Решение по делу № 2-3678/2020 от 14.09.2020

Дело № 2-3678/2020

64RS0045-01-2020-005895-27

Решение

Именем Российской Федерации

25 декабря 2020 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Волковой А.А.,

при секретаре – помощнике председателя суда Поляковой А.С.,

с участием представителей третьих лиц Бондаренко С.Е., Абушаевой Г.А., Нестерова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гуськова С.Г. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилстандартсервис» о возложении обязанности установить и оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов, установить контейнеры,

установил:

истец Гуськов С.Г. обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилстандартсервис» (далее по тексту – ООО УК «Жилстандартсервис», Общество) о возложении обязанности установить и оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов, установить контейнеры. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования
«Город Саратов» принято решение о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) по адресу: <адрес>,
<адрес>, с географическими данными <данные изъяты>. Схема расположения контейнеров для ТКО утверждена актом от ДД.ММ.ГГГГ об определении места размещения площадки накопления ТКО. До настоящего времени площадка накопления ТКО не оборудована, что создает условия для организации жителями приближенных домов незаконной свалки ТКО. Фактически контейнеры расположены в непосредственной близости от жилого помещения по адресу: <адрес> напротив жилого <адрес>
по <адрес>. Мусор, в том числе крупногабаритный, складируется со всего микрорайона (с жилых домов по <адрес> По мнению истца, созданы невыносимые условия для проживания: полисадник и прилегающая к крыльцу территория завалена мусором, круглосуточно у контейнеров пребывают лица без определенного места жительства, свалка привлекает бродячих собак, птиц и крыс, в связи с чем истцу периодически приходится нанимать людей за свои собственные средства для очистки территории. Истец неоднократно обращался с заявлениями в администрацию муниципального образования «Город Саратов», управляющую компанию ООО УК «Жилстандартсервис», Государственную жилищную инспекцию по Саратовской области, Роспотребнадзор с требованиями установить и оборудовать контейнерную площадку и ликвидировать незаконную свалку. Действий до настоящего времени предпринято не было. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд возложить на ответчика обязанность установить и оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов (мусора) и крупногабаритных отходов по адресу: <адрес>,
с географическими координатами <данные изъяты>, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, с учетом уточнений просил возложить на ответчика обязанность установить и оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов (мусора) и крупногабаритных отходов по адресу:
<адрес>, с географическими координатами <данные изъяты>, а также обязанность установить контейнеры в количестве, соответствующим требованиям законодательства для обслуживания многоквартирного дома, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Учитывая, что уточнения исковых требований сделаны добровольно, не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц, суд в порядке ст. 39 ГПК РФ принял указанные уточнения исковых требований.

В судебное заседание истец и его представитель не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, из содержания представленных заявлений следует, что исковые требования истец и его представитель поддерживают в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела суду не представлено, в ранее поданных письменных возражениях просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица - комитета по жилищно-коммунальному хозяйству по Саратовской области Бондаренко С.Е. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, дополнительно указала, что обязанность по организации места сбора ТКО, обеспечение его надлежащего содержания, а также осуществление контроля вывоза ТКО лежит на управляющей компании.

Представитель третьего лица – администрации муниципального образования «Город Саратов» Абушаева Г.А. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Представитель третьего лица – ООО «Умный Дом Поволжье» Нестеров А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Третье лицо Региональный оператор Саратовской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечил, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установка мусоросборочных контейнеров относится к компетенции органов местного самоуправления.

Третье лицо – Управление Роспотребнадзора по Саратовской области о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, ходатайств об отложении дела суду не поступало.

С учетом положения ст. 167 ГПК РФ и мнения участников процесса суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Положениями ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Перечень лицензионных требований установлен в ст. 193 Жилищного кодекса РФ, который в силу п. 7 ч. 1 названной статьи не является исчерпывающим.

Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 193 Жилищного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с п. 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона
"О лицензировании отдельных видов деятельности", являются, в том числе:

а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.

При этом, частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

Состав общего имущества многоквартирного дома определен п. 2 Правил
№ 491, ст. 36 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относится, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В силу п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В п. 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, определено, что работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила № 170), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В пункте 3.7.1 Правил № 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;

своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;

организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;

проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более (п. 3.7.2 Правил № 170).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гуськову С.Г. на праве собственности принадлежит нежилое помещение, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>

ООО УК «Жилстандартсервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом (далее МКД)
по <адрес> на основании соответствующей лицензии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.216), а также на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является, в том числе выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в объемах, установленных действующим законодательством, самостоятельно либо путем привлечения сторонних организаций (л.д. 220-228).

Согласно информации комитета по управлению имуществом г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, занимаемый многоквартирным домом по адресу: <адрес>, образован и поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый (л.д. 202).

Судом установлено, что актом от ДД.ММ.ГГГГ определено место размещения <данные изъяты> 51.537654, 46.022852 по адресу: <адрес>, с предлагаемым количеством контейнеров <данные изъяты> шт., объемом <данные изъяты> куб.м. в соответствии с требованиями СанПиНа 42-128-4690-88.

По информации комитета по жилищно-коммунальному хозяйству
от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом принято решение о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>.

Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО контейнерная площадка, имеющая географические координаты <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>, включена в соответствующий реестр как площадка для МКД по <адрес>.

Из информации ООО Управляющая компания «Жилстандартсервис»
от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <адрес> контейнеры
с площадки по <адрес> были перемещены на <адрес> (л.д. 63). Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, при этом доказательств согласования с органом местного самоуправления вопроса о переносе размещения места (площадки) накопления ТКО по многоквартирному дому по адресу:
<адрес>, в материалах дела не содержится и суду не представлено.

В силу вышеуказанных норм и условий договора управления многоквартирным домом по <адрес> общество обязано как оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, так и организовать предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Коммунальные услуги предоставляются потребителям с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.

Материалы дела свидетельствуют о том, что сбор бытовых отходов осуществляется жильцами многоквартирного <адрес>
<адрес>, который находится под управлением ООО Управляющая компания «Жилстандартсервис», в мусорные контейнеры, размещенные на контейнерной площадке для сбора бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес>,
<адрес>, собственники многоквартирного дома оплачивают обслуживание и очистку этой контейнерной площадки в составе платы за содержание жилого помещения, что подтверждается соответствующей квитанцией (л.д. 181). Следовательно, указанная контейнерная площадка, предназначенная для обслуживания данного многоквартирного дома, фактически является общим имуществом собственников его жилых помещений, и находится в зоне ответственности управляющей организации.

Исходя из установленных судом обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что поскольку многоквартирный <адрес> находится под управлением ООО Управляющая компания «Жилстандартсервис», именно данная управляющая организация обязана организовать места накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемого многоквартирного дома, надлежащим образом содержать контейнерную площадку, а также установить мусоросборные контейнеры, в связи с чем приходит к выводу об обоснованности заявленных требований Гуськова С.Г. об обязании ООО Управляющая компания «Жилстандартсервис» установить и оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов, установить контейнеры.

Доводы ООО Управляющая компания «Жилстандартсервис» о том, что организация контейнерной площадки по закону возложена на органы местного самоуправления, ответственным лицом за приобретение контейнеров является региональный оператор по обращению с ТКО судом не принимаются во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, в силу норм действующего законодательства ответственность за устройство и надлежащее содержание места сбора ТКО лежит на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, собственники помещений многоквартирного дома вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание.

Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное, реализуя требования п. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает, что в целях обеспечения исполнимости решения подлежит установлению срок его исполнения в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

При удовлетворении иска в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается платежным поручением
от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Таким образом, с ответчика в пользу истца с учетом удовлетворенных исковых требований подлежит взысканию государственная пошлина в размере
300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования Гуськова С.Г. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилстандартсервис» о возложении обязанности установить и оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов, установить контейнеры удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилстандартсервис» установить и оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов (мусора) и крупногабаритных отходов, расположенную по адресу: <адрес>, имеющей географические координаты <данные изъяты>, и установить на них мусорные контейнеры в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилстандартсервис» в пользу Гуськова С.Г. в доход муниципального образования «Город Саратов» расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 31 декабря 2020 года.

Судья А.А. Волкова

2-3678/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Гуськов Сергей Григорьевич
Ответчики
ООО УК "Жилстандартсервис"
Другие
Русанова Анастасия Александровна
ООО "Умный дом Поволжье "
комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО "Город Саратов"
Региональный оператор Саратовской области
Администрация МО "Город Саратов"
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Судья
Бондаренко Вадим Евгеньевич
Дело на сайте суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
14.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2020Передача материалов судье
17.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2020Подготовка дела (собеседование)
12.10.2020Подготовка дела (собеседование)
12.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
09.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Судебное заседание
31.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее