РЕШЕНИЕ
ИФИО1
№
«22» июня 2017г. г.Севастополь
Гагаринский районный суд г.Севастополя в составе:
председательствующего: судьи – Матюшевой Е.П.
при секретаре – ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гагаринского районного суда г.Севастополя гражданское дело по иску ФИО2 к главному врачу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения ФИО8 ФИО3, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения ФИО9» об обязании работодателя произвести окончательный расчет в связи с увольнением по собственному желанию, взыскании компенсации морального вреда
установил:
ФИО2 обратился в суд с исковыми требованиями к главному врачу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <данные изъяты> «ФИО4 <данные изъяты>» ФИО3, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <данные изъяты> «<данные изъяты> об обязании работодателя произвести окончательный расчет в связи с увольнением по собственному желанию, взыскании компенсации морального вреда и просил обязать ответчика произвести полный расчет с ним в части выплаты стимулирующих надбавок и взыскать моральный вред в размере 5000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что истец работал в должности водителя в ГБУЗС «<данные изъяты>» с 20.04.2016г. по 20.09.2016г. При увольнении с истцом не произведен полный расчет, не выплачены дополнительные стимулирующие выплаты с мая по сентябрь 2016 года., которые установлены постановлением Правительства Севастополя от 14.04.2015 года и гарантированы коллективным договором. ДД.ММ.ГГГГ истец написал заявление на имя главного врача о выплате причитающихся сумм, однако получил отказ, который считает неправомерным и просит обязать ответчика произвести полный расчет с истцом в части выплаты стимулирующих надбавок.
В судебном заседании ФИО2 заявленные требования поддержал, подал отзыв на возражения ответчика, в котором также просил взыскать в связи с нарушением его трудовых прав компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Представители ответчика ГБУЗС «<данные изъяты>» возражали против удовлетворения исковых требований, просили отказать в удовлетворении иска.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Исходя из норм статьи 2 ТК РФ к принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесены: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового прав.
В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Судом установлено, что истец ФИО2 работал в должности водителя в ГБУЗС «<данные изъяты>» с 20.04.2016г. по 20.09.2016г. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволен с ДД.ММ.ГГГГ по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию).
Из пояснений представителей ответчика, расчетного листа за сентябрь 2016 года следует, что все начисленные истцу суммы заработной платы выплачены в полном объеме, какая-либо задолженность отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к главному врачу ФИО3 по вопросу выплаты стимулирующих сумм, однако получил отказ.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Пунктом 5.1. коллективного договора ГБУЗС «ФИО4 городская психиатрическая больница» стимулирующие выплаты гарантированы.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения г.Севастополя» утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения города Севастополя, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент здравоохранения города Севастополя и установлено, что финансовое обеспечение оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения города Севастополя осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Севастополя и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя на соответствующий финансовый год, а также за счет средств, поступающих от иной приносящей доход деятельности, система оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения города Севастополя осуществляется в пределах средств на оплату труда с начислениями, утвержденных в бюджетных сметах соответствующих учреждений и планах финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий финансовый год.
Согласно пункту 1.7. Примерного положения при утверждении систем оплаты труда работников в учреждениях доля постоянных и условно-постоянных выплат в структуре заработной платы работника должна составлять не менее 55 - 60%. В состав постоянных и условно-постоянных выплат включаются: оклад (должностной оклад), ставка заработной платы; компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; надбавки за стаж непрерывной работы, выслугу лет; надбавки водителям за классность, молодым специалистам, за почетное звание, ученую степень, ученое звание; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; выплаты за специфику работы.
Согласно пункту 5.1. Примерного положения в перечень стимулирующих выплат работникам учреждений включаются: выплата за специфику работы; выплата за интенсивность; выплата за высокие результаты работы; выплата за качество выполняемых работ; надбавка за стаж непрерывной работы; надбавка за выслугу лет; надбавка водителям за классность; надбавка молодым специалистам; надбавка за почетное звание, ученую степень, ученое звание; премии.
Согласно пункту 5.2. выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их предоставления включаются в системы оплаты труда работников учреждений, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя, настоящим Примерным положением, а также на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы в части выплат за интенсивность, высокие результаты работы, качество выполняемых работ.
Пунктами 5.5. -5.9. Примерного положения предусмотрено, что размеры и условия предоставления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в процентном отношении к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников или в абсолютных размерах и не учитываются при начислении компенсационных и иных стимулирующих выплат, устанавливаемых к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы. Максимальным размером выплаты стимулирующего характера не ограничены. Выплаты стимулирующего характера выплачиваются как по основной должности, так и по должности, занимаемой в порядке совместительства. Объем средств на стимулирующие выплаты должен составлять не менее 30% средств, направляемых на оплату труда в учреждении. Определение размера средств, направляемых на выплаты за интенсивность, высокие результаты работы, качество выполняемых работ, осуществляется учреждениями самостоятельно на основе анализа данных о плановом фонде оплаты труда (в том числе по соответствующим источникам финансирования) и фактических расходах на оплату труда за истекший период (в том числе по соответствующим источникам финансирования). При этом определяется сумма экономии фонда оплаты труда нарастающим итогом с начала года с учетом резерва средств на предстоящую оплату отпусков и иных выплат в соответствии с законодательством. Начисление выплат стимулирующего характера производится только в пределах планового фонда оплаты труда учреждения и не должно приводить к его перерасходу, в том числе с учетом сезонности в расходовании средств на оплату труда.
Таким образом, Примерным положением установлена зависимость суммы и размера выплат стимулирующего характера от эффективности работы и наличия экономии фонда оплаты труда, что свидетельствует о непостоянном и необязательном характере данных выплат.
Из трудового договора, заключенного между ФИО6 и ГБУЗС «<данные изъяты>» следует, что истцу установлен оклад в размере 9442 рублей, надбавка за вредность в размере 25%, надбавка за выслугу лет в размере 10%. Премии выплачиваются в соответствии с Положением о премировании.
Из расчетных листков о начислении заработной платы истцу за июль 2016 года следует, что истцу осуществлена стимулирующая выплата за работу в марте и апреле 2016 года в размере 25%.
При этом доказательств того, что в период работы истца изданы приказы о выплате истцу дополнительных стимулирующих за иной период времени, выплата которых ответчиком не произведена, суду не предоставлено, размер стимулирующих выплат, главным врачом определен не был.
Из пояснений представителя ответчика, данным в судебном заседании, следует, что в связи с отсутствием финансирования стимулирующая надбавка за период с мая по декабрь 2016 года ни одному работнику начислена и выплачена не была.
Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
С учетом фактических обстоятельств дела, поскольку выплата стимулирующей надбавки не носит обязательного характера, ее размер за период с мая по сентябрь 2016 года истцу не устанавливался и начисления не производились, при этом начисленная заработная плата истцу выплачена ответчиком в полном объеме, требования истца об обязании ответчика произвести с ним полный расчет в части выплаты стимулирующих надбавок являются необоснованными, нарушений трудовых прав истца, повлекших причинение ему морального вреда, судом не установлено.
Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика произвести с истцом полный расчет в части выплаты стимулирующих надбавок и взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к главному врачу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «ФИО4 <данные изъяты>» ФИО3, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя «ФИО4 <данные изъяты>» об обязании работодателя произвести окончательный расчет в связи с увольнением по собственному желанию, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в ФИО4 городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гагаринский районный суд г.Севастополя.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Председательствующий:
Судья Е.П.Матюшева