Решение по делу № 2-11313/2023 от 13.09.2023

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

13 ноября 2023 г. <адрес>

Автозаводский районный суд <адрес> в составе:

судьи Воронковой Е.В.

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело -11313/2023по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ <адрес> «Тольяттинская городская клиническая поликлиника », о возложении обязанности по обеспечению несовершеннолетнего ФИО2 медицинскими изделиями,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Автозаводский районный суд <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО2, обратился в суд с иском к ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника », Министерству здравоохранения <адрес> об обязании лечебного учреждения обеспечить медицинским оборудованием, в обоснование указав следующее.

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прикреплен для получения первичной медицинской помощи к ГБУЗ СО «ТГКП » и состоит на диспансерном учете с диагнозом: «Сахарный диабет, 1 тип», является ребенком-инвалидом и имеет право на льготное получение лекарств федерального уровня финансирования.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился в ГБУЗ <адрес> «Тольяттинская городская детская клиническая больница».

Согласно представленной информации детским врачом эндокринологом ГБУЗ СО «ТГДКБ» ФИО4 ФИО2 рекомендовано производить 5 измерений в день уровня глюкозы в крови.

Согласно выписке по лицевому счету пациента в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выписаны по рецепту врача и получены 32 упаковки по 50 шт. в каждой тест-полосок к системе контроля уровня сахара в крови, при этом ланцеты не выписывались и не выдавались.

В ходе проведения проверки по соблюдению прав несовершеннолетних детей, относящихся к категории «ребенок-инвалид» прокуратурой <адрес> выявлены нарушения закона, выразившиеся в необеспечении несовершеннолетнего ФИО2 ланцетами, которые в свою очередь относятся к медицинским изделиям, предназначенным для измерения уровня сахара в крови.

На основании доводов, изложенных в иске, прокурор просит суд:

- возложить обязанность на Министерство здравоохранения <адрес> на основе стандартов медицинской помощи обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., до изменения его состояния здоровья по назначению лечащего врача тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и ланцетами (наконечниками к ручке-скарификатору) из расчета не менее 5 штук в сутки;

- возложить обязанность на Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Тольяттинская городская клиническая поликлиника » по своевременному оформлению рецептов ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. до изменения его состояния здоровья по назначению лечащего врача на тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови и ланцеты (наконечники к ручке-скарификатору) из расчета не менее 5 штук в сутки;

- решение суда обратить к немедленному исполнению, поскольку необеспечение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. медицинскими изделиями ставит под угрозу его жизнь и здоровье.

В судебном заседании прокурор, основания и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, не возражает, если в резолютивной части будет указано, что обеспечивать в соответствии с нуждаемостью, без указания точных цифр, поскольку в период лечения размер может варьироваться.

Законный представитель несовершеннолетнего ФИО2- ФИО6, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела судом извещалась, о причине ее неявки суду неизвестно.

Ответчик ГБУЗ СО «ТГКП » в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о дате, времени и месте слушания дела судом извещался. В материалах дела от представителя ответчика имеется возражение на исковое заявление, в котором с требованиями не соглашалась, просила отказать и рассмотреть дело в ее отсутствие.

Ответчик Министерство здравоохранения <адрес> в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о дате, времени и месте слушания дела судом извещался. О причине неявки суду неизвестно. Заявлений, ходатайств от ответчика до начала судебного заседания в суд не поступало.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации ст. 42 устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, а также медицинских работников и фармацевтических работников регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ).

Основными принципами охраны здоровья согласно ст. 4 Закона № 323-ФЗ являются, в том числе: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 37 Закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями.

В соответствии со ст. 70 Закона № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии пункт 5 части 1 статьи 29 Закона № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 38 Закона № 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического действия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Согласно части 1 статьи 43 Закона № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Частью 2 статьи 43 Закона № 323-ФЗ установлено, что перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) ЕЮ - Е14).

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Как установлено судом, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прикреплен для получения первичной медицинской помощи к ГБУЗ СО «ТГКП » и состоит на диспансерном учете с диагнозом: «Сахарный диабет, 1 тип», является ребенком-инвалидом и имеет право на льготное получение лекарств федерального уровня финансирования.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился в ГБУЗ <адрес> «Тольяттинская городская детская клиническая больница».

Согласно представленной информации детским врачом эндокринологом ГБУЗ СО «ТГДКБ» ФИО4 ФИО2 рекомендовано производить 5 измерений в день уровня глюкозы в крови.

Согласно выписке по лицевому счету пациента в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выписаны по рецепту врача и получены 32 упаковки по 50 шт. в каждой тест-полосок к системе контроля уровня сахара в крови, при этом ланцеты не выписывались и не выдавались.

В судебном заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО2 по жизненным показаниям обеспечивается инсулином, медицинскими изделиями: тест полосками для проведения самоконтроля, расходными материалами к инсулиновой помпе.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого указаны лекарственные средства: этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

В разделе I Программы «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования» указана, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).

Расходные материалы к инсулиновой помпе (резервуары, инфузионные наборы, сенсоры к помпе, ланцеты) и тест-полоски для диагностики уровня глюкозы крови в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, не были включены.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

ФИО2 относится к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, так как является «ребенком-инвалидом».

В соответствии с положениями постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об использовании средств областного бюджета, зарезервированных в составе утвержденных <адрес> «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные <адрес> и (или) <адрес>, использовании бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес> и о внесении изменений в отдельные постановления <адрес>» к лекарственным препаратам в рамках перечня, установленного территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению <адрес> медицинской помощи, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания для детей в соответствии с утвержденными в установленном порядке стандартами медицинской помощи относятся лекарственные препараты на основании стандартов оказания медицинской помощи, при постановке диагноза «сахарный диабет»: спирт этиловый (100 граммов в месяц), шприцы инсулиновые, автоинъекторы, иглы к ним, средства диагностики по индивидуальным показаниям, расходные материалы для проведения непрерывного мониторинга глюкозы и флеш-мониторинга глюкозы (для детей и беременных), ланцеты (для детей).

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относятся в том числе и ланцеты, которые являются неотъемлемой частью совокупности медицинских изделий, применяемых при измерении уровня сахара в крови.

При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней, являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Таким образом, не обеспечение ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время как гражданина, страдающего социально значимым заболеванием «сахарный диабет», являющейся «ребенком-инвалидом», за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами, в том числе и ланцетами, фактически лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

В связи с чем, довод ответчиков об отсутствии правовых оснований для обеспечения ФИО2 необходимыми ему медицинскими изделиями нельзя признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Реализация мероприятий государственной программы <адрес> осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.

Согласно пункту 1.1. Положения о министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство здравоохранения <адрес> (далее – Министерство здравоохранения) является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории <адрес>.

Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством (1.4.)

На Министерство здравоохранения возложено решение, в том числе задач по обеспечению государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению (п.1.7)

В рамках закрепленных предметов ведения Министерство здравоохранения наделяется, в том числе полномочиями:

организует исполнение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и плановый период;

организует оказание медицинской помощи лицам, в том числе обеспечение лекарственными препаратами лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (2.2.).

Соответственно, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории <адрес>, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Порядки формирования основной и дополнительной заявок для обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих в <адрес>, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального и областного бюджетов (далее – Порядки).

Согласно пункту 2 данного приказа на руководителей учреждений здравоохранения <адрес> возложена обязанность, в том числе по определению потребности и формированию заявок на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального и областного бюджетов в соответствии с утвержденными порядками, а также по контролю за исполнением заявок в части назначения и выписки рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с нормативными правовыми актами.

Из положений Порядков следует, что заявки медицинских организаций на лекарственные препараты составляется с учетом, в том числе численности граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального и областного бюджетов; стандартов оказания медицинской помощи; данных о количестве пациентов по группам заболеваний, регистров пациентов по нозологиям (сахарный диабет, бронхиальная астма, онкология и т.д.) и т.д.

Порядок назначения лекарственных препаратов установлен Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов» (далее – Порядок).

Назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом или лицом, на которого в установленном законом порядке возложены обязанности лечащего врача (п. 1 Порядка).

Запрещается оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний, а также в иных случаях, например, когда применение препарата допускается только в медицинских организациях (п. 7 Порядка).

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи (п. п. 5, 29 Порядка).

Соответственно, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории <адрес> в части определения потребностей медицинского учреждения в лекарственных препаратах, медицинских изделиях, а также назначения и выписки рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинских изделий возложена на учреждения здравоохранения <адрес>, подведомственные Министерству здравоохранения <адрес>.

Доводы Министерства здравоохранения <адрес> о том, что ланцет является самостоятельным медицинским изделием, фактически не влияет на работу иных медицинских изделий, предназначенных для измерения уровня сахара в крови, суд находит несостоятельными.

В данном случае ФИО2 по медицинским показаниям в диагностических целях назначен постоянный мониторинг крови, что требует использования в том числе и ланцетов, в отсутствие которых такая диагностика будет невозможной.

Доводы представителя ГБУЗ СО «ТГКП » о том, что ланцет не был до ДД.ММ.ГГГГ включен в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку, как обосновано выше, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) допускается назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.

Соответственно, ФИО2 не обеспечивался ланцетами и тест-полосками, но имеет право по жизненным показаниям на бесплатное обеспечение указанным видом медицинского изделия за счет соответствующих бюджетных средств.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, действующего в интересах ФИО2, и считает необходимым обязать ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника » обеспечить малолетнего ФИО2 в лице законного представителя рецептами на бесплатное обеспечение ланцетами и тест-полосками, но без указания точного количества, поскольку нуждаемость определяется лечащим врачом.

Обязать Министерство здравоохранения <адрес> обеспечить малолетнего ФИО2 ланцетами и тест-полосками.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

На основании имеющихся по делу медицинских заключений, исследованных при рассмотрении приведенного искового заявления суд, приходит к выводу о необходимости обращения к немедленному исполнению настоящего решения ввиду наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего ФИО2, относящегося в связи с наличием приведенного заболевания к категории «ребенок-инвалид».

В связи с этим, суд считает заявленное заместителем прокурора <адрес> в исковом заявлении требование о необходимости обращения решения суда к немедленному исполнению обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ <адрес> «Тольяттинская городская клиническая поликлиника », о возложении обязанности по обеспечению несовершеннолетнего ФИО2 медицинскими изделиями – удовлетворить.

Возложить обязанность на Министерство здравоохранения <адрес> на основе стандартов медицинской помощи обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., до изменения его состояния здоровья по назначению лечащего врача тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и ланцетами в соответствии с нуждаемостью на все время лечения.

Возложить обязанность на Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Тольяттинская городская клиническая поликлиника » по своевременному оформлению рецептов ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. до изменения его состояния здоровья по назначению лечащего врача на тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови и ланцетами в соответствии с нуждаемостью.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья подпись Е.В. Воронкова

КОПИЯ ВЕРНА

Судья

УИД 63RS0-11

Подлинный документ подшит в гражданском деле Автозаводского районного суда <адрес>

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

13 ноября 2023 г. <адрес>

Автозаводский районный суд <адрес> в составе:

судьи Воронковой Е.В.

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело -11313/2023по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ <адрес> «Тольяттинская городская клиническая поликлиника », о возложении обязанности по обеспечению несовершеннолетнего ФИО2 медицинскими изделиями,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Автозаводский районный суд <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО2, обратился в суд с иском к ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника », Министерству здравоохранения <адрес> об обязании лечебного учреждения обеспечить медицинским оборудованием, в обоснование указав следующее.

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прикреплен для получения первичной медицинской помощи к ГБУЗ СО «ТГКП » и состоит на диспансерном учете с диагнозом: «Сахарный диабет, 1 тип», является ребенком-инвалидом и имеет право на льготное получение лекарств федерального уровня финансирования.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился в ГБУЗ <адрес> «Тольяттинская городская детская клиническая больница».

Согласно представленной информации детским врачом эндокринологом ГБУЗ СО «ТГДКБ» ФИО4 ФИО2 рекомендовано производить 5 измерений в день уровня глюкозы в крови.

Согласно выписке по лицевому счету пациента в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выписаны по рецепту врача и получены 32 упаковки по 50 шт. в каждой тест-полосок к системе контроля уровня сахара в крови, при этом ланцеты не выписывались и не выдавались.

В ходе проведения проверки по соблюдению прав несовершеннолетних детей, относящихся к категории «ребенок-инвалид» прокуратурой <адрес> выявлены нарушения закона, выразившиеся в необеспечении несовершеннолетнего ФИО2 ланцетами, которые в свою очередь относятся к медицинским изделиям, предназначенным для измерения уровня сахара в крови.

На основании доводов, изложенных в иске, прокурор просит суд:

- возложить обязанность на Министерство здравоохранения <адрес> на основе стандартов медицинской помощи обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., до изменения его состояния здоровья по назначению лечащего врача тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и ланцетами (наконечниками к ручке-скарификатору) из расчета не менее 5 штук в сутки;

- возложить обязанность на Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Тольяттинская городская клиническая поликлиника » по своевременному оформлению рецептов ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. до изменения его состояния здоровья по назначению лечащего врача на тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови и ланцеты (наконечники к ручке-скарификатору) из расчета не менее 5 штук в сутки;

- решение суда обратить к немедленному исполнению, поскольку необеспечение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. медицинскими изделиями ставит под угрозу его жизнь и здоровье.

В судебном заседании прокурор, основания и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, не возражает, если в резолютивной части будет указано, что обеспечивать в соответствии с нуждаемостью, без указания точных цифр, поскольку в период лечения размер может варьироваться.

Законный представитель несовершеннолетнего ФИО2- ФИО6, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела судом извещалась, о причине ее неявки суду неизвестно.

Ответчик ГБУЗ СО «ТГКП » в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о дате, времени и месте слушания дела судом извещался. В материалах дела от представителя ответчика имеется возражение на исковое заявление, в котором с требованиями не соглашалась, просила отказать и рассмотреть дело в ее отсутствие.

Ответчик Министерство здравоохранения <адрес> в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о дате, времени и месте слушания дела судом извещался. О причине неявки суду неизвестно. Заявлений, ходатайств от ответчика до начала судебного заседания в суд не поступало.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации ст. 42 устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, а также медицинских работников и фармацевтических работников регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ).

Основными принципами охраны здоровья согласно ст. 4 Закона № 323-ФЗ являются, в том числе: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 37 Закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями.

В соответствии со ст. 70 Закона № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии пункт 5 части 1 статьи 29 Закона № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 38 Закона № 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического действия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Согласно части 1 статьи 43 Закона № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Частью 2 статьи 43 Закона № 323-ФЗ установлено, что перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) ЕЮ - Е14).

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Как установлено судом, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прикреплен для получения первичной медицинской помощи к ГБУЗ СО «ТГКП » и состоит на диспансерном учете с диагнозом: «Сахарный диабет, 1 тип», является ребенком-инвалидом и имеет право на льготное получение лекарств федерального уровня финансирования.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился в ГБУЗ <адрес> «Тольяттинская городская детская клиническая больница».

Согласно представленной информации детским врачом эндокринологом ГБУЗ СО «ТГДКБ» ФИО4 ФИО2 рекомендовано производить 5 измерений в день уровня глюкозы в крови.

Согласно выписке по лицевому счету пациента в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выписаны по рецепту врача и получены 32 упаковки по 50 шт. в каждой тест-полосок к системе контроля уровня сахара в крови, при этом ланцеты не выписывались и не выдавались.

В судебном заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО2 по жизненным показаниям обеспечивается инсулином, медицинскими изделиями: тест полосками для проведения самоконтроля, расходными материалами к инсулиновой помпе.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого указаны лекарственные средства: этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

В разделе I Программы «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования» указана, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).

Расходные материалы к инсулиновой помпе (резервуары, инфузионные наборы, сенсоры к помпе, ланцеты) и тест-полоски для диагностики уровня глюкозы крови в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, не были включены.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

ФИО2 относится к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, так как является «ребенком-инвалидом».

В соответствии с положениями постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об использовании средств областного бюджета, зарезервированных в составе утвержденных <адрес> «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные <адрес> и (или) <адрес>, использовании бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес> и о внесении изменений в отдельные постановления <адрес>» к лекарственным препаратам в рамках перечня, установленного территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению <адрес> медицинской помощи, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания для детей в соответствии с утвержденными в установленном порядке стандартами медицинской помощи относятся лекарственные препараты на основании стандартов оказания медицинской помощи, при постановке диагноза «сахарный диабет»: спирт этиловый (100 граммов в месяц), шприцы инсулиновые, автоинъекторы, иглы к ним, средства диагностики по индивидуальным показаниям, расходные материалы для проведения непрерывного мониторинга глюкозы и флеш-мониторинга глюкозы (для детей и беременных), ланцеты (для детей).

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относятся в том числе и ланцеты, которые являются неотъемлемой частью совокупности медицинских изделий, применяемых при измерении уровня сахара в крови.

При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней, являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Таким образом, не обеспечение ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время как гражданина, страдающего социально значимым заболеванием «сахарный диабет», являющейся «ребенком-инвалидом», за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами, в том числе и ланцетами, фактически лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

В связи с чем, довод ответчиков об отсутствии правовых оснований для обеспечения ФИО2 необходимыми ему медицинскими изделиями нельзя признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Реализация мероприятий государственной программы <адрес> осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.

Согласно пункту 1.1. Положения о министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство здравоохранения <адрес> (далее – Министерство здравоохранения) является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории <адрес>.

Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством (1.4.)

На Министерство здравоохранения возложено решение, в том числе задач по обеспечению государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению (п.1.7)

В рамках закрепленных предметов ведения Министерство здравоохранения наделяется, в том числе полномочиями:

организует исполнение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и плановый период;

организует оказание медицинской помощи лицам, в том числе обеспечение лекарственными препаратами лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (2.2.).

Соответственно, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории <адрес>, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Порядки формирования основной и дополнительной заявок для обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих в <адрес>, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального и областного бюджетов (далее – Порядки).

Согласно пункту 2 данного приказа на руководителей учреждений здравоохранения <адрес> возложена обязанность, в том числе по определению потребности и формированию заявок на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального и областного бюджетов в соответствии с утвержденными порядками, а также по контролю за исполнением заявок в части назначения и выписки рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с нормативными правовыми актами.

Из положений Порядков следует, что заявки медицинских организаций на лекарственные препараты составляется с учетом, в том числе численности граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального и областного бюджетов; стандартов оказания медицинской помощи; данных о количестве пациентов по группам заболеваний, регистров пациентов по нозологиям (сахарный диабет, бронхиальная астма, онкология и т.д.) и т.д.

Порядок назначения лекарственных препаратов установлен Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов» (далее – Порядок).

Назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом или лицом, на которого в установленном законом порядке возложены обязанности лечащего врача (п. 1 Порядка).

Запрещается оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний, а также в иных случаях, например, когда применение препарата допускается только в медицинских организациях (п. 7 Порядка).

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи (п. п. 5, 29 Порядка).

Соответственно, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории <адрес> в части определения потребностей медицинского учреждения в лекарственных препаратах, медицинских изделиях, а также назначения и выписки рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения, медицинских изделий возложена на учреждения здравоохранения <адрес>, подведомственные Министерству здравоохранения <адрес>.

Доводы Министерства здравоохранения <адрес> о том, что ланцет является самостоятельным медицинским изделием, фактически не влияет на работу иных медицинских изделий, предназначенных для измерения уровня сахара в крови, суд находит несостоятельными.

В данном случае ФИО2 по медицинским показаниям в диагностических целях назначен постоянный мониторинг крови, что требует использования в том числе и ланцетов, в отсутствие которых такая диагностика будет невозможной.

Доводы представителя ГБУЗ СО «ТГКП » о том, что ланцет не был до ДД.ММ.ГГГГ включен в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку, как обосновано выше, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) допускается назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.

Соответственно, ФИО2 не обеспечивался ланцетами и тест-полосками, но имеет право по жизненным показаниям на бесплатное обеспечение указанным видом медицинского изделия за счет соответствующих бюджетных средств.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, действующего в интересах ФИО2, и считает необходимым обязать ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая поликлиника » обеспечить малолетнего ФИО2 в лице законного представителя рецептами на бесплатное обеспечение ланцетами и тест-полосками, но без указания точного количества, поскольку нуждаемость определяется лечащим врачом.

Обязать Министерство здравоохранения <адрес> обеспечить малолетнего ФИО2 ланцетами и тест-полосками.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

На основании имеющихся по делу медицинских заключений, исследованных при рассмотрении приведенного искового заявления суд, приходит к выводу о необходимости обращения к немедленному исполнению настоящего решения ввиду наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего ФИО2, относящегося в связи с наличием приведенного заболевания к категории «ребенок-инвалид».

В связи с этим, суд считает заявленное заместителем прокурора <адрес> в исковом заявлении требование о необходимости обращения решения суда к немедленному исполнению обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ <адрес> «Тольяттинская городская клиническая поликлиника », о возложении обязанности по обеспечению несовершеннолетнего ФИО2 медицинскими изделиями – удовлетворить.

Возложить обязанность на Министерство здравоохранения <адрес> на основе стандартов медицинской помощи обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., до изменения его состояния здоровья по назначению лечащего врача тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и ланцетами в соответствии с нуждаемостью на все время лечения.

Возложить обязанность на Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Тольяттинская городская клиническая поликлиника » по своевременному оформлению рецептов ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. до изменения его состояния здоровья по назначению лечащего врача на тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови и ланцетами в соответствии с нуждаемостью.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья подпись Е.В. Воронкова

КОПИЯ ВЕРНА

Судья

УИД 63RS0-11

Подлинный документ подшит в гражданском деле Автозаводского районного суда <адрес>

2-11313/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сорокина Екатерина Викторовна
Заместитель прокурора Автозаводского района г. Тольятти
Информация скрыта
Ответчики
ГБУЗ СО "ТГКП № 3"
Министерство здравоохранения Самарской области
Суд
Автозаводский районный суд г. Тольятти
Судья
Воронкова Елена Васильевна
Дело на странице суда
avtozavodsky.sam.sudrf.ru
13.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2023Передача материалов судье
14.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее