Решение по делу № 2а-45/2021 от 09.11.2020

Дело № 2а-45/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2021 года                              г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Александровой К.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова к Сазонову ФИО3 о взыскании пени,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району
г. Саратова (далее – ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова) обратилась в суд с административным иском к Сазонову А.Н. о взыскании пени, начисленных на задолженность по транспортному налогу за период с 21 февраля 2019 года по 10 февраля 2020 года в сумме 2 693 руб. 18 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 13 февраля 2019 года по 10 февраля 2020 года в сумме 303 руб. 37 коп., пени по земельному налогу за период с 12 февраля 2019 года по 10 февраля 2020 года в сумме
4 руб. 77 коп. В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что Сазонов А.Н. является собственником транспортных средств: <данные изъяты> регистрационный номер , <данные изъяты> регистрационный номер , кроме того, административному ответчику на праве собственности принадлежит недвижимое имущество: квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер ; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер . После направления налоговых уведомлений и требования об уплате налоговых платежей, недоимка по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц административным ответчиком не погашена, что явилось основанием для начисления пени. Определением мирового судьи административному истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании пени с Сазонова А.Н., в связи с чем налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание 27 января 2021 года не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела слушанием от них не поступало, в связи с чем суд, руководствуясь положениями п. 4 ст. 291, ч. 7
ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) перешел к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы административного дела, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как определено ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Главой 32 НК РФ налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам и сборам.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 настоящего Кодекса.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (далее – Закон № 109-ЗСО).

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 1 ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из положений п. 2 ст. 48 НК РФ следует, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

На основании п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 года № 20-П, Определение от 08 февраля 2007 года № 381-О-П), что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48 НК РФ), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 года № 422-О законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание, которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Из материалов дела следует, что в спорный период право собственной
Сазонова А.Н. зарегистрировано в отношении транспортных средств <данные изъяты> регистрационный номер , <данные изъяты> регистрационный номер , а также объектов недвижимости: квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер ; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер .

Согласно налоговому уведомлению от 29 сентября 2016 года № за налоговый период - 2015 год Сазонову А.Н. начислены транспортный налог на сумму
7 710 руб., налог на имущество физических лиц в размере 2 597 руб., земельный налог в размере 39 руб. с указанием срока уплаты до 01 декабря 2016 года.

На основании налогового уведомления от 06 июля 2017 года № за налоговый период - 2016 год административному ответчику начислены транспортный налог на сумму 7 710 руб., налог на имущество физических лиц в размере 1 254 руб., земельный налог в размере 16 руб., за налоговый период 2014 года – 39 руб. с указанием срока уплаты до 01 декабря 2017 года.

За налоговый период – 2017 год начислен транспортный налог на сумму 7 710 руб. с указанием срока уплаты до 03 декабря 2018 года (налоговое уведомление от 14 июля 2018 года № 17074655).

Согласно налоговому уведомлению от 10 июля 2019 года № за налоговый период - 2018 год Сазонову А.Н. начислен транспортный налог на сумму 7 710 руб. с указанием срока уплаты до 02 декабря 2019 года.

В связи с неуплатой налогов по данным уведомлениям в срок, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, налогоплательщику начислены пени, в адрес Сазонова А.Н. направлено требование № об уплате пени, начисленных на транспортный налог, в размере 2 693 руб. 18 коп., пени на налог на имущество физических лиц – 303 руб. 37 коп., пени на земельный налог – 4 руб. 77 коп. со сроком исполнения до 07 апреля 2020 года.

До предъявления в суд настоящего административного искового заявления ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова 08 сентября 2020 года обращалась к мировому судье судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова за выдачей судебного приказа о взыскании пени по налогам за спорные периоды.

Вступившим в законную силу определением мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова от 11 сентября 2020 года инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании пени по налогам и сборам с Сазонова А.Н.

Исходя из смысла положений ст. 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года
№ 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» предусматривает, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Вместе с тем настоящее административное исковое заявление направлено во Фрунзенский районный суд г. Саратова только 09 ноября 2020 года.

Данные обстоятельства свидетельствуют о пропуске ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова срока обращения в районный суд с требованиями о взыскании с Сазонова А.Н. недоимки, что исключает возможность их удовлетворения судом.

Заявляя ходатайство о восстановлении срока, налоговый орган относимых и допустимых доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд не представил.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.

Таким образом, суд не усматривает оснований для восстановления ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова пропущенного срока.

При таких обстоятельствах и учитывая положения ч. 8 ст. 219 КАС РФ, согласно которой, пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме, поскольку административным истцом не представлено доказательств уважительности его пропуска.

Руководствуясь ст. ст. 150, 194 – 199, 293 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова к Сазонову ФИО5 о взыскании пени отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ.

Судья К.А. Александрова

2а-45/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова
Ответчики
Сазонов Алексей Николаевич
Суд
Фрунзенский районный суд г. Саратов
Судья
Александрова Ксения Александровна
Дело на странице суда
fr.sar.sudrf.ru
09.11.2020Регистрация административного искового заявления
09.11.2020Передача материалов судье
11.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Судебное заседание
27.01.2021Судебное заседание
05.02.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
05.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее