Решение по делу № 2-162/2020 от 30.06.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2020 года                                                                            с. Сладково

    Сладковский районный суд Тюменской области в составе:

    председательствующего            Малинина А.О.

    при секретаре                              Ивановой Н.Г.,

с участием заместителя прокурора Сладковского района Тюменской области Веревкиной Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-162/2020 по иску прокурора Сладковского района Тюменской области в интересах Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, третьи лица – администрация Сладковского муниципального района Тюменской области, Ишимский межмуниципальный отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФИО1, ФИО2, ФИО3, о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером и о признании права собственности Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области на невостребованную земельную доли из земель сельскохозяйственного назначения ГП «Степное», расположенных на территории Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Сладковского района Тюменской области, действующий в интересах Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области (далее – прокурор), обратился 30 июня 2020 года в Сладковский районный суд Тюменской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Тюменской области, третьи лица – администрация Сладковского муниципального района Тюменской области, Ишимский межмуниципальный отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФИО1, ФИО2, ФИО3, о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером и о признании права собственности Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения ГП «Степное», расположенных на территории Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, принадлежащую ФИО4 (далее - собственник).

Прокурор мотивирует свои требования тем, что прокуратурой Сладковского района, во исполнение пункта 1.21 решения коллегии прокуратуры Тюменской области от 24.07.2019 года № 11 «Об итогах работы органов прокуратуры Тюменской области в первом полугодии 2019 года и задачах по повышению эффективности прокурорского надзора и укреплению законности и правопорядка», проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой выявлены невостребованные земельные доли, расположенные на территории Новоандреевского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации агропромышленного комплекса» на территории Сладковского района Тюменской области произведена реорганизация сельскохозяйственных предприятий, и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, переданы в собственность граждан.

Земельные сельскохозяйственные угодья в границах Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области переданы в общую долевую собственность членов ГП «Степное» в равных долях.

Общая площадь земельной доли, предоставленной каждому собственнику составляет 17,6 га. (270,0 баллогектаров), в том числе: пашня – 10,6 га (231,0 баллогектаров), сенокосы – 4,3 га (27,0 баллогектаров), пастбища – 2,7 га (12,0 баллогектаров), категория земель земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», на основании постановления Главы администрации Сладковского района Тюменской области от 30.12.1994 № 138 «О выдаче свидетельств собственникам земельных долей» Сладковским районным комитетом по земельным ресурсам каждому собственнику земельного участка (согласно списков собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев) выданы свидетельства о праве собственности на земельные доли (долю в праве собственности на земельный участок).

Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статье 286 Гражданского кодекса Российской Федерации орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях, определяются земельным законодательством. Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, в том числе условия и порядок признания земельных долей невостребованными, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07.2002 года).

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 года земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 12.1 Федерального Закона № 101- ФЗ от 24.07.2002 невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Согласно пункту 5 статьи 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок.

Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.

Согласно пункту 4 статьи 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07. 2002 года орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

В рамках подготовки к собранию участников общей долевой собственности ГП «Степное» список земельных долей на территории Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, которые могут быть признаны невостребованными опубликован в газете «Трудовое знамя» № 103 (9329) от 25.12.2013 года, а также размещен на официальном сайте Сладковского муниципального района Тюменской области 25.12.2013 года, на информационных стендах, расположенном на территории Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области (Приложение к протоколу собрания участников долевой собственности).

Информация о проведении собрания опубликована в газете «Трудовое знамя» № 76 (9406) от 20.09.2014 года размещена на официальном сайте Сладковского муниципального района Тюменской области http://sladkovo.admtyumen.ru 01.10.2014 года, а также на официальных стендах, расположенных на территории Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области (Приложение к протоколу собрания участников долевой собственности).

В соответствии с пунктом 7 статьи 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 года, с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от 14.11.2014 года утвержден список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.

Согласно сведений о владельцах земельных долей Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, земельные доли, относятся к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: Тюменская область, Сладковский район, СХПК «Степное», аренда земельных долей из ГП «Степное», неиспользуемые земельные доли, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения сельхозпроизводства.

Согласно пункту 8 ст. 12.1 Федерального закона № 101- ФЗ от 24.07. 2002 года орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Таким образом, положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю соблюдены.

Собственник земельной доли при жизни ей каким-либо образом не распорядился.

Согласно информации Тюменской областной нотариальной палаты от 21.10.2019 года № 234 наследником собственника земельной доли являются ФИО1, ФИО2, ФИО3.

По смыслу Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», целью установления процедуры признания права муниципальной собственности является необходимость постоянного использования земель сельскохозяйственного назначения исключительно в соответствии с целевым назначением, поэтому в случае если собственник не имеет намерения самостоятельно использовать принадлежащий ему объект, он обязан распорядиться им таким образом, чтобы обеспечить надлежащее использование третьим лицом.

Право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорную земельную долю собственником зарегистрировано.

Таким образом, администрацией Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области установленной статьей 12. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедуры признания спорных земельных долей невостребованными соблюдены.

Статьей 12. Федерального закона № 101-ФЗ, пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» предусматривали обязанность собственников земельных долей в определенный срок и определенным образом распорядиться земельной долей, в противном случае наступают последствия в виде признания доли невостребованной. Данные положения закона направлены на соблюдение принципа рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные доли, значащаяся за указанными лицами являются невостребованными.

Данное заявление прокурором подается в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, поскольку наличие невостребованной земельной доли нарушает права и интересы муниципального образования на пополнение доходной части бюджета за счет поступлений от уплаты земельного налога и препятствует надлежащему обороту земель сельскохозяйственного назначения. В связи с изложенным просит требования иска удовлетворить.

Заместитель прокурора Сладковского района Тюменской области Веревкина Т.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Тюменской области, а также представитель третьего лица - Ишимского межмуниципального отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела суд не просили.

Представитель администрации Сладковского муниципального района Тюменской области представил суду отзыв на исковое заявление, в котором указал, что не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд, находит заявленное прокурором исковое требование к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объёме, по следующим основаниям.

В соответствии ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В соответствии со ст.ст.14, 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В собственности муниципальных образований может находиться: указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. В собственности поселений могут находиться: земельные участки, отнесённые к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.

Согласно п.п.2, 3 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст.1117 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст.1158 Гражданского кодекса Российской Федерации), имущество умершего считается выморочным.

Положениями главы 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения. С учётом данного принципа, вытекающего из статьи 9 Конституции Российской Федерации, и исходя из того, что отношения общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения возникли в результате осуществления приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежавших колхозам и совхозам, путём наделения их членов (работников) правом на земельный пай, федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 12 названного Федерального закона, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае, если число участников долевой собственности на этот земельный участок превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учётом особенностей, установленных в статьях 12 - 14 данного Федерального закона.

В соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения, о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, и размещает на своём официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырёх месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Согласно ч.ч.2, 3 ст.14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, размещения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

В п.8 ст.12.1 указанного закона законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, в том числе те, которые по аналогии со ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации можно назвать выморочными.

В силу ч.1 ст.56 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из представленных документов следует, что принимались письменные возражения лиц, считающих, что они и принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, утвержден перечень и местоположение земельных участков, сформированных в счет земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, что предусмотрено пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Собственник такое заявление подать не мог, поскольку на момент собрания участников долевой собственности умер, а его наследники такое возражение не подали, поэтому также включен в указанный список.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метра из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен по адресу: Тюменская область, Сладковский район, СХПК «Степное», аренда земельных долей из ГП «Степное». Сведения о регистрации прав имеется. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кадастровый номер земельного участка , имеется информация о правообладателях земельных долей объекта недвижимого имущества указанный земельный участок. Собственник зарегистрирован правообладателем спорного земельного участка.

В газете «Трудовое знамя» № 103 (9329) от 25.12.2013 года опубликован список собственников земельных долей бывшего ГП «Степное», земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям указанным в пункте 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В списке указан собственник.

Согласно протоколу общего собрания участников общей долевой собственности бывшего ГП «Степное», расположенного на территории Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области от 14 ноября 2014 года, общим собранием утвержден список собственников земельных долей бывшего ГП «Степное», земельные доли которых признаны невостребованными по основаниям указанным в пункте 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Собственник также включен в указанный список, что следует из Приложения к Протоколу общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Степновского сельского поселения Сладковского района Тюменской области от 14 ноября 2014 года.

Наследниками собственника спорной земельной доли являются ФИО1, ФИО2, ФИО3.

Судом установлено, что собственник права на земельную долю зарегистрировал в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", после смерти собственника наследники прав на спорную земельную долю не оформляли.

Судом установлено, что собственник включен в список собственников земельных долей бывшего ГП «Степное», земельные доли которых признаны невостребованными по основаниям указанным в пункте 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Включение собственника в список произведено в установленном законом порядке.

Судом установлено, что земельная доля собственника составляет 17,6 га (270,0 баллогектаров), в том числе: пашня – 10,6 га (231,0 баллогектаров), сенокосы – 4,3 га (27,0 баллогектаров), пастбища – 2,7 га (12,0 баллогектаров), в общей долевой собственности бывшего совхоза «Степной» на территории Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области.

С 25 июля 2013 года действует новая редакция пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (изменения внесены Федеральным законом от 23 июля 2013 года №223-ФЗ), согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нём здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем указанного пункта объекты недвижимого имущества.

Порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В настоящее время такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определён.

В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Вместе с тем, Федеральный закон от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.

Других доказательств, сторонами суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктами 1, 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.ст.14, 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131 (в редакции Федерального закона от 06 декабря 2011 года №411-ФЗ), ст.ст.12, 39, 54, 56, 67, 88, 103, 167, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Сладковского района Тюменской области в интересах Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, третьи лица – администрация Сладковского муниципального района Тюменской области, Ишимский межмуниципальный отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером и о признании права собственности Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Степновского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, принадлежащую ФИО4 - удовлетворить в полном объёме.

Прекратить право собственности на невостребованную земельную долю площадью 17,6 га (270,0 баллогектаров), в том числе: пашня – 10,6 га (231,0 баллогектаров), сенокосы – 4,3 га (27,0 баллогектаров), пастбища – 2,7 га (12,0 баллогектаров) в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Тюменская область, Сладковский район, СХПК «Степное», аренда земельных долей из ГП «Степное», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения сельхозпроизводства, принадлежащую ФИО4.

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием – Степновским сельским поселением Сладковского муниципального района Тюменской области, на земельную долю, принадлежащую умершему ФИО4, признанную невостребованной в установленном законом порядке, площадью 17,6 га, в том числе: пашня – 10,6 га, сенокосы – 4,3 га, пастбища – 2,7 га, в праве общей долевой собственности на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , по адресу: Тюменская область, Сладковский район, СХПК «Степное», аренда земельных долей из ГП «Степное».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы, через Сладковский районный суд Тюменской области.

Председательствующий:                                                        А.О. Малинин

2-162/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Степновское сельское поселение Сладковского муниципального района Тюменской области
Прокурор Сладковского района
Ответчики
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тюменской области
Другие
Администрация Сладковского муниципального района Тюменской области
Быкова Татьяна Ивановна
Мальцева Ольга Владимировна
Быков Андрей Владимирович
Ишимский муниципальный отдел Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области
Суд
Сладковский районный суд Тюменской области
Судья
Малинин Александр Олегович
Дело на странице суда
sladkovsky.tum.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2020Передача материалов судье
30.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2020Подготовка дела (собеседование)
14.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее