Решение по делу № 3а-63/2020 от 02.06.2020

Дело № 3а-63/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июля 2020 года г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего, судьи Савушкиной О.С.,

с участием прокуроров Карапетяна С.Э. и Юрченковой Л.Н.,

при помощнике судьи Бурносовой Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Гражданстрой», ООО Специализированный застройщик «Континент», ООО «Специализированный застройщик «Домстрой» о признании недействующим в части постановления Администрации Смоленской области от 27 января 2014 г. № 18 «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Смоленской области»,

установил:

Постановлением Администрации Смоленской области от 27 января 2014 года № 18 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Смоленской области (далее – Положение).

Согласно пункту Положения, если земельные участки используются не по целевому назначению, определенному договором аренды земельного участка, размер арендной платы увеличивается в два раза. Если земельные участки, предоставленные для строительства зданий, строений, сооружений, не используются по целевому назначению, по истечении трехлетнего срока с момента предоставления земельного участка в аренду, размер арендной платы увеличивается в два раза. Факт неиспользования земельного участка или использования его не по целевому назначению устанавливается на основании сведений, полученных от специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих государственный земельный контроль, или органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль.

ООО «Гражданстрой», ООО Специализированный застройщик «Континент», ООО «Специализированный застройщик «Домстрой», являясь арендаторами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Смоленской области, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Администрации Смоленской области от 27 января 2014 года № 18 в части пункта Положения.

В обоснование своих доводов указали, что оспариваемая норма утверждена произвольно, без надлежащего экономического обоснования, противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу: положениям пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, согласно которым размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ; основным принципам определения арендной платы при расчете аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 ввиду несоблюдения принципа экономической обоснованности; положениям подпунктов 1 и 6 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ, которыми не предусмотрены штрафные санкции за превышение сроков строительства; положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с созданием дискриминационных условий для лиц, превысивших сроки строительства.

Административные истцы ссылаются на то, что оспариваемая норма по существу является санкцией за нарушение сроков строительства, неустойкой за нарушение условий договора аренды, что не согласуется с принципом экономической обоснованности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.

В письменных возражениях относительно административных исковых требований Администрация Смоленской области административный иск не признала, ссылаясь на то, что процедура принятия оспариваемого акта была соблюдена, предусмотренная оспариваемым пунктом мера направлена на стимулирование арендаторов к освоению земельных участков, их вовлечению в оборот. Полагает, что истцом избран неверный способ защиты права, поскольку оспариванию подлежит не постановление Администрации Смоленской области от 27 января 2014 года № 18 в части увеличения размера арендной платы, а его применение в отношении конкретных договоров аренды (л.д. ).

В судебном заседании представитель административных истцов ООО «Гражданстрой», ООО Специализированный застройщик «Континент», ООО «Специализированный застройщик «Домстрой» Степанова Т.В. и представитель административных истцов ООО «Гражданстрой» и ООО Специализированный застройщик «Континент» Пчелинцева Н.П. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить, определение момента, с которого оспариваемый нормативный правой акт подлежит отмене, оставили на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика – Администрации Смоленской области Гришутина Е.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора Карапетяна С.Э., указавшего на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавший до 1 марта 2015 г.) предусматривал, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Абзацами 2 и 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшими до 1 марта 2015 г., предусмотрено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а по установлению порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование названных земельных участков - органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии частью 3 статьи 45 Устава Смоленской области (принят Смоленской областной Думой 26.04.2001) Администрация Смоленской области в соответствии с федеральным и областным законодательством издает постановления и распоряжения. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Администрации Смоленской области.

Порядок официального опубликования областных законов и иных областных нормативных правовых актов устанавливается областным законом (часть 6 статьи 46 Устава Смоленской области).

В соответствии с Законом Смоленской области от 07.05.2002 N 48-з (в ред. действующей на момент принятия оспариваемого акта) "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов" (принят Смоленской областной Думой 25.04.2002) постановления Администрации Смоленской области подлежат официальному опубликованию, если прямо предусматривают это или если для них Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом Смоленской области, настоящим областным законом, иными областными законами предусмотрено официальное опубликование (часть 5 статьи 1).

Датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах "Смоленская газета", "Рабочий путь", "Смоленские новости", в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", в "Вестнике Смоленской областной Думы". Датой официального опубликования областного нормативного правового акта является дата выхода в свет (обозначенная на первой странице или на титульном листе) официального источника, в котором официально опубликован нормативный правовой акт (часть 5 статьи 1 Законом Смоленской области от 07.05.2002 N 48-з).

Из Положения об информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", утвержденного постановлением Смоленской областной Думы от 30.10.2003 № 374, следует, что Вестник является единым официальным информационным периодическим печатным изданием органов государственной власти Смоленской области; издается не реже одного раза в месяц (пункты 1.2 и 1.3 Положения № 374).

Постановление Администрации Смоленской области от 27 января 2014 года № 18 опубликовано в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" , часть , (дата) (л.д. ).

В указанное Постановление Постановлениями Администрации Смоленской области от (дата) , от (дата) , от (дата) вносились изменения.

В настоящее время действует редакция от (дата) Постановления Администрации Смоленской области от 27.01.2014 N 18 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Смоленской области".

Оспариваемый административными истцами пункт Положения не изменялся с даты принятия Постановления Администрации Смоленской области от 27 января 2014 года № 18.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением процедуры его принятия, официально опубликован.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 оспариваемого Положения размер арендной платы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Положения, определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков по следующей формуле: Ап = Скадастр x Сап x d / 365 (366) x К, где: Ап - размер арендной платы (рублей); Скадастр - кадастровая стоимость земельного участка по соответствующему виду его функционального использования по состоянию на 1 января календарного года, за который производится расчет арендной платы; Сап - ставка арендной платы, установленная нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области (муниципального района, городского округа, городского (сельского) поселения (далее - орган местного самоуправления) (процентов от кадастровой стоимости земельного участка); d - количество дней аренды; К - понижающий коэффициент.

Согласно пункту 4.2 Положения, если земельные участки используются не по целевому назначению, определенному договором аренды земельного участка, размер арендной платы увеличивается в два раза. Если земельные участки, предоставленные для строительства зданий, строений, сооружений, не используются по целевому назначению, по истечении трехлетнего срока с момента предоставления земельного участка в аренду, размер арендной платы увеличивается в два раза.

Правительством Российской Федерации в постановлении N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее – Постановление № 582) установлены основные принципы определения арендной платы, а именно: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации нашедшие свое отражение в постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Судом установлено, что между ООО «Гражданстрой» и Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области заключен договор аренды от (дата) земельного участка из земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью кв.м, расположенный в ... для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования – <данные изъяты>. Срок действия договора установлен на (дата) (л.д. ). В связи с истечением срока действия договора согласно части 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ в связи с продолжением пользования арендатором земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Согласно письму Управления имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска от (дата) арендодателем в период (дата) произведено увеличение арендной платы в два раза в связи с превышением арендатором срока строительства объекта (л.д. ).

ООО Специализированный застройщик «Континент» в соответствии с договорами уступки прав и обязанностей арендатора от (дата) и (дата) является арендатором двух земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена:

- по договору аренды от (дата) , в соответствии с которым арендатору передан в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ..., для строительства <данные изъяты> (л.д. );

- по договору аренды от (дата) , в соответствии с которым арендатору передан в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ..., для строительства <данные изъяты> (л.д. ).

Указанные договоры действующие. Согласно письму Управления имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска от (дата) арендодателем в период (дата) произведено увеличение арендной платы в два раза на основании пункта Положения (л.д. ).

ООО «Специализированный застройщик «Домстрой» в соответствии с договором уступки прав и обязанностей арендатора от (дата) является арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по договору аренды от (дата) , в соответствии с которым арендатору передан в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ..., предназначенного для строительства <данные изъяты> (л.д. ).

Указанный договор действующий. Согласно письму Управления имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г. Смоленска от (дата) по состоянию на (дата) имеется задолженность по арендной плате, обусловленной двукратным увеличением арендной платы арендатором (л.д. ).

Административный ответчик представил финансово-экономическое обоснование проекта Постановления от 27 января 2014 года № 18, из которого следует, что принятие данного постановления не потребует выделения дополнительных средств областного бюджета, бюджетов иных уровней и внебюджетных источников (л.д. ).

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Доказательства того, что Администрацией Смоленской области производились какие-либо расчеты в целях обоснования введения повышающего коэффициента для расчета арендной платы в случае не использования земельного участка или использования его не по целевому назначению, суду не представлены.

Отсутствие документов, свидетельствующих об учете экономических и иных факторов при принятии оспариваемого положения, подтверждено в ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика.

Вместе с тем, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. N 424-О, государственным органам надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Проверяя доводы административных истцов относительно соблюдения утвержденных Постановлением N 582 основных принципов определения арендной платы при принятии Постановления Администрации Смоленской области от 27 января 2014 года № 18, суд приходит к выводу, что установление в пункте Положения повышающего коэффициента для расчета арендной платы в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Кроме того, в соответствии с действующим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса предусмотрено, что в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

Таким образом, законодатель предусмотрел повышенную ставку арендной платы за нарушение сроков жилищного строительства с учетом социально значимого этого вида деятельности и одного из приоритетных направлений социальной политики государства. Каких-либо иных повышенных платежей за земельные участки, предоставленные под строительство объектов недвижимости, не относящееся к жилищному, в случае превышения сроков строительства федеральное законодательство не содержит.

Само по себе нарушение сроков строительства объектов недвижимости, не связанного с жилищным, не может рассматриваться как основание для повышения в несколько раз арендной платы за земельный участок, предоставленный под такое строительство, без учета принципа экономического обоснования, в противном случае такое повышение следует рассматривать как санкцию в случае нарушения сроков строительства, мерой ответственности за несвоевременное освоение земельного участка, что не предусмотрено земельным законодательством.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность нормативного правового акта в оспариваемой части.

Однако, административный ответчик доказательств, с достоверностью подтверждающих учет экономических и иных факторов при принятии оспариваемого положения, не представил.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о противоречии пункта Положения, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 27 января 2014 года № 18 приведенным выше требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", и учитывая, что нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, считает необходимым признать оспариваемый пункт Положения недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о данном решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

С учетом того, что "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" издается не реже одного раза в месяц, данное сообщение должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления ООО «Гражданстрой», ООО Специализированный застройщик «Континент», ООО «Специализированный застройщик «Домстрой» уплачена государственная пошлина в размере по <данные изъяты> каждым согласно платежным поручениям от (дата) , и (л.д. ). Данные судебные расходы подлежат взысканию с Администрации Смоленской области в пользу административных истцов.

Ходатайство прокурора о вынесении в адрес Администрации Смоленской области частного определения не подлежит удовлетворению, поскольку предусмотренных статьей 200 КАС РФ оснований для вынесения такого определения из обстоятельств дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ООО «Гражданстрой», ООО Специализированный застройщик «Континент», ООО «Специализированный застройщик «Домстрой» удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 27 января 2014 года № 18.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области".

Взыскать с Администрации Смоленской области в пользу ООО «Гражданстрой» расходы на уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Администрации Смоленской области в пользу ООО Специализированный застройщик «Континент» расходы на уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Администрации Смоленской области в пользу ООО «Специализированный застройщик «Домстрой» расходы на уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 10 июля 2020 года.

Судья О.С. Савушкина

02.06.2020Регистрация административного искового заявления
03.06.2020Передача материалов судье
03.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.06.2020Предварительное судебное заседание
26.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее