судья Калмыкова С.С. поступило 06.09.2023.2023 года
номер дела суда 1 инстанции 2-2942/20 дело № 33-3497/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 20 сентября 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Васильева С.Д., при секретаре Масловой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Бурдуковской А.В. на определение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 05 июля 2023 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-2942/2020,
УСТАНОВИЛА:
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 сентября 2020 г. исковые требования прокурора Бичурского района Республики Бурятия удовлетворены, на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» (далее - ГБУ РБ «РРЦ «Семья») возложена обязанность по предоставлению ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 иные жилые помещения специализированного жилищного фонда, пригодные для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен ранее предоставленных жилых помещений, расположенных по адресу:
Республика Бурятия, <...>
Республика Бурятия, <...>
Республика Бурятия, <...>
Республика Бурятия, <...>
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 14 декабря 2020 г. решение суда оставлено без изменения.
Решение суда до настоящего времени не исполнено.
29 июня 2023 г. в суд обратилась представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности ФИО18 с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по данному делу до 31 декабря 2024 г., мотивируя тем, что в Республике Бурятия формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем приобретения жилых помещений на первичном и вторичном рынках недвижимости в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, функции государственного заказчика в данном случае осуществляет Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия. Согласно Постановлению Правительства Республики Бурятия от 06 марта 2014 г. №88 «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия» Министерство организует формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями до договорам найма специализированных жилых помещений, предоставление на территории РБ перечисленным категориям лиц жилых помещений. Процедуры формирования специализированного жилищного фонда определены «Дорожной картой», утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия №480-р от 19 августа 2020 г., включают в себя объявление торгов по приобретению жилых помещений, проведение межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, регистрацию права собственности и оперативного управления. В соответствии с Соглашением с Минстроем России от 23 декабря 2022 г. №069-09-2023-078 ежегодно предоставляется субсидия из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений лицам указанной категории. В 2023 г. предусмотрен общий объем субсидии в размере 270 582,2 тыс. руб., в том числе средства ФБ – 254 347,3 тыс. руб., средства РБ – 16 234,9 тыс. руб., плановое количество обеспеченных жилыми помещениями составляет 100 чел. С момента введения единовременной выплаты детям-сиротам на приобретение жилых помещений, удостоверяемой сертификатом, с ноября 2021 г. по настоящее время за счет средств республиканского бюджета сертификаты предоставлены 179 гражданам на общую сумму 464,2 млн. руб., в том числе с начала 2023 г. выдано 85 сертификатов на 228,5 млн. руб. Законом Республики Бурятия от 15 декабря 2022 г. «О республиканском бюджете на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов» распределены бюджетные ассигнования, на единовременные выплаты лицам указанной категории выделено 150 млн. руб., дополнительно рабочей группой выделено 30 млн. руб. Распоряжениями от 17 апреля 2023 г. из республиканского бюджета на приобретение жилых помещений дополнительно выделены 5,1 млн. руб., 18 апреля 2023 г. – 12,8 млн. руб., 19 апреля 2023 г. – 30,4 млн. руб.. ГКУ РБ «УКС ПРБ» проведено 273 торгов, заключено 111 госконтрактов на сумму 261,2 млн. руб., приобретено 77 жилых помещений на сумму 190,4 млн. руб., всего в 2022 г. исполнено судебных решений в отношении 68 граждан, в том числе 26 человек из сводного списка и первичное предоставление на средства субсидии, 4 чел. на средства РБ и 38 гражданам выданы сертификаты. В соответствии с Поручением Председателя Правительства РФ Мишустина М.В. от 30 марта 2023 г. №ММ-П48-4467 разработана Региональная программа ликвидации до 2030 г. задолженности по обеспечению жильем лиц указанной категории, финансирование которой планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета, но фактически реализация Программы возможна только при условии софинансирования из средств федерального бюджета. В период с 24 ноября 2022 г. по 03 апреля 2023 г. в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, ГКУ РБ «УКС ПРБ» направлялись сведения о потребности в жилых помещениях, в том числе, по вынесенным судебным решениям, неоднократно запрашивалось дополнительное финансирование из средств республиканского и федерального бюджета. Таким образом, Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия проводится максимально возможный объем работы, принимаются все исчерпывающие меры по реализации жилищных прав лиц указанной категории, в том числе по исполнению вынесенных в отношении указанных лиц судебных решений, в связи с чем имеются основания для предоставления отсрочки исполнения судебного акта.
Определением суда от 05 июля 2023 года заявление представителя ответчика оставлено без удовлетворения.
В частной жалобе представитель ответчика по доверенности Бурдуковская А.В. просит определение отменить, указывая на те же обстоятельства, что и в заявленном ходатайстве.
В соответствии с ч.3 ст.333 Гражданского процессуального кодекса РФ, частная жалоба на определение суда первой инстанции рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Статья 203 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определение от 18 апреля 2006 года № 104-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Из содержания указанных норм права и их толкования следует, что основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при наличии серьезных препятствиях к исполнению решения суда. При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы и доказательства о необходимости отсрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда.
В данном спорном деле таких обстоятельств судом первой инстанции не установлено, материалы дела не содержат сведений о наличии обстоятельств, носящих исключительный характер, объективно препятствующих должнику исполнить вступивший в законную силу судебный акт.
Как правильно указано судом первой инстанции, отсутствие у ответчика средств для приобретения жилых помещений, удовлетворяющих указанным в решении суда требованиям, недостаточность финансирования для приобретения жилых помещений, наличие иных неисполненных судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отсутствие в Республики Бурятия сформированного специализированного жилищного фонда, частичное обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории, в том числе на основании судебных актов, не являются такими обстоятельствами.
Предоставление отсрочки исполнения решения суда в настоящем случае с учетом даты вынесения судебного решения и обстоятельств, установленных судами Республики Бурятия по делу по существу, нарушает конституционное право взыскателя на обеспечение жильем, не отвечает требованиям справедливости и не обеспечивает баланс интересов сторон.
Доводы частной жалобы фактически повторяют доводы апелляционной жалобы ответчика на решение суда, которые были проверены при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции и не опровергают правильность выводов суда.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Железнодорожного районного суда гор. Улан-Удэ от 05 июля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Судья: С.Д.Васильева