Решение по делу № 2-22/2023 (2-2049/2022;) от 20.04.2022

ДЕЛО № 2-22\2023 г.

22RS0066-01-2022-002425-27

     РЕШЕНИЕ    

Именем Российской Федерации

20 апреля 2023г. город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи              Зарецкая Т.В.,

при секретаре              Сошиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Безменова А.А. к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за приобретение технического средства реабилитации инвалида,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с настоящим иском, просил взыскать с Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в его пользу сумму денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалида в размере <данные изъяты>

В обоснование иска указывал, что он является инвалидом третьей группы, инвалидность установлена бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из индивидуальной программы реабилитации или абилитации (2) (к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ г.), выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю Минтруда России» Бюро медико-социальной экспертизы , он нуждается в техническом средстве индивидуальной реабилитации в виде протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением (№ 8-07-12 в Классификации технических средств реабилитации, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 12.2018 №86н и в Перечне технических средств реабилитации, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.07.2019 № 521н).

Реабилитация и абилитация инвалидов являются мерами социальной поддержки инвалидов, которые установлены в соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Росийской Федерации Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставленных инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Указанный Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р и включает в себя в числе прочих технических средств реабилитации инвалида протезы и ортезы (пункт 8).

Технические средства реабилитации могут быть предоставлены инвалиду соответствующими территориальными отделениями Фонда социального страхования РФ по жительства инвалида либо приобретены инвалидом самостоятельно.

Медико-технической комиссией установлено, что с учетом индивидуальны особенностей его опорно-двигательного аппарата, а также выполняемых рабочих функций (социальный работник с функцией водителя - экспедитора) ему показан протез с техническими характеристиками, позволяющими с использованием электромагнитной силы, изменением вязкости жидкости переходить от высокого сопротивления, требуемого для стабильности в фазе опоры, к нулевому сопротивлению, необходимому для свободного переноса, с расположением центра тяжести человека строго по оси вращения коленного модуля, системой быстрого переноса стопы, ручным механическим замком разгибающимся автоматическим режимом подъема по лестнице попеременным шагом. Указанное подтверждается заключением медико-технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г., на основании которого составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ г. о показанном ему средстве реабилитации.

С целью обеспечения указанным средством реабилитации ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор на изготовление индивидуального протезно-ортопедической изделия - протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением, с ортопедическим центром ООО «Алорто».

Средство индивидуальной реабилитации изготовлено ООО «Алорто» по индивидуальному заказу и приобретено им самостоятельно.

Стоимость технического средства реабилитации составила <данные изъяты>. оплачена им в полном объеме (с привлечением кредитных средств АКБ «Ноосфера»).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, техническое средство реабилитации приобретено инвалидом самостоятельно, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н (далее - «Порядок № 57н»).

Он обратился в Государственное учреждение - Алтайское региональное отдел Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выплате компенсации в размере фактически понесенных мною расходов на изготовление рекомендованного технического средства реабилитации с приложением необходимых документов.

По результатам рассмотрения моего обращения, Ответчиком принято решение о выплате компенсации частично в размере <данные изъяты>., денежные средства в указанном размере перечислены платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ .

При этом сумма в размере <данные изъяты>. не доплачена ответчиком в нарушение установленных правил и норм и нарушает права, представленные федеральным законодательством.

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации в соответствии с Порядком № 57н определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, которая утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.02.2018 № 86н (пункт 3 Порядка №57н).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

Определяя размер компенсации, подлежащей за самостоятельное приобретенное средство реабилитации, ответчик исходил из того, что последним исполненным государственным контрактом, в соответствии с которым производилась закупка аналогичного технического средства реабилитации, является государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ (стоимость протеза - 3 <данные изъяты>.).

Вместе с тем, последним исполненным государственным контрактом на изготовление протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением, именно в соответствующих (однородных, аналогичных), рекомендованных модификации и комплектации, с необходимыми техническими характеристиками и функциональным назначением является государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ (стоимость протеза - <данные изъяты>.).

Сравнение технических характеристик TCP приведено в таблице в исковом заявлении.

Исходя из изложенного, ответчик должен был, сопоставив характеристики, а также наименование приобретенного самостоятельно технического средства реабилитации с индивидуальной программой реабилитации, заключением и актом медико-технической комиссии, выплатить компенсацию в объеме суммы, определенной государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ (стоимость протеза - <данные изъяты> в соответствии с Порядком № 57н, поскольку данная закупка является последней по времени завершенной закупной технического средства реабилитации с параметрами, наиболее соответствующими потребностям истца.

Указанное подтверждается также информацией об итогах осуществления уполномоченным органом закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, размещенной ответчиком в соответствии с требованиями пункта 4 Правил № 57н на официальном сайте в сети «Интернет» https://r22.fss.ru/404159/543469.shtml (выкопировка прилагается) относительно закупки однородного средства технической реабилитации с характеристиками, аналогичными рекомендованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Указанное свидетельствует об обязанности Ответчика доплатить сумму в размере: <данные изъяты>

В судебном заседании истец и его представитель на иске настаивали по изложенным основаниям.

Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что размер компенсации произведен на основании последнего контракта, согласно которому установлена стоимость однородного средства реабилитации.

С учетом положений, предусмотренных ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

С учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защиты инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).

Согласно пункта 3 Порядка (в редакции, действовавшей на момент самостоятельного приобретения истцом протезов и обращения за компенсацией стоимости на их самостоятельное приобретение) компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв. Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией (абзац третий пункта 3 Порядка введен Приказом Минздравсоцразвития от 8 сентября 2011 г. N 1028н).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (пункт 4 Порядка).

Согласно пункту 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в отношении оказания услуги по ремонту технического средства реабилитации), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

По делу установлено, что Безменов А.А., ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом, инвалидность установлена повторно бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации (к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ г.), выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю Минтруда России» Бюро медико-социальной экспертизы , он нуждается в техническом средстве индивидуальной реабилитации в виде протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением (№ 8-07-12 в Классификации технических средств реабилитации, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.12.2018 №86н и в Перечне технических средств реабилитации, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.07.2019 № 521н).

В силу части 1 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов отнесена законом (пункт 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ) к компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ).

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участием сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно правовых форм и форм собственности.

Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Истец обратился в Государственное учреждение - Алтайское региональное отдел Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выплате компенсации в размере фактически понесенных расходов на изготовление рекомендованного технического средства реабилитации с приложением необходимых документов - самостоятельно приобретенный протез бедра модульный с микропроцессорным управлением в количестве 1 шт.

Согласно спецификации, истцом приобретен протез бедра модульный с микропроцессорным управлением, протез бедра модульный с внешним источником энергии. Крепление протеза при помощи вакуумного клапана с силиконовым чехлом с вакуумной мембраной. Коленный модель с управляемой микропроцессором фазой опоры и переноса, (управляемая микропроцессором вязкость магнитореологической жидкости в приводе коленного модуля) с функцией «ручного замка», влагозащищенный, обеспечивающий безопасную физиологическую ходьбу по любой поверхности, с функцией езды на велосипеде, с функцией возможного спуска и подъема по лестнице, угол сгибания до 120°. Надколенный поворотный адаптер. Стопа с высокой степенью энергосбережения с расщепленной носочной частью с отведенным большим пальцем, дополнительной J – образной пружиной.

В подтверждение произведенных расходов истцом представлены: товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ, кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ, договор от ДД.ММ.ГГГГ, спецификация от ДД.ММ.ГГГГ, акт медико-технической комиссии ООО «Алорто» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, Безменову А.А. рекомендовано обеспечение протезом бедра модульного с микропроцессорным управлением 1 шт. (позиция 8-07-12 Классификации).

По состоянию на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ) последним исполненным государственным контрактом на выполнение работ по обеспечению инвалида протезом бедра модульным с внешним источником энергии был государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между отделением Фонда и ООО «Алорто».

Информация о данной закупке размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www/zakupki.gov.ru). В соответствии с условиями указанного контракта стоимость протеза бедра составляла <данные изъяты>

По результатам рассмотрения заявления Фондом ДД.ММ.ГГГГ принято решение №1 о выплате Безменову А.А. расходов, понесенных на приобретение протеза бедра модульного с микропроцессорным управлением в количестве 1 шт. в размере <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением компенсация в сумме <данные изъяты> перечислена на счет истца по реквизитам, указанным в заявлении.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации Безменов А.А. нуждается в техническом средстве реабилитации – протез бедра модульный с микропроцессорным управлением.

Согласно приложению №1 к государственному контракту, государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между отделением Фонда и ООО «Алорто», имел предмет исполнения: проведение работ по техническому заданию – работы по выполнению бедра модульного с внешним источником энергии – техническое средство реабилитации, заменяющее частично или полностью отсутствующую или имеющую врожденные дефекты нижнюю конечность и служащие для восстановления косметического и (или) функционального дефекта.

Согласно ответу ФКУ ГБ БМСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) и услугами, предоставляемых инвалиду за счет федерального бюджета, осуществляется на основании перечня медицинских показаний и противопоказаний. Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР утверждён приказом Минтруда России от 5.03.2021 года № 106н. В ИПРА инвалида специалистами учреждений МСЭ указываются модификации ТСР в формулировках данного приказа. Конкретные характеристики ТСР не указываются. Ни при каких условиях в ИПРА инвалида конкретные характеристики протезов бедра модульных с микропроцессорным управлением (8-07-12) не указываются. Определение нуждаемости в ТСР, в том числе в протезе бедра модульном с микропроцессорным управлением, принимается сотрудниками службы МСЭ по результатам комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

Согласно заключению государственного учреждения – Алтайского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего
пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами
(ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов,
протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям №1 от 02 февраля 2022 г. указан вид технического средства (изделия), подлежащего для проведения медико-технической экспертизы: протез бедра модульный с микропроцессорным управлением, приобретенный ДД.ММ.ГГГГ г. в Обществе с ограниченной ответственностью «Алорто» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.; документ, на основании которого инвалид (ветеран) был обеспечен техническим средством (изделием): индивидуальная программа реабилитации или абилитации. Установлено соответствие технического средства реабилитации функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам изделию, предоставленному в рамках последнего исполненного государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ. Учтено, что техническое средство выполняет функции по компенсации или устранению стойких ограничений жизнедеятельности инвалида в сравнении с аналогичным техническим средством, предоставленным уполномоченным органом в порядке, определенном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Дополнительных (индивидуальных) характеристик рекомендуемое изделие «Протез бедра модульный с микропроцессорным управлением», на основании действующей индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ., разработанной ФКУ не содержит.

Согласно акту медико-технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Алорто» - диагноз основной: культя правого бедра на уровне средней трети. Пациент с неограниченными возможностями передвижения во внешнем мире. Уровень двигательной активности соответствует 3 группе (высокий). Химченко Д.И. для реализации своих жизненных и рабочих интересов, для сохранения уровня активности рекомендовано назначение протеза бедра модульного с внешним источником энергии. Крепление протеза при помощи вакуумного клапана с силиконовым чехлом с вакуумной мембраной. Коленный модуль: с управляемой микропроцессором фазой опоры и переноса (управляемая микропроцессором вязкость магнитореологической жидкости в приводе коленного модуля) с функцией «ручного замка», с функцией автоматической подстройки коленного шарнира под скорость и условия ходьбы пациента, с возможностью бега трусцой, с функцией езды на велосипеде, с функцией возможного спуска и подъема по лестнице, угол сгибания до 120°. Надколенный поворотный адаптер. Стопа с высокой степенью энергосбережения с расщепленной носочной частью с отведенным большим пальцем, дополнительной J-образной пружиной. Заключением рекомендовано протезирование протезом с микропроцессорным управлением с коленным модулем «RHE KNE» 8-07-12 – протез бедра модульный с микропроцессорным управлением.

Однако акт медико-технической комиссии не устанавливает нуждаемость инвалида в конктретном виде протеза, обязательные рекомендации содержатся только в индивидуальной программе реабилитации - протез бедра модульный с микропроцессорным управлением без иных характеристик.

Государственный контракт, которым руководствовался ответчик от ДД.ММ.ГГГГ, заключен на протез бедра модульный с внешним источником энергии, стоимостью <данные изъяты>.

Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ , на который ссылается истец, также заключен на протез бедра модульный с внешним источником энергии, стоимостью <данные изъяты>

Согласно ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Так согласно пункту 3.6. указанных рекомендация однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Исходя из того, что порядок предусматривает при определении суммы компенсации учитывать не только наименование, но и характеристики технических средств реабилитации, заключением медико-технической комиссии Фонда обоснованно учтено, что приобретенный истцом протез бедра модульный и определенный по результатам последней по времени осуществления закупки протез являются однородными техническими средствами реабилитации, имеющими сходные характеристики, одинаковый уровень двигательной активности, состоящие из схожих компонентов, которые позволяют выполнять функции по компенсации и устранению стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Из заключения судебно-медицинской экспертизы следует, что в бюро медико-социальной экспертизы ему был установлен диагноз: «Последствия автодорожной травмы (ДД.ММ.ГГГГ в виде ампутационной культи правого бедра на уровне средней трети... Вторичный коксартроз правого тазобедренного сустава 2 ст. Комбинированная контрактура правого тазобедренного сустава...».

С ДД.ММ.ГГГГ Безменов А.А. пользуется протезом правой нижней конечности.

Согласно «ИПРА инвалида» от ДД.ММ.ГГГГ. Безменов А.А. нуждался в протезе бедра модульном с микропроцессорным управлением (8-07-12 протез бедра модульный с микропроцессорным управлением).

В соответствии с представленными материалами гражданского дела Безменовым А.А. в ООО «Алорто» был приобретен протез бедра (8-07-12 протез бедра модульный с микропроцессорным управлением).

При осмотре членами экспертной комиссии Безменова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ. у него выявлены последствия травмы от ДД.ММ.ГГГГ в виде ампутационной культи правого бедра на границе верхней и средней трети, протезированной съёмным функционирующим протезом (приобретённым им в ООО «Алорто).

Таким образом, учитывая отсутствие у Безменова А.А. правой ноги ниже верхней трети бедра, для восстановления эффективного функционирования нижней конечности, ему необходим протез бедра.

По мнению экспертной комиссии, имеющийся у Безменова А.А. в настоящее время протез бедра в достаточной мере выполняет функции правой нижней конечности (опорную, двигательную).

Экспертная комиссия указывает, что соотношение характеристик, наименований, однородности и установление соответствий социальным потребностям технических изделий, не входит в компетенцию судебно-медицинской экспертной комиссии.

Таким образом, соотношение характеристик, наименований, однородности и установление соответствий социальным потребностям протезу с техническими характеристиками, предусмотренными государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ , и несоответствие протезу с техническими характеристиками, предусмотренными Государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным путем также не установлено.

Путем сопоставления технических характеристик средств реабилитации, самостоятельно приобретенные инвалидом за собственный счет, и средства реабилитации, приобретенные ответчиком по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что названные технические средства реабилитации являются аналогичными, соответствующими программе реабилитации.

Нормы действующего законодательства не содержат требований о сопоставлении идентичности технических средств реабилитации, поскольку однородными являются товары, которые не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции.

Соответственно, для выплаты компенсации Фондом учитывались однородность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, сопоставлялись характеристики, а также наименования технического средства реабилитации и его вид, предусмотренный классификацией.

Суд учитывает, что законодательство не ограничивает право инвалида на выбор рекомендованного ему средства технической реабилитации конкретной модели с улучшенными техническими характеристиками при его самостоятельном приобретении.

Таким образом, приобретение истцом более дорогого технического средства реабилитации с дополнительными характеристиками не порождает право на возмещение полной стоимости.

Несоответствие протеза, предусмотренного Государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальной программе реабилитации, не установлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика разницы между стоимостью самостоятельно приобретенного истцом технических средств реабилитации и выплаченной ответчиком компенсации, определенной исходя из стоимости аналогичного технического средства реабилитации в соответствии с государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, суд отказывает истцу в заявленных исковых требованиях.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Безменова А.А. к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суда в течение месяца через Железнодорожный районный суд г. Барнаула со дня изготовления решения суда в окончательном виде – 12.10.2022.

Судья              Т.В. Зарецкая

2-22/2023 (2-2049/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Безменов Андрей Анатольевич
Прокурор Железнодорожного района г. Баранула
Ответчики
ГУ АРО Фонд соц. страхования
Другие
Колесникова Ольга Александровна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья
Зарецкая Татьяна Валерьевна
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
20.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2022Передача материалов судье
25.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.05.2022Предварительное судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
28.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Судебное заседание
29.03.2023Производство по делу возобновлено
29.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2023Дело оформлено
20.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее