов голосования исключены из п. 11, 12 Порядка (Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <//> № «О внесении изменений в Порядок взаимодействия регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирных домах, которые выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета, для совершения операций по специальным счетам на территории <адрес>, утвержденный Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <//> №).

При таких обстоятельствах у истца отсутствует в настоящее время возможность признания недействующими п. 11, 12 Порядка в данной части.

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Закона №-ОЗ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном названным Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта

Региональная программа официально опубликована <//>. Следовательно, решение о выборе способа формирования фонда капитального строительства должно быть принято и реализовано до <//>. То есть на момент обращения в суд с настоящим иском, срок, установленный законом для направления собственниками <адрес> в г. Екатеринбурге соответствующего решения, истек.

С учетом данных обстоятельств, суд принимает доводы представителя истца об отсутствии иного способа защиты права истца, установленного ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 98, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 18.08.2014

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░: (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:

░░░░░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1784/2015 (2-12567/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иноземцев А.В.
Ответчики
Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
30.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.01.2015Передача материалов судье
12.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2015Судебное заседание
24.03.2015Судебное заседание
24.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее