Решение по делу № 2-394/2024 от 24.07.2024

№ 2-394/2024

10RS0001-01-2024-000441-56

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2024 г.      г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Гуйдо К.А.,

с участием представителя истца Майоровой С.А..,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Каменевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации Беломорского муниципального округа о возложении обязанности выполнить работы по комплексному лесовосстановлению,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обратилось в суд с исковым заявлением, мотивируя требования тем, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2021 г. № 536-р удовлетворено ходатайство администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" от 21 декабря 2020 г., в результате чего земли лесного фонда площадью с кадастровыми номерами были переведены из состава земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для размещения объектов инфраструктуры археологического комплекса.

Законом Республики Карелия от 28 апреля 2023 г. № 2838-ЗРК "О преобразовании всех поселений, входящих в состав муниципального образования "Беломорский муниципальный район" вместо администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" создано муниципальное образование "Беломорский муниципальный округ".

Поскольку перевод земель осуществлялся не в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения, а в целях создания особо охраняемых территорий и объектов для размещения объектов инфраструктуры археологического комплекса, администрация Беломорского муниципального округа, как лицо, ходатайствующее о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, обязана была выполнить компенсационное лесовосстановление в законодательно установленный срок на площади, равной площади лесных земель, находящихся в таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда, в настоящем случае на площади 88,651 га, что выполнено не было.

Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, истец просит возложить на администрацию Беломорского муниципального округа обязанность выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на площади 88,651 га в срок до 1 июля 2025 г.

Ответчиком, не направившим в судебное заседание представителя, надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, суду представлено ходатайство о передаче гражданского дела для рассмотрения в Арбитражный суд Республики Карелия ввиду наличия экономического спора между сторонами.

Представитель истца Майорова С.А. в судебном заседании не возражала против передачи дела для рассмотрения в Арбитражный суд Республики Карелия.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Частью 3 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 указанной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии с положениями ч.ч. 1 и 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.Из приведенных норм права следует, что основными критериями отнесения того или иного спора к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав и экономический характер спора, применяемые в совокупности.

Как следует из материалов дела, истцом заявлены требования о возложении на ответчика обязанности выполнить работы по комплексному лесовосстановлению.

В соответствии с положениями ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (ч. 1). Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

В силу ч. 2.1 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

На основании ст. 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Учитывая, что заявленные истцом, как органом власти, исковые требования о возложении на ответчика, муниципальное образование, обязанности выполнить работы по комплексному лесовосстановлению вытекают из предположения о нарушении ответчиком положений лесного законодательства и последующего возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств, суд приходит к выводу о том, что спорное правоотношение носит экономический характер.

При таких обстоятельствах, учитывая, что данный спор, как по субъектному составу, так и по характеру спорных правоотношений относится к компетенции арбитражного суда, следует признать, что дело принято к производству Беломорским районным судом Республики Карелия с нарушением правил подсудности, в связи с чем подлежит передаче в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом, то есть в Арбитражный суд Республики Карелия.

Таким образом, настоящее гражданское дело подлежит передаче для рассмотрения в Арбитражный суд Республики Карелия.

Руководствуясь ст.ст. 33, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Передать гражданское дело № 2-394/2024 по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации Беломорского муниципального округа о возложении обязанности выполнить работы по комплексному лесовосстановлению для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Республики Карелия (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красноармейская, д. 24а).

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение 15 дней.

    

Судья К.А. Гуйдо

Мотивированно определение изготовлено 15 августа 2024 г.

2-394/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчики
Администрация Беломорского муниципального округа
Другие
ГКУ РК "Беломорское центральное лесничество"
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
belomorsky.kar.sudrf.ru
24.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2024Передача материалов судье
25.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2024Дело оформлено
15.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее