Судья Литвинов Я.В. 44у-237-2013
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Пермского краевого суда
г.Пермь 13 декабря 2013 года
Президиум Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Рудакова Е.В.,
членов президиума Елисеевой Е.Н., Заляева М.С., Красноперовой Г.В., Суркова П.Н.,
при секретаре Орловой А.С.
рассмотрел надзорную жалобу осужденного Сабирова А.А. о пересмотре приговора Дзержинского районного суда г. Перми от 18 августа 2008 года, которым
Сабиров А.А., дата рождения, уроженец ****, несудимый,
осужден по п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В кассационном порядке приговор не обжаловался.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Мохиревой З.Х., изложившей обстоятельства дела, содержание приговора суда, доводы надзорной жалобы осужденного и мотивы вынесения постановления о возбуждении надзорного производства судьей Верховного Суда Российской Федерации Вороновым А.В., мнение заместителя прокурора Пермского края Малышевой Л.Н. об изменении приговора, президиум
УСТАНОВИЛ:
Сабиров А.А. признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств в особо крупном размере. Преступление совершено в период с 24 апреля 2008 года по 1 мая 2008 года при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В надзорной жалобе Сабиров А.А. выражает несогласие с приговором суда, находит его незаконным и необоснованным. Считает, что его действия квалифицированы неверно, поскольку наркотическое средство, приобретенное у него П., впоследствии было изъято сотрудниками милиции, в связи с чем, его действия необходимо переквалифицировать на ч. 3 ст.30, п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ. Полагает, что ему назначено чрезмерно суровое наказание, ставит вопрос о снижении наказания, с применением ст. 64 УК РФ.
Обсудив доводы надзорной жалобы осужденного Сабирова А.А., президиум находит приговор подлежащим изменению на основании ст. 382 УПК РФ, в связи с неправильным применением уголовного закона.
Обстоятельства дела исследованы достаточно полно, вывод суда о доказанности вины Сабирова А.А. в преступлении, связанном с незаконным оборотом наркотических средств, основан на тщательно исследованных в судебном заседании доказательствах и в надзорной жалобе не оспаривается.
Вместе с тем, правильно установив фактические обстоятельства дела, суд ошибочно квалифицировал действия осужденного по п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, как оконченное преступление.
Судом установлено, что в период времени до 24 апреля 2008 года Сабиров А.А. приобрел в неустановленном месте у неустановленного лица наркотическое средство -смесь, в состав которой входит героин, массой не менее 3117,308 грамма, которое перевез в садовой домик, расположенный недалеко от дома № ** по ул. **** г. Перми, где незаконно хранил с целью сбыта. 24 апреля 2008 года Сабиров А.А. по предварительной договоренности с П. незаконно сбыл последнему наркотическое средство - смесь, в состав которой входит героин, массой 37, 308 гр., 1 мая 2008 года П., участвовавший в оперативно-розыскном мероприятии «Проверочная закупка» вновь обратился к Сабирову А.А. с предложением приобрести крупную партию наркотического средства, на что последний согласился, взял часть ранее приобретенного и хранящегося в садовом домике наркотического средства - смеси, в состав которой входит героин, массой не менее 1079 гр. и, действуя в целях конспирации, спрятал его в гараже № ** гаражного кооператива, расположенном на пересечении проспекта **** и ул. **** г. Перми. Получив от П. деньги в счет оплаты за героин, сообщил ему место хранения наркотического средства, которое впоследствии П. забрал и выдал сотрудникам правоохранительных органов. В ходе осмотра садового домика, расположенного недалеко от дома № **** по ул. **** г. Перми, был обнаружен и изъят героин, массой 2001 гр.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что действия Сабирова А.А., имевшие место 24 апреля и 1 мая 2008 года необходимо квалифицировать по п. «г» ч. 3 ст.228.1 УК РФ, как одно оконченное преступление - сбыт наркотических средств в особо крупном размере, объединил этой квалификацией весь объем наркотических средств, явившихся предметом незаконного оборота по настоящему делу, что Сабирову А.А. не вменялось органами предварительного следствия.
Также суд не учел, что из приобретенной осужденным для сбыта массы героина, составляющей 3117, 308 гр., Сабиров А.А. предпринял попытку реализовать лишь часть, а именно 37, 308 гр. и 1079 гр. героина, которая вышла из незаконного оборота в результате оперативно-розыскного мероприятия.
По смыслу закона, в тех случаях, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", содеянное следует квалифицировать, как покушение на незаконный сбыт наркотического средства, поскольку в таких случаях происходит изъятие наркотического средства из незаконного оборота.
В этой связи, действия Сабирова А.А., связанные со сбытом героина 24 апреля и 1 мая 2008 года следует переквалифицировать с п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. «г»ч.3 ст.228.1 УК РФ.
Что касается героина, массой 2001 гр., обнаруженного в ходе обыска садового домика, расположенного недалеко от дома № ** по ул. **** г. Перми, то принимая во внимание наличие установленного судом умысла виновного, направленного на последующий сбыт данного наркотика, содеянное следует квалифицировать, как приготовление к незаконному сбыту указанного наркотического средства в особо крупном размере по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.
В связи с изменением квалификации, улучшающей положение осужденного, назначенное ему наказание, подлежит смягчению.
При определении размера наказания президиум учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности осужденного, а также совокупность смягчающих обстоятельств, установленных судом первой инстанции, которые признает исключительными, и считает возможным, в силу ст. 64 УК РФ, назначить Сабирову А.А. наказание по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ в виде лишения свободы, но ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи и без назначения дополнительных наказаний.
Окончательное наказание Сабирову А.А. следует назначить по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ (в редакции от 7 декабря 2011 года № 420- ФЗ) путем поглощения менее строгого наказания более строгим.
В то же время оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ (в редакции ФЗ № 420 от 7 декабря 2011 года) в части изменения категории тяжести совершенного Сабировым А.А. преступления, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния президиум, не находит.
Также не имеется оснований для внесения изменений в приговор, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 01 марта 2012 года № 18-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 01 октября 2012 года № 1002, поскольку новый закон не улучшает его положение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 408 - 409 УПК РФ, президиум краевого суда
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу осужденного Сабирова А.А. удовлетворить частично.
Приговор Дзержинского районного суда г. Перми от 18 августа 2008 года в отношении Сабирова А.А. изменить:
переквалифицировать его действия с п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на: ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (за покушение на сбыт 37, 308 гр. и 1079 гр. героина), по которой назначить 8 лет лишения свободы;
ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (за приготовление к сбыту 2001 гр. героина), по которой назначить наказание, с применением ст. 64 УК РФ, в виде 7 лет 10 месяцев лишения свободы.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ и ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, путем поглощения менее строгого наказания более строгим, назначить 8 лет лишения свободы.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Председательствующий Е.В. Рудаков