Дело № 1-2/2024 (1-53/2023)
25RS0036-01-2023-000244-50
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 июля 2024 года с. Яковлевка
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Акимчук В.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО9,
с участием государственного обвинителя – прокурора Яковлевского района Приморского края ФИО12,
защитников – адвокатов ФИО11, ФИО10,
подсудимого ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ,
установил:
В производстве Яковлевского районного суда Приморского края находится уголовное дело в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ.
В судебном заседании защитником подсудимого ФИО1 – адвокатом ФИО10 заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении ФИО1 на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. В обоснование указано, что действия ФИО1 органом предварительного следствия квалифицированы по ч. 1 ст. 293 УК РФ – халатность, то есть неисполнение и ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе и обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба и существенное нарушение прав и законных интересов граждан. Вину в совершении данного преступления ФИО1 не признал в полном объеме. Согласно ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 293 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести. В силу ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. Каких-либо доказательств того, что ФИО1 скрывался от следствия и суда в течение всего времени со дня совершения им преступления до истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности в материалах дела не имеется и прокурором не представлено. Учитывая изложенное и принимая во внимание, что срок давности привлечения ФИО1 к уголовной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ, он согласно действующему законодательству подлежит освобождению от уголовной ответственности.
Защитник обвиняемого ФИО1 – адвокат ФИО11 заявленное ходатайство о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении ФИО1 поддержал в полном объеме.
После разъяснения судом порядка и последствий прекращения уголовного преследования и уголовного дела по названному нереабилитирующему основанию, подсудимый ФИО1 ходатайство о прекращении уголовного дела поддержал, указал, что согласен на прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, ему понятны существо и последствия применения данного основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
Государственный обвинитель – прокурор Яковлевского района Приморского края ФИО12 не возражал против удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку сроки давности уголовного преследования по настоящему дела истекли, ФИО1 ходатайствует о прекращении уголовного дела и уголовного преследования по нереабилитирующему основанию.
Потерпевшие Потерпевший №1, Потерпевший №2, Потерпевший №5, Потерпевший №3, Потерпевший №4 в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания уведомлены надлежащим образом. Потерпевшая Потерпевший №1 указала, что возражает против прекращения уголовного дела в отношении ФИО1, в судебное заседание явиться не может по причине нахождения на работе. Потерпевший Потерпевший №2 в телефонограмме указал на свою явку в суд, однако в судебное заседание не явился, также указал, что суд намеренно затянул рассмотрение дела, поэтому сроки истекли.
Выслушав позицию сторон, изучив доводы ходатайства, суд приходит к следующему.
В силу п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления, относящегося к категории небольшой тяжести, истекло два года.
Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу (ч. 2 ст. 78 УК РФ).
При этом, в силу ч. 2 ст. 9 УПК РФ временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 24, п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ возбужденное уголовное дело, уголовное преследование в отношении подозреваемого, обвиняемого прекращается в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Согласно ч. 2 ст. 27 УПК РФ прекращение уголовного преследования по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (в связи с истечением сроков давности уголовного преследования) не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
Положениями ч. 1 ст. 254 УПК РФ предусмотрено, что суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случае, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указанные в п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ
Как следует из материалов уголовного дела, органами предварительного следствия ФИО1 обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, а именно в том, что в соответствии с п. 63 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 19 ФИО2 ФИО3 поселения является высшим должностным лицом ФИО7 сельского поселения, наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ФИО2. Согласно ч. 5 ст. 35 ФИО2 сельского поселения руководит ФИО3 сельского поселения на принципах единоличия. В соответствии с ч. 7 ст. 35 ФИО2 сельского поселения организует проведение противопожарных мероприятий. Согласно п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, наряду с иными, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст. 19, ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; - организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; - оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; - установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности; - меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. В силу занимаемой должности, ФИО1, находясь в составе межведомственной комиссии по борьбе с природными пожарами на территории Яковлевского муниципального района <адрес> в 2022 году, достоверно знал о принятии Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуациях и обеспечению пожарной безопасности ФИО6 Яковлевского муниципального района <адрес> Решения № от ДД.ММ.ГГГГ «О готовности лесопожарных сил Яковлевского муниципального района к ликвидации природных пожаров и принимаемых мерах по обеспечению пожароопасной безопасности населенных пунктов в весеннем пожароопасном периоде 2022 года», согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 сельских поселений Яковлевского муниципального района <адрес> рекомендовано после схода снежного покрова провести ревизию и освежение (при необходимости) минерализованных полос по периметру населенных пунктов, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ); после схода снежного покрова завершить очистку территории населенных пунктов, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от свалок горючих отходов и мусора, сухой травянистой растительности и свалок горючих отходов, в том числе методом проведения профилактических выжигов в пределах противопожарных расстояний между объектами; запретить бесконтрольное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов на землях поселений; продолжать работу по выявлению владельцев заброшенных усадеб на территории подведомственных сельских поселений, с целью привлечения их к мероприятиям по очистке земельных участков от мусора, древесно-кустарниковой растительности, провести опашку бесхозных усадеб. Однако, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, находясь в Яковлевском муниципальном районе <адрес>, в том числе в здании ФИО4 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, Яковлевский муниципальный район, <адрес>А, располагая достоверными сведениями о наличии на территории <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> несанкционированных свалок горючих отходов и мусора, сухой травянистой растительности, а также отсутствии по периметру <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> минерализованной полосы, в нарушение требований п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требований ст. 19, ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», требований п. 63 постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и требований ч. 7 ст. 35 ФИО2, выразившихся в нежелании исполнять рекомендации председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуациях и обеспечению пожарной безопасности ФИО6 Яковлевского муниципального района <адрес> по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, вследствие недобросовестного исполнения своих должностных обязанностей по должности, не оборудовал минерализованной полосой по периметру <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), не провел ревизию и освежение (при необходимости) минерализованных полос по периметру населенных пунктов, после схода снежного покрова не завершил очистку территории населенных пунктов, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от свалок горючих отходов и мусора, сухой травянистой растительности и свалок горючих отходов, в том числе методом проведения профилактических выжигов в пределах противопожарных расстояний между объектами. Также, ФИО1 в силу занимаемой должности, находясь в составе оперативного штаба по предупреждению и тушению лесных, ландшафтных пожаров на территории Яковлевского муниципального района <адрес> достоверно знал о принятии Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуациях и обеспечению пожарной безопасности ФИО6 Яковлевского муниципального района <адрес> Решения № от ДД.ММ.ГГГГ «О готовности сил и средств Яковлевского звена Приморской территориальной подсистемы РСЧС к обеспечению безопасности населения и территорий Яковлевского муниципального района в условиях повышенной пожарной опасности», согласно которому ФИО3 сельских поселений Яковлевского муниципального района <адрес> рекомендовано оборудовать необходимое количество дополнительных противопожарных минерализованных полос, препятствующих распространению лесных и других ландшафтных (природных) пожаров на земли населенных пунктов и иных категорий; очистить территории населенных пунктов, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от свалок горючих отходов и мусора, сухой травянистой растительности и свалок горючих отходов; запретить разведение костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов на землях поселений. В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, находясь в Яковлевском муниципальном районе <адрес>, в том числе в здании ФИО4 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, Яковлевский муниципальный район, <адрес>А, располагая достоверными сведениями о наличии на территории <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> несанкционированных свалок горючих отходов и мусора, сухой травянистой растительности, а также об отсутствии по периметру <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> минерализованной полосы, в нарушение требований п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не обеспечил первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, которые относятся к вопросам местного значения сельского поселения, в нарушение требований ст. 19, ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», не обеспечил территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, что относится к полномочиям органов местного самоуправления, в нарушение требований п. 63 постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и требований ч. 7 ст. 35 ФИО2, выразившихся в нежелании исполнять рекомендации председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуациях и обеспечению пожарной безопасности ФИО6 Яковлевского муниципального района <адрес> по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, вследствие недобросовестного исполнения своих должностных обязанностей по должности, как ФИО3 органа местного самоуправления – ФИО4 сельского поселения, не оборудовал необходимое количество дополнительных противопожарных минерализованных полос, препятствующих распространению лесных и других ландшафтных (природных) пожаров на территории <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>; не очистил территорию <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от свалок горючих отходов и мусора, сухой травянистой растительности. В результате ненадлежащего исполнения ФИО1 своих должностных обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, в период времени с 13 часов 32 минут до 15 часов 35 минут ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание свалки отходов на участке местности, расположенном в 1,5 км в южном направлении от <адрес> в <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> и согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ огонь по направлению ветра распространился в северном, северо-восточном направлении по <адрес>, далее по сухой растительности, расположенной на придомовых территориях перешел на дома № №, 34, 36 по <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, которые в результате возникшего пожара были полностью уничтожены, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов потерпевших Потерпевший №5, Потерпевший №3, Потерпевший №4, Потерпевший №1, Потерпевший №2, предусмотренных ст. 40 Конституции Российской Федерации, предусматривающие права на жилище и его неприкосновенность, и причинению Потерпевший №5 материального вреда в размере 1 436 000 рублей 00 копеек, причинению Потерпевший №3, Потерпевший №4 материального вреда в размере 1 223 000 рублей 00 копеек, причинению Потерпевший №1 материального вреда в размере 1 436 000 рублей 00 копеек, причинению Потерпевший №2 материального вреда в размере 1 389 000 рублей 00 копеек, а всего в размере 5 484 000 рублей 00 копеек, что является крупным ущербом. Тем самым ФИО1, занимая должность ФИО3 ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, находясь на территории Яковлевского муниципального района <адрес>, в том числе в здании ФИО4 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, Яковлевский муниципальный район, <адрес>А, вследствие недобросовестного отношения к своим должностным обязанностям, выразившимся в не исполнении решений Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуациях и обеспечению пожарной безопасности ФИО6 Яковлевского муниципального района <адрес> по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, не предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своего бездействия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих в <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, в лице Потерпевший №5, Потерпевший №3, Потерпевший №4, Потерпевший №1, Потерпевший №2, а также охраняемых законом интересов общества и государства, хотя в силу уровня образования, жизненного и профессионального опыта при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, имея при этом реальную возможность и необходимые средства, не осуществил лично и не поручил подчиненным сотрудникам оборудовать по периметру <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> минерализованной полосой в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), не оборудовал необходимое количество дополнительных противопожарных минерализованных полос, препятствующих распространению лесных и других ландшафтных (природных) пожаров на территории <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, не завершил очистку территории <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от свалок горючих отходов и мусора, сухой травянистой растительности и свалок горючих отходов, в том числе методом проведения профилактических выжигов в пределах противопожарных расстояний между объектами, в том числе на участке местности, расположенном в 1,5 км в южном направлении от <адрес> в <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, нарушив тем самым требования п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требования ст. ст. 19, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», требования п. 63 постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и вышеуказанные свои должностные обязанности. Таким образом, в результате произошедшего пожара жилых домов № №, 34, 36, расположенных по <адрес> в <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, возникшего в результате возгорания свалки мусора, расположенной на участке местности в 1,5 км в южном направлении от <адрес> в <адрес> ФИО7 сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, произошедшего вследствие ненадлежащего исполнения ФИО1 своих должностных обязанностей, были существенно нарушены права и законные интересы проживавших в указанных домах Потерпевший №5, Потерпевший №3, Потерпевший №4, Потерпевший №1, Потерпевший №2, предусмотренные ст. 40 Конституции Российской Федерации, предусматривающие права на жилище и его неприкосновенность, в результате чего Потерпевший №5 причинен материальный вред в размере 1 436 000 рублей 00 копеек, Потерпевший №3, Потерпевший №4 причинен материальный вред в размере 1 223 000 рублей 00 копеек, Потерпевший №1 причинен материальный вред в размере 1 436 000 рублей 00 копеек, Потерпевший №2 причинен материальный вред в размере 1 389 000 рублей 00 копеек, а всего в размере 5 484 000 рублей 00 копеек, что является крупным ущербом.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 293 УК РФ, относится к категории небольшой тяжести.
При этом, подсудимый ФИО1 настаивал на прекращении уголовного дела и уголовного преследования в связи с истечением срока давности уголовного преследования, указал, что ему понятны правовые последствия прекращения уголовного дела по указанному основанию, которое не является реабилитирующим.
Обсудив заявленное ходатайство, заслушав стороны, приняв во внимание мнение подсудимого ФИО1, не возражавшего против прекращения в отношении него уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения уголовного дела в отношении ФИО1 по предъявленному ему обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
При этом суд исходит из того, что преступление, в совершении которого обвиняется ФИО1 совершено в период с 4 марта 2022 года до 21 апреля 2022 года, относится к категории небольшой тяжести, с момента, когда произошло инкриминируемое ему деяние, прошло более двух лет.
При этом ФИО1 не был лишен возможности реализовать свое право на судебную защиту, а именно, настаивать на проведении полноценного судебного разбирательства с постановлением по его итогам приговора, которым на основании исследованных судом доказательств, может быть установлена степень его вины (или невиновность) в совершении инкриминируемого преступления, и в случае несогласия с приговором, обжаловать его в установленном законом порядке.
Также, в рассматриваемом случае суд исходит из того, что уголовный и уголовно-процессуальный закон не содержат оснований для отказа в прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности ввиду возражения потерпевших против такого основания прекращения. Обязательным условием для прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности является согласие обвиняемого на прекращение уголовного дела, и осознание им последствий прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию.
Постановлением от 2 марта 2017 года № 4-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений п. 3 ч. 1 ст. 24, п. 1 ст. 254 и ч. 8 ст. 302 УПК РФ.
Спорные нормы были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку предполагают, что при прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования с согласия обвиняемого (подсудимого):
потерпевший, если у него имеются обоснованные сомнения в правильности исчисления срока давности уголовного преследования, вправе представить свои возражения против прекращения уголовного дела, которые должны быть исследованы судом, а в случае вынесения решения о прекращении уголовного дела – оспорить его по мотивам незаконности и необоснованности в установленном процессуальным законом порядке;
для потерпевшего сохраняется возможность защитить свои права и законные интересы в порядке гражданского судопроизводства с учетом правил о сроках исковой давности, а обвиняемый (подсудимый) не освобождается от обязательств по возмещению причиненного противоправным деянием ущерба. При этом потерпевшему должно обеспечиваться содействие со стороны государства в лице его уполномоченных органов в получении доказательств, подтверждающих факт причинения такого ущерба.
Касаясь вопросов, связанных с последствиями истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 октября 1996 года № 18-П, а также в определениях от 2 ноября 2006 года № 488-О и от 15 января 2008 года № 292-О-О пришел к следующим выводам:
отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение в связи с освобождением лица от уголовной ответственности и наказания по нереабилитирующему основанию не влекут признание лица виновным или невиновным в совершении преступления. Принимаемое в таких случаях процессуальное решение не подменяет собой приговор суда и по своему содержанию и правовым последствиям не является актом, которым устанавливается виновность подозреваемого или обвиняемого (подсудимого) в том смысле, как это предусмотрено ст. 49 Конституции Российской Федерации. Подобного рода решения констатируют отказ от дальнейшего доказывания виновности лица, несмотря на то, что основания для осуществления в отношении него уголовного преследования сохраняются;
с учетом особенностей правовой природы института освобождения от уголовной ответственности ввиду истечения сроков давности ч. 2 ст. 27 УПК Российской Федерации определяется, что прекращение уголовного преследования по этому основанию возможно лишь с согласия подозреваемого или обвиняемого (подсудимого), в связи с чем в рамках реализации гарантируемых ст.ст. 49 и 123 Конституции Российской Федерации прав ему должно обеспечиваться продолжение производства по делу и тем самым судебная защита прав и свобод, а при наличии к тому оснований – реабилитация.
Что касается потерпевшего, то его согласие на прекращение уголовного преследования в связи с истечением сроков давности не является необходимым условием при принятии соответствующего решения.
Основанная на взаимосвязанных положениях п. 3 ч. 1 ст. 24, п. 1 ст. 254 и ч. 8 ст. 302 УПК РФ судебная практика также исходит из того, что при установлении в ходе судебного разбирательства обстоятельства, указанного в п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, суд прекращает уголовное дело и (или) уголовное преследование только при условии согласия на это обвиняемого (подсудимого).
Обоснованных сомнений в правильности исчисления срока давности уголовного преследования потерпевшими не представлено, согласие обвиняемого ФИО1 получено в установленном законом порядке после разъяснений последствий прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
Таким образом, уголовное преследование ФИО1, а также настоящее уголовное дело в отношении него подлежат прекращению в связи с истечением сроков давности уголовного преследования на основании п. 2 ч. 1 ст. 27, п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. С учетом норм ст. 133 УПК РФ данный факт не является основанием для возникновения права на реабилитацию.
Мера процессуального принуждения, действующая в отношении ФИО1 в виде обязательства о явке, по вступлении постановления в законную силу подлежит отмене.
Гражданский иск по делу не заявлен.
Вопрос о вещественных доказательствах по уголовному делу суд разрешает в соответствии с положениями ст.ст. 81, 82 УПК РФ.
Вопрос о процессуальных издержках разрешению не подлежит в связи с заключением подсудимым ФИО1 соглашения на осуществление его защиты адвокатами ФИО11 и ФИО10
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 9, 78 УК РФ, ст.ст. 24, 27, 254, 256 УПК РФ, суд
постановил:
уголовное преследование и уголовное дело в отношении ФИО1 по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, производством прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 24, п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке в отношении ФИО1 – отменить по вступлении постановления в законную силу.
Вещественные доказательства:
- оптический DVD-R диск с видеозаписью, выполненной от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения оценки масштаба и площади возгорания <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, изъятой в ходе выемки у свидетеля Свидетель №7, - оставить при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего.
Копию настоящего постановления вручить подсудимому, потерпевшим, а также прокурору Яковлевского района Приморского края.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд Приморского края в течение 15 суток со дня его вынесения.
В случае подачи апелляционной жалобы, представления ФИО1 вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем он должен указать в апелляционной жалобе ил отдельном заявлении, вправе поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом апелляционной инстанции о назначении защитника.
В случае подачи апелляционной жалобы, представления, ФИО1 вправе подать свои возражения в письменном виде и иметь возможность довести до суда апелляционной инстанции свою позицию непосредственно, либо с использованием систем видеоконференции.
Судья Акимчук В.А.