Судья Ибрагимов И.И. УИД 16RS0036-01-2023-000643-48
Дело № 2-1049/2023
Дело № 33-84/2024 (33-9518/2023)
Учет № 073 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 апреля 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Прытковой Е.В. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой Л.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Зиатдинова Р.С. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 27 марта 2023 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Зиатдинова Равиля Сереновича (СНИЛС 128-810-484-64) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ИНН 1653017530) о включении периодов работы в специальный страховой стаж.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Зиатдинова Р.С., в поддержку доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Зиатдинов Р.С. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периодов работы в специальный стаж
В обоснование исковых требований истец указал, что 21 октября 2022 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением ответчика № 867322/22/53 от 26 января 2023 года ему отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимого страхового стажа 25 лет педагогической деятельности. При этом в специальный стаж не включены следующие периоды: работа в школе № 12 станции Карши в должности учителя математики и информатики со 2 сентября 1999 года по 1 июня 2003 года, а в общий страховой стаж не включены периоды работы в должности подборщика на Каршинском хлопкоочистительном заводе с 20 июня 1992 года по 30 августа 1992 года и с 1 июля 1993 года по 1 сентября 1993 года; периоды учебы в СПТУ-10 города Карши с 1 сентября 1992 года по 1 июля 1993 года и в Каршинском государственном университете с 25 августа 1993 года по 28 мая 1999 года. Считает отказ во включении в стаж этих периодов работы незаконным. На основании изложенного, истец, уточнив исковые требования, просил признать решение ответчика об отказе во включении периодов работ незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж период работы работа в школе № 12 станции Карши в должности учителя математики и информатики со 2 сентября 1999 года по 1 июня 2003 года, а в страховой стаж включить периоды работы в должности подборщика на Каршинском хлопкоочистительном заводе с 20 июня 1992 года по 30 августа 1992 года и с 1 июля 1993 года по 1 сентября 1993 года; периоды учебы в СПТУ-10 города Карши с 1 сентября 1992 года по 1 июля 1993 года и в Каршинском государственном университете с 25 августа 1993 года по 28 мая 1999 года.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть без ее участия, исковые требования не признала, представила письменный отзыв.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец Зиатдинов Р.С., выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что суд не дал надлежащей оценки всем представленным доказательствам, не привел доводы, по которым отклонил некоторые документы, подтверждающие доводы истца. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска. Указывает, что им самостоятельно представлены все документы, подтверждающие факт его работы в спорные периоды, которым суд не дал надлежащую оценку. Кроме того, обращает внимание на то, что пенсионным органом при направлении запросов в компетентный орган Республики Узбекистан для подтверждения стажа неправильно указано наименование предприятия вместо «Каршинский хлопкоочистительный завод» указано «Каршинский хлебзавод», соответственно ответы на указанные запросы не могли быть представлены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Зиатдинов Р.С. апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для частичной отмены судебного постановления, исходя из доводов апелляционной жалобы истца, имеются по следующим основаниям.
По общему правилу, закрепленному в статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств – участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее по тексту – Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств – до 13 марта 1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 21 октября 2022 года Зиатдинов Р.С. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан № 867322/22/53 от 26 января 2023 года Зиатдинову Р.С. отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимого страхового стажа 25 лет педагогической деятельности. Стаж педагогической деятельности истца в бесспорном порядке определен ответчиком - 19 лет 4 месяца 17 дней.
При этом в страховой стаж истца не включены периоды работы с 20 июня 1992 года по 30 августа 1992 года и с 1 июля 1993 года по 1 сентября 1993 года в Каршинском хлопкозаводе в качестве подборщика, а также периоды учебы с 1 сентября 1992 года по 1 июля 1993 года в СПТУ-10 города Карши и с 25 августа 1993 года по 28 мая 1999 года в Государственном университете города Карши. В специальный стаж истца не включен период работы со 2 сентября 1999 года по 1 июня 2003 года в должности учителя математики и информатики в школе № 12 станции Карши.
31 января 2023 года Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан принято новое решение № 867322/22/69 об отказе в назначении пенсии. Стаж педагогической деятельности истца составляет 19 лет 4 месяца 17 дней.
При этом оспариваемые истцом периоды также не были включены в специальный и страховой стаж истца.
6 декабря 2023 года Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан принято новое решение № 867322/22/882 об отказе в назначении пенсии. Стаж педагогической деятельности истца составляет 19 лет 4 месяца 17 дней.
При этом оспариваемые истцом периоды также не были включены в специальный и страховой стаж истца
Полагая, что его права нарушены, истец Зиатдинов Р.С. обратился в суд с настоящим иском
Разрешая требования в части отказа во включении пенсионным органом в страховой стаж истца периодов работы с 20 июня 1992 года по 30 августа 1992 года и с 1 июля 1993 года по 1 сентября 1993 года в Каршинском хлопкозаводе в качестве подборщика, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может, признавая доводы апелляционной жалобы истца в этой части заслуживающими внимания по следующим основаниям.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации и Республики Узбекистан урегулированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях пенсионного обеспечения в Российской Федерации приняты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и другие нормативные акты, которые предусматривают право граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на трудовую пенсию в случае приобретения необходимого страхового стажа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (статьи 1, 3, 10, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьи 7, 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Следовательно, понятие страхового стаж впервые было введено на территории Российской Федерации только начиная с 1 января 2002 года.
В силу части 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Согласно статье 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с пунктом 5 распоряжения Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 99р от 22 июня 2004 года «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
При назначении пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджикистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Таким образом, при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств - участников соглашения, путем предоставления документов из компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Федеральным законом от 11 июня 2022 № 175-ФЗ, вступившим в силу 30 июня 2022 года, Российской Федерацией денонсировано Соглашение от 13 марта 1992 года.
Поскольку истец реализовал свое право на обращение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости до 1 января 2023 года, суд считает возможным при оценке его пенсионных прав применять Соглашение от 13 марта 1992 года.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Периоды работы истца с 20 июня 1992 года по 30 августа 1992 года и с 1 июля 1993 года по 1 сентября 1993 года в должности подборщика на Каршинском хлопкозаводе подтверждается записями трудовой книжки.
Требование о необходимости подтверждения стажа компетентным органом и уплаты страховых взносов распространяется на периоды работы с 1 января 2002 года. Поскольку спорные периоды работы истца имели место до указанной даты, то подтверждение компетентного органа Узбекистана об уплате за истца страховых взносов, не требовалось.
Ответчиком в компетентные органы Республики Узбекистан были направлены запросы о стаже Зиатдинова Р.С., однако ответы на данные запросы не поступали. При этом как следует из содержания направленных запросов, пенсионным органом указано неправильное наименование предприятия, в котором осуществлял трудовую деятельность истец, вместо правильного «Каршинский хлопкозавод» указано «Каршинский хлебзавод».Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что при рассмотрении дела нашло свое подтверждение, что в периоды работы с 20 июня 1992 года по 30 августа 1992 года и с 1 июля 1993 года по 1 сентября 1993 года истец работал на Каршинском хлопкозаводе, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для включения указанных периодов в страховой стаж, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении данных требований.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в страховой стаж истца периодов учебы с 1 сентября 1992 года по 1 июля 1993 года в СПТУ-10 города Карши и с 25 августа 1993 года по 28 мая 1999 года в Государственном университете города Карши.
В соответствии со статьей 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, утратившего силу с 01 января 1992 года, предусмотрена возможность зачета в общий стаж периода обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, которая поставлена в зависимость от условия, если этому периоду предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ) в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 01 января 2002 года.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
По смыслу положений пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Порядок расчета размера пенсии, установленный вышеуказанной нормой закона не предусматривает возможность включения периода обучения в трудовой (страховой) стаж.
Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает возможность включения в общий трудовой стаж периода подготовки к профессиональной деятельности, в том числе обучения в училищах, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.
Учитывая, что в периоды обучения истца Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, предусматривавшего право на включение периодов обучения в общий стаж, утратило силу с 1 января 1992 года, а действующим пенсионным законодательством период учебы может быть зачтен в общий стаж при расчете размера пенсии по наиболее выгодному варианту застрахованного лица, спор относительно которого между сторонами отсутствует, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении указанных требований.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периода работы с 2 сентября 1999 года по 1 июня 2003 года в школе № 12 станции Карши Республики Узбекистан в должности учителя математики и информатики, суд первой инстанции также пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, признавая доводы жалобы истца о несогласии с решением суда в данной части, заслуживающими внимания, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 приведенной нормы права установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
В приведенных выше Списках поименованы учителя школ всех наименований.
Из материалов дела следует, что работа истца в спорный период протекала в Республике Узбекистан, соответственно, право на установление досрочной пенсии на территории Российской Федерации рассматривается в первую очередь в рамках Международного Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
В соответствии со статьей 10, в совокупности со статьей 11 Соглашения от 13 марта 1992 года, компетентные органы сторон принимают необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
При установлении досрочных пенсий гражданам, имеющим специальный (льготный) стаж, выработанный на территориях стран СНГ, одним из основных условий назначения такой пенсии является подтверждение органом соответствующей страны факта работы в особых условиях труда, а также подтверждение действия института досрочного пенсионного обеспечения, которое распространяется непосредственно на период работы данного гражданина. При установлении досрочных пенсий, к числу компетентных органов относится органы, регулирующие социально-пенсионное и (или) трудовое законодательство соответствующей страны СНГ.
В связи с изложенным, а также в рамках оказания содействия заявителю, территориальным органом Пенсионного фонда России были направленны соответствующие запросы в компетентные органы Республики Узбекистан.
В ответ на запросы из внебюджетного Пенсионного фонда г. Карши в адрес ответчика поступили архивные справки от 22 апреля 2021 года, 26 декабря 2022 года, акты проверок от 22 апреля 2021 года и от 7 ноября 2022 года, составленными специалистами отдела пенсии и пенсионного назначения внебюджетного пенсионного фонда города Карши, которыми подтверждается работа истца в период со 2 сентября 1999 года по 1 июня 2003 года в школе № 12 станции Карши Республики Узбекистан в должности учителя математики и информатики, а также факт начисления заработной платы и уплаты страховых взносов.
Кроме того, факт работы истца в указанный период подтверждается представленными архивными выписками из приказов о принятии истца на работу с 2 сентября 1999 года и увольнении по собственному желанию с 1 июня 2003 года.
Согласно справке, выданной истцу директором школы № 12 ст. Карши от 29 февраля 2024 года № 29 и представленной истцом в суд апелляционной инстанции, Зиатдинов Р.С. действительно работал в школе № 12 ст. Карши в качестве учителя математики и информатики с 2 сентября 1999 года по 1 июня 2003 года. В период работы в школе за указанный период выполнял ному рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Оценив указанную справку, судебная коллегия полагает возможным ее принять в качестве доказательства, поскольку в ней указаны основания ее выдачи, содержание справки подтверждено нотариально удостоверенным переводом на русский язык.
Сведения о трудоустройстве Зиатдинова Р.С. в спорный период подтверждается также записями в его трудовой книжке.
Приняв во внимание представленные в совокупности доказательства и установленные по делу обстоятельства, руководствуясь частью 2 статьи 11, пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года, учитывая, что должность учителя также предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, судебная коллегия приходит к выводу о зачете периодов работы истца с 2 сентября 1999 года по 1 июня 2003 года в школе № 12 станции Карши Республики Узбекистан в должности учителя математики и информатики, в его специальный стаж, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении указанных требований.
При этом, граждане, переселившиеся на территорию Российской Федерации из государства – участника Соглашения, могут претендовать на назначение такого вида пенсии, который предусмотрен на территории Российской Федерации.
Доводы пенсионного органа о том, что компетентным органом Республики Узбекистан не подтверждена информация о праве на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам учреждений образования, не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований в этой части, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы ответчика о неприменении к спорным правоотношениям Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года судом приняты быть не могут, поскольку данное Соглашение денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 75-ФЗ и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 года, и таким образом оно подлежит применению к спорным правоотношениям, возникшим в период его действия.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 27 марта 2023 года по данному делу в части отказа во включении в общий страховой стаж Зиатдинова Равиля Сереновича периодов работы с 20 июня 1992 года по 30 августа 1992 года и с 1 июля 1993 года по 1 сентября 1993 года в Каршинском хлопкоочистительном заводе в качестве подборщика, грузчика, а также возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан включить указанные периоды в общий страховой стаж отменить и принять в указанной части новое решение.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан включить в общий страховой стаж Зиатдинова Равиля Сереновича (СНИЛС 128-810-484 64) периоды работы с 20 июня 1992 года по 30 августа 1992 года и с 1 июля 1993 года по 1 сентября 1993 года в Каршинском хлопкоочистительном заводе в качестве подборщика, грузчика, признав решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан № 867322/22/882 от 6 декабря 2023 года в указанной части незаконным.
Это же решение в части отказа во включении в специальный стаж Зиатдинова Равиля Сереновича периода работы со 2 сентября 1999 года по 1 июня 2003 года в должности учителя математики в школе № 12 города Карши Республики Узбекистан отменить и принять в указанной части новое решение.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан включить в специальный стаж Зиатдинова Равиля Сереновича (СНИЛС 128-810-484 64) период работы со 2 сентября 1999 года по 1 июня 2003 года в должности учителя математики в школе № 12 города Карши Республики Узбекистан, признав решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан № 867322/22/882 от 6 декабря 2023 года в указанной части незаконным.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 3 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи