Решение по делу № 12-93/2019 от 26.06.2019

УИД 10MS0033-01-2018-004170-80

Дело №12-93/2019

РЕШЕНИЕ

16 июля 2019 года г. Сортавала

Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Вакуленко Л.П.,

при секретаре Тигинян Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Карельской таможни Некрасовой И.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия от 03 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Фортипартс»,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала Республики Карелия от 03.06.2019 по делу №5-18/2019 производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Фортипартс» (далее - общество) по ст. 16.3 КоАП РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения).

Карельская таможня, выражая несогласие с вынесенным постановлением, обратилась в Сортавальский городской суд с жалобой, в которой просит отменить поименованное выше постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала, возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что мировым судьей не были приняты во внимание, что ввезенный «грейферный захват» по своему функциональному назначению и техническим характеристикам соответствует оборудованию категории «Приспособления для грузоподъемных операций» - Перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» - ТР ТС 010/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №823. В ответ на запрос Карельской таможни Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт), находящееся в ведении Минпромторга России, осуществляющим функции федерального органа по техническому регулированию, дало разъяснения от 12.07.2018 №АШ-11460/03 о том, что в соответствии с п. 5 Приложения №3 технического регламента ТР ТС 010/2011 грейферные захваты для бревен, гидравлические, для гидроманипуляторов форвардера, ввозимые в 2017 году ООО «Фортипартс», включены в «Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента ТР ТС 010/2011, в форме декларирования соответствия», и классифицируются как «Приспособления для грузоподъемных операций». Податель жалобы выражает несогласие с выводом мирового судьи об отсутствии состава административного правонарушения, сделанном на основание консультации – заключения АО «ВНИИС» от 22.02.2019. Отмечают, что вывод об отсутствии обязанности предоставления подтверждения соответствия перемещаемого товара требованиям ТР ТС 010/2011, так как отсутствует стандарт для конкретного товара «Грейферный захват», противоречит ст. 6, 351 ТК РФ, ст. 1 ТК ТС, ТК ЕАЭС. Полагают, что применением ТР ТС 010/2011, исходя из целей и задач его разработки – «для безопасности машин и оборудования», имеет общий характер, и в какой – либо отдельной экономической отрасли его применение не предусмотрено. В силу ст. 3 ТР ТС 010/2011 технический регламент не содержит исключений для подтверждения соответствия, связанных с наличием либо отсутствием каких-либо стандартов. Судом не было учтено, что с момента вступления в силу ТР ТС 010/2011 на аналогичные грейферные захваты, выпускаемые в обращение на таможенной территории ЕАЭС, различными аккредитованными органами по сертификации выдаются декларации соответствия, подтверждающие их соответствие ТР ТС 010/2011. В частности, ООО «Фортипартс» предоставлена Декларация о соответствии на аналогичный товар (код товара по ТНВЭД ЕАЭС №8431410000) от 14.03.2016 сроком действия до 13.03.2017. Отмечают, что обществом с 2014 года ввозятся и декларируются таможенному органу грейферные захваты схожие по своему техническому описанию и функциональному назначению. Обращают внимание, что Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 №6, вступившим в силу 18.02.2018, утвержден перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается предоставлением документа об оценке соответствия ТР ТС 010/2011, в пункте 19 которого, указано, что на приспособления для грузоподъемных операций (7312, 8431) требуется декларация о соответствии или сертификат соответствия. При указанных обстоятельствах, Карельская таможня просит суд отменить постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала Республики Карелия от 03.06.2019 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Фортипартс», возвратить дело на новое рассмотрение.

В судебное заседание представители Карельской таможни и общества с ограниченной ответственностью «Фортипартс», надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились, извещены.

Исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Материалами дела установлено, что 16.08.2018 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Фортипартс» согласно которому 02.10.2017 ООО «Фортипартс» при таможенном декларировании на Вяртсильском таможенном посту Карельской таможни товара - «грейферный захват для брёвен гидравлический» по ДТ № 10227010/010817/0002046 (товар № 2) не соблюдены запреты и ограничения в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров, а именно, не представлены документы, подтверждающие соответствие декларируемых товаров требованиям ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».

Деяние ООО «Фортипартс» квалифицировано по ст. 16.3 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала Республики Карелия от 03.06.2019 дело №5-18/2019 об административном правонарушении в отношении ООО «Фортипартс» по ст. 16.3 КоАП РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

Мировой судья пришел к выводу, что грейферный захват гидравлический гидроманипулятора в Перечне объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» - ТР ТС 010/2011, отсутствует, стандарт в отношении такой продукции отсутствует, что подтверждается проведенной по делу №5-20/2019 судебной экспертизой.

Принимая во внимание заключение АО «ВНИИС», отсутствие ГОСТа или иного стандарта на грейферы гидравлические, судья пришел к выводу об отсутствии возможности применения методов и способов их (грейферов) исследования (испытания), сертификации подлежит сам форвардер, а все его узлы и агрегаты испытываются при его сертификации и в соответствии с ней, в связи с чем отсутствует состав вменяемого обществу административного правонарушения.

С таким выводом мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС в редакции на момент совершения правонарушения) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

В силу статьи 181 ТК ТС, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой, кроме прочих сведений, указываются сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 183 ТК ТС к числу таких документов относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

В силу п. 8 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (далее - TP ТС 010/2011), действие которого распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемое в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза.

Также Решением утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», а также Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (п. 2).

Согласно ч. 2 ст. 8 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме: сертификации аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза; декларирования соответствия на основании собственных доказательств и (или) полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (п. 6 ст. 8 регламента).

При этом декларирование соответствия проводится заявителем в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия, приведенный в приложении № 3 (п. 4 ст. 8 регламента).

В приложении № 3 поименован Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия, к которому отнесены приспособления для грузоподъемных операций (п. 5).

В силу п. 7 ст. 1 ТР ТС 010/2011 при идентификации машин и (или) оборудования устанавливается соответствие конкретных машин и (или) оборудования образцу или их описанию, в качестве которого могут быть использованы стандарты, указанные в пункте 1 статьи 6 настоящего технического регламента, классификаторы, спецификации и чертежи, технические условия, эксплуатационная документация.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» утверждена единая товарная номенклатура.

Под кодом ТНВЭД 8431 41000 0 значатся ковши, грейферы, захваты и черпаки.

Таким образом, техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» установлены обязательные требования к подтверждению соответствия в форме декларирования приспособлений грузоподъемных операций, к которым относятся грейферы.

Вместе с тем, мировой судья без достаточных к тому оснований прекратил производство по административному делу в отношении общества по ст. 16.3 КоАП РФ.

В частности, не дал оценку имеющимся в деле декларациям соответствия на аналогичные грейферы, указав лишь, что их наличие в деле не является основанием для утверждения о наличии в действия вины общества во вменяемом ему правонарушении. Безосновательно не принял во внимание декларацию о соответствии ТС №RU-Д-FI.АУ37.В.23656 сроком действия до 13.03.2017 на грейферный захват фирмы «VAHVA» со ссылкой на отсутствие в декларации указания конкретного вида грейфера.

Однако, согласно декларации о соответствии ТС №RU-Д-FI.АУ37.В.23656 ООО «Фортипартс» заявляет, что приспособления для грузоподъемных операций, торговой марки «VAHVA»: грейферные захваты (ТН ВЭД ЕАЭС 8431 41000 0), изготовлены в соответствии с ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», изготовитель «Koneosapalvelu OY», филиал завода – изготовителя «Outokummun Metalli OY», код ТНВЭД ТС 8431410000. Декларация принята на основании протокола испытаний №03-0134/02-ТС от 11.03.2016, проведенной ООО «Технолаб».

Указанная декларация принята таможенным органом.

Из заявления общества следует, что тип объекта подтверждения – серийный выпуск.

Согласно материалам дела, общество неоднократно приобретало и ввозило на территорию Таможенного союза грейферные захваты указанной марки. Данные обстоятельства подтверждены сторонами.

Декларация на товары №10227010/010817/0002046 в добавочном листе декларации графа «Грузовые места и описание товара» предусматривает указание на маркировку и количества товара, отличительные особенности. Обществом заявлен грейферный захват для бревен гидравлический гидроманипулятора для бревен, новый 2017 г. модель «VAHVA». В дополнении к декларации указано описание товара: под действием гидравлической силы лапы захвата раздвигаются для захвата или сдвигаются для опускания сортимента. Захват крепится к гидроманипулятору на подвеску. Выполняемая функция – предназначен для захвата сортиментов при погрузке или опускании при выгрузке. Способность работать без декларируемой части – гидроманипулятор не способен работать без захвата.

Принимая во внимание, что обществом не представлено доказательств приобретения грейферных захватов иной марки либо иных характеристик, а материалы дела содержат доказательства возможности применения методов и способов их исследования (испытания) грейферных захватов на соответствие требованиям ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (л.д. 12, 13, 131-138), вывод суда о том, что сертификации подлежит сам форвардер, а все его узлы и агрегаты испытываются при его сертификации и в соответствии с ней, является преждевременным и не подтвержденным.

При этом экспертное заключение Всероссийского научно-исследовательского института сертификации от 22.02.2019, проведенное по делу №5-1481/2018 (5-20/2019), которое легло в основу оспариваемого постановления в материалах дела отсутствует. Одновременно, считаю необходимым отметить, что из определения о назначении экспертизы по указанному делу от 24.12.2018 следует, что основанием к ее назначению послужила неопределенность в том, что согласно ТР ТС 010/2011 приспособления для грузоподъемных операций подлежат декларированию, в то время как в Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, к приспособлениям для грузоподъемных операций поименованы только Грейферы канатные для наволочных грузов. Вместе с тем, мировым судьей поставлены вопросы правового характера, а не вопросы, требующие специальных познаний согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ.

Заключение АО «ВНИИС» от 22.02.2019 не является достаточным доказательством для вывода об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ. Принимая во внимание, что данное заключение дано по запросу судьи в порядке консультации.

Следует также отметить, что в соответствии с Решением Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 №294 «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена, в том числе, в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования.

В пункте 1 указанного Единого перечня продукции поименованы «машины и оборудование».

Вместе с тем, мировым судьей не дана оценка указанному положению.

Поскольку при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении мировым судьей судебного участка №1 г. Сортавала Республики Карелия допущено нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а срок давности привлечения ООО «Фортипартс» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек, постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала от 03.06.2019 года, вынесенное по делу №5-11/2019 в отношении ООО «Фортипартс» подлежит отмене, а дело - направлению мировому судье судебного участка №1 г. Сортавала Республики Карелия на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала от 03.06.2019 вынесенное в отношении ООО «Фортипартс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить мировому судье судебного участка №1 г. Сортавала Республики Карелия на новое рассмотрение.

Судья Л.П. Вакуленко

12-93/2019

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Фортипартс"
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Вакуленко Лариса Петровна
Статьи

16.3

Дело на сайте суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
26.06.2019Материалы переданы в производство судье
16.07.2019Судебное заседание
16.07.2019Вступило в законную силу
19.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее