Именем Российской Федерации
17 января 2013 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Устинова О.О.
при секретаре Свиридовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ларионова В.В. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Ларионов В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
В качестве обоснования своих требований заявитель указал, что является собственником доли площадью 13500 кв.м в земельном участке с кадастровым номером №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.08.2011г. серия 23-АК №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.08.2011г. сделана запись регистрации №. На основании ст. 11.2 Земельного кодекса РФ и ст. 13 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Ларионов В.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет выделяемого земельного участка. Решением от 10.02.2012г. за № Ларионову В.В. было отказано в осуществлении кадастрового учета. Просит суд признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выразившиеся в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета от 10.02.2012г. за №, признать незаконными (недействительными) действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю) по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю аннулировать в государственном кадастре недвижимости записи о земельном участке с кадастровым номером №, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет земельный участок Ларионова В.В. местоположение: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, общей площадью 13500 кв., на основании материалов межевого плана, предоставленного заявлением за регистрационным № от 18.01.2012г.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Миронов Д.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. Сведения о причинах неявки суду не представил. В связи с этим суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав мнение представителя заявителя, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 256 ГПК РФ, предусмотрен специальный срок для обращения с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, который составляет три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с п. 24 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
В соответствии с п. 24 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений части1статьи4 и части1статьи256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Нарушением своего права Ларионов В.В. считает как решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 10.02.2012г. за №, так и постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №
Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010г. 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", содержит следующие выводы: «Сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права».
Судом установлено, что заявление с требованием о признании незаконными (недействительными) действия Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю) выразившиеся в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета от 10.02.2012г. за № подано в установленный срок, предусмотренный в ст. 256 ГПК РФ.
О том, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет, что нарушает по заявлению Ларионова В.В. его права, ему стало известно в ходе рассмотрения настоящего дела.
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю) не предоставлено доказательств, на основании которых суд мог бы установить, что Ларионов В.В. ранее обращался за предоставлением информации о факте постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №
Суд установил, что трехмесячный срок, предусмотренный в ст. 256 ГПК РФ, Ларионовым В.В. не пропущен.
В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Ларионов В.В. заявил, что в результате действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю), выразившихся в незаконной постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № и отказа в постановке на кадастровый учет выделяемого в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № принадлежащей Ларионову на основании свидетельства о государственной регистрации права от 12.08.2011г., что лишает заявителя права, предусмотренного ст. 11.2 Земельного кодекса РФ и ст. 13 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Оценивая законность обжалуемых действий, судом установлено, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю), связанные с постановкой на кадастровый учет земельных участков, указанных в требованиях Ларионова осуществлены с нарушением закона.
Так, обстоятельства, указанные в решении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 10.02.2012г. за №, послужившие основанием для отказа Ларионову В.В. в осуществлении кадастрового учета, не соответствуют фактическим обстоятельствам.
В реквизите 1 «Перечень документов, использованных при подготовке межевого плана», раздела «Исходные данные» п/п № указан Проект межевания земельных участков от 23.11.2011г. с приложением самого проекта межевания земельных участков на 14 листах.
Следовательно, обстоятельство, послужившее основанием для отказа в связи с отсутствием в реквизите 1 раздела «Исходные данные» межевого плана Ларионова В.В. сведений о проекте межевания, в соответствии с которым был подготовлен представленный межевой план, отсутствует.
Образуемый земельный участок площадью 16500 га и 5400 га входит в границы участка 107 секция 02.
Предоставленный Межевой план подготовлен в связи с образованием земельного участка 13500 кв.м. с местоположением: <адрес>.
Доля Ларионова В.В. в праве общей долевой собственности, согласно свидетельства о собственности от 12.08.2011г., составляет 1,35 га, следовательно, не может быть равной земельным участкам из которых она выделяется, а именно 16500 га и 5400 га.
Судом так же установлено, что не соответствует фактическому обстоятельству основание для отказа госоргана о том, что выявлено пересечение границ земельного участка Ларионова В.В. с границами земельного участка с кадастровым номером №
Согласно данным Росреестра на официальном сайте в разделе «Публичная кадастровая карта», судом не выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером № с поворотными точками границ образуемого земельного участка заявителя.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что нанесенные поворотные точки границ образуемого земельного участка Ларионова В.В., пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером №, постановку на кадастровый учет которого заявитель считает незаконной.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №
Кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № осуществлен с существенными нарушениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» других нормативно-правовых актов.
В соответствии с п. 33 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008г. N412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", на титульном листе межевого плана приводятся сведения о заказчике кадастровых работ в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии);На титульном листе межевого плана предоставленного заявлением за регистрационным № от 30.11.2011г., не указано имя и отчество заказчика.
В соответствии с п. 37 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008г. N412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", в таблицу реквизита "1" раздела "Исходные данные" построчно вносятся сведения о документах, на основании которых подготовлен межевой план, а также о документах, использованных при подготовке межевого плана. Первыми в таблицу включаются сведения о документах, на основании которых подготовлен межевой план.
В отношении использованных при подготовке межевого плана картографических материалов дополнительно к основным реквизитам документов указываются: масштаб соответствующего картографического произведения, дата его создания и дата последнего обновления.
В соответствии с п. 75 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008г. N412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", раздел "Схема расположения земельных участков" (далее - Схема) оформляется на основе разделов кадастрового плана территории или кадастровой выписки соответствующего земельного участка, содержащих картографические изображения, либо с использованием картографического материала.
В нарушении указанных норм, в материалах межевого плана предоставленного заявлением за регистрационным № от 30.11.2011г. отсутствуют сведения из Государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 74 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008г. N412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", раздел "Схема геодезических построений" оформляется в соответствии с материалами измерений, содержащими сведения о геодезическом обосновании кадастровых работ.
В разделе "Схема геодезических построений" в случае использования для определения координат характерных точек границ земельного участка метода спутниковых геодезических измерений (определений) отражаются схематичное изображение объекта кадастровых работ, пункт расположения базовой станции и расстояние от базовой станции до ближайшей характерной точки объекта кадастровых работ.
В материалах межевого плана предоставленного заявлением за регистрационным № от 30.11.2011г. на листе 14 межевого плана «Схема геодезических построений» не указано расстояние от базы до объекта.
На основании установленных судом нарушений, следует, что межевой план предоставленный заявлением за регистрационным № от 30.11.2011г. по форме и содержанию не соответствует требованиям Закона.
В соответствии с п. 23 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008г. N412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:
1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);
2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;
3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий);
4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании;
5) утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;
6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства;
7) решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;
8) вступившие в законную силу судебные акты;
9) иные предусмотренные законодательством документы.
В соответствии с п. 27 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008г. N412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпунктах 4, 5, 7 и 8 пункта23 Требований, подлинники или копии таких документов включаются в состав Приложения.
Судом установлено, что документы, перечисленные в п. 23 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008г. N412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", позволяющие определить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № в материалах межевого плана, предоставленного заявлением за регистрационным № от 30.11.2011г. отсутствуют.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № осуществлен при наличии оснований для отказа в осуществлении такого кадастрового учета.
В связи с тем, что на момент рассмотрения настоящего спора земельный участок с кадастровым номером № разделен, в результате чего образован земельный участок с кадастровым номером № на той же территории.
Характер нарушений, допущенных при межевании земельного участка с кадастровым номером № и установленных судом из материалов межевого плана, предоставленного заявлением за регистрационным № от 30.11.2011г., указывает на отсутствие оснований для осуществления кадастрового учета в границах поворотных точек данного земельного участка, что повлекло незаконное осуществление кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, а установить их фактическое местоположение из имеющихся документов не представляется возможным.
Судом установлено, что в материалах межевого плана, предоставленного заявлением за регистрационным № от 18.01.2012г. имеются документы, перечисленные в п. 23 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008г. N412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", позволяющие определить местоположение границ земельного участка Ларионова В.В. (л. 12-17).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю) выразившиеся в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета от 10.02.2012г. за №.
Признать незаконной (недействительной) действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю) по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №
Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю) аннулировать в государственном кадастре недвижимости записи о земельном участке с кадастровым номером №
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю) поставить на кадастровый учет земельный участок Ларионова В.В. местоположение: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, общей площадью 13500 кв., на основании материалов межевого плана, предоставленного заявлением за регистрационным № от 18.01.2012г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца.
Председательствующий