<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 октября 2018 года <адрес> РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сафина А.Р.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к ФИО4 Мамадышского муниципального района РТ, ФИО4 сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ о признании права собственности на наследственное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к ФИО4 Мамадышского муниципального района РТ, ФИО4 сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ о признании права собственности на наследственное имущество, открывшееся после смерти матери, ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из одноэтажного кирпичного жилого дома с кадастровым номером №, общей площадью 104,6 кв.м., жилой площадью 73,69 кв.м., земельного участка площадью 3807 кв.м. с кадастровым номером №, расположенных по адресу: РТ, <адрес> Б. В обоснование иска указали, что вышеуказанные жилой дом и земельный участок принадлежали их матери на праве собственности, однако при жизни она не успела оформить свое право в соответствии с законом. Единственными наследниками после смерти матери являются истцы, ФИО2 в 1/3 доле и ФИО3 в 2/3 долях. Просят суд признать за ФИО2 право общей долевой собственности в 1/3 доле, а за ФИО3 право общей долевой собственности в 2/3 долях на одноэтажный кирпичный жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 104,6 кв.м., жилой площадью 73,69 кв.м., земельный участок площадью 3807 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: РТ, <адрес> Б, в порядке наследования после смерти матери ФИО1
Истец ФИО2 и его представитель ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Истица ФИО3 в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требование поддерживает.
Представители ответчиков – ФИО4 Мамадышского муниципального района РТ, ФИО4 сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав в судебном заседании истцов, опросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В силу статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
На основании пункта 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Из материалов дела усматривается, что мать истцов – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> <адрес> Татарской АССР, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Истцы ФИО2, ФИО3 являются детьми умершей ФИО1, что подтверждается свидетельствами о рождении, свидетельством о заключении брака (л.д. 12,13,14).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону, выданному ДД.ММ.ГГГГ, наследниками имущества ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, являются: дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на 2/3 доли, а также сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на 1/3 долю (л.д.31).
Как следует из сообщения нотариуса Мамадышского нотариального округа РТ ФИО7, наследники ФИО3, ФИО2 в вышеуказанных долях приняли наследство, о чем выданы свидетельства о праве на наследство на денежные вклады в ПАО «Сбербанк», акции ОАО «Нижнекамскнефтехим», ? долю квартиры по адресу: РТ, <адрес>.
При этом, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ нотариусом отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: РТ, <адрес> Б, поскольку право собственности надлежащим образом не было зарегистрировано наследодателем (л.л. 32).
На основании статьи 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Как следует из выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежал на праве собственности по день смерти земельный участок общей площадью 3807 кв.м., предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: РТ, <адрес>Б (л.д. 16, 17-18).
Из справки №, выданной ФИО4 сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1 согласно похозяйственной книге №, лицевой счет №, принадлежал одноэтажный кирпичный жилой <адрес> года постройки, общей площадью 104,6 кв.м., жилой площадью 73,69 кв.м. с надворными постройками: сарай, баня, хлев, ворота, забор, расположенный по адресу: РТ, <адрес>Б (л.д. 15).
Индивидуальные характеристики данного домовладения также указаны в техническом паспорте, составленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-24).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости жилой дом с кадастровым номером №, год завершения строительства – 2001, общей площадью 104,6 кв.м., расположен по адресу: РТ, <адрес>Б (л.д. 25).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3807 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположен по адресу: РТ, <адрес>Б. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности за ФИО1, номер государственной регистрации – №80.1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-28).
Согласно пункту 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу пункта 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Свидетели ФИО8 и ФИО9 в судебном заседании показали, что при жизни ФИО1 владела и пользовалась на праве собственности домом 18 по <адрес> РТ и земельным участком. После смерти ФИО1 наследство по закону приняли ее сын ФИО10 и дочь ФИО11
При вышеизложенных обстоятельствах, суд считает установленным в судебном заседании факт владения и пользования ФИО1 на праве собственности вышеназванным домовладением. Право собственности ФИО1 на земельный участок зарегистрировано. После ее смерти истцы до истечения установленного законом шести месяцев со дня открытия наследства приняли наследство, было получено свидетельство о праве на наследство по закону, вступили во владение и управление наследством, то есть фактически приняли наследство. Таким образом, право собственности на принадлежавшее ФИО1 имущество переходит в порядке наследования по закону ее детям ФИО2 и ФИО3 Иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
признать за ФИО2, родившимся ДД.ММ.ГГГГ в д. Средние <адрес> Татарской АССР, право общей долевой собственности в 1/3 доле, за ФИО3, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в д. Средние <адрес> Татарской АССР, право общей долевой собственности в 2/3 долях на наследство, открывшееся после смерти матери, ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого дома общей площадью 104,6 кв.м., жилой площадью 73,69 кв.м. и земельного участка общей площадью 3807 кв. метров, расположенных по адресу: РТ, <адрес> Б.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья А.Р. Сафин