Решение по делу № 2а-907/2019 от 09.04.2019

Мотивированное решение составлено 13 мая 2019 года

Дело № 2а-907/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РЇСЂРѕСЃР»Р°РІСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Ярославской области РІ составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.

при секретаре Никулиной Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

06 мая 2019 года

административное дело по административному иску Талютина Александра Валерьевича к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным решения,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Талютин А.В. обратился в суд с административным иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, просил:

1) Признать незаконным уведомление Управления архитектуры и Градостроительства Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 18 февраля 2019 года № 08-23-300-2019 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и(или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

2) Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в течение семи рабочих дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу повторно рассмотреть уведомление Талютина Александра Александровича о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства от 07.02.2019 г. (зарегистрировано 08.02,2019 г., вх. № 535).

В обоснование заявленных требований Талютин А.В. указал, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ он приобрел у ФИО1 жилой дом, назначение: жилое, 2-этажный, общей площадью 114,9 кв.м., инв. №7569, с кадастровым номером №, и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 3000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>

22 декабря 2018 года на основании акта обследования кадастрового инженера Шолоховой Г.В. от 29.11.2018 г. жилой дом снят с кадастрового учета ввиду его сноса по причине ветхости.

07 февраля 2019 года административный истец обратился через многофункциональный центр в Управление архитектуры и градостроительства Администрации Ярославского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве на вышеуказанном земельном участке индивидуального жилого дома.

18 февраля 2019 года Управление своим уведомлением № 08-23-300-2019 сообщило о недопустимости размещения испрашиваемого объекта на земельном участке, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Ивняковского с/п земельный участок с кадастровым номером 76:17:168701:2112 по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Ивняковский с/о, д. Раздолье, расположен в территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий». В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный регламент не устанавливается для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В данной территориальной зоне градостроительным регламентом не предусматривается строительство садовых и индивидуальных жилых домов.

Административный истец полагает, что данный отказ является незаконным и необоснованным.

Административный истец Талютин А.В. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.

Представитель административного истца по доверенности Зеленов В.А. в суде требования поддержал.

Административный ответчик в суд своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Основополагающие нормы о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8).

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в частности, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях.

В силу п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством объектов капитального строительства признается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства.

Вступившим в силу 4 августа 2018 г. Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 340-ФЗ) введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка.

Часть 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывает застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, с приложением необходимых документов, перечисленных в ч. 3 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В частности необходимо представить: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; 3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Талютин А.В. приобрел у продавца ФИО1 жилой дом, назначение: жилое, 2-этажный, общей площадью 114,9 кв.м., инв. №7569, с кадастровым номером №, и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 3000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>

22 декабря 2018 года на основании акта обследования кадастрового инженера Шолоховой Г.В. от 29.11.2018 г. жилой дом снят с кадастрового учета ввиду его сноса по причине ветхости.

07 февраля 2019 года Талютин А.В. обратился через многофункциональный центр в Управление архитектуры и градостроительства Администрации Ярославского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве на вышеуказанном земельном участке индивидуального жилого дома.

18 февраля 2019 года Управление своим уведомлением № 08-23-300-2019 сообщило о недопустимости размещения испрашиваемого объекта на земельном участке, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Ивняковского с/п земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположен в территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий». В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный регламент не устанавливается для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В данной территориальной зоне градостроительным регламентом не предусматривается строительство садовых и индивидуальных жилых домов.

Отказывая в согласовании размещения на земельном участке индивидуального жилого дома, административный ответчик сослался на Правила, согласно которым участок отнесен к территориальной зоне СХ-1, в пределах которой не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства. Между тем, административным ответчиком не учтено следующее.

В силу статьи 1 ГрК РФ, градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5); градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7).

Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). Документом территориального зонирования выступают Правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

На основании части 3 и части 9 статьи 31 ГрК РФ, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом поселения, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

В силу п. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Положениями пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно, вид разрешенного использования, у пользователя земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.

По данным ЕГРН принадлежащий административному истцу участок с кадастровым номером №, поставлен на кадастровый учет 23.11.2016 г., земельный участок входит в границы населенного пункта деревня Раздолье, разрешенный вид использования - для индивидуального жилищного строительства, что соответствует испрашиваемой истцом в уведомлении от 07.02.2019 г. цели. Какие-либо ограничения или обременения, запрещающие строительство, в ЕГРН отсутствуют.

В силу ст. 52 Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения, на земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, в отношении которых не разработаны карты градостроительного зонирования, распространяется градостроительный регламент территориальной зоны Ж-3 «Усадебная застройка».

В соответствии со ст. 40 Правил, индивидуальное жилищное строительство поименовано в числе основных видов использования земельных участков территориальной зоны Ж-3. При этом, документы территориального планирования и зонирования в отношении населенного пункта деревня Раздолье не разрабатывались и не утверждались, а, следовательно, градостроительный регламент отсутствует.

С учетом вышеприведенных норм и фактических обстоятельств, участок административного истца, вопреки изложенному в обжалуемом уведомлении мнению Управления, относится к землям населенных пунктов и на него распространяется градостроительный регламент территориальной зоны Ж-3, предусматривающий индивидуальную жилую застройку в качестве основного разрешенного вида деятельности.

С учетом изложенного, уведомление Управления архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР о несоответствии от 18.02.2019 года является незаконным и необоснованным.

С учетом конкретных обстоятельств дела с целью устранения допущенных нарушений прав административного истца на ответчика возлагается обязанность в течение семи рабочих дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу повторно рассмотреть уведомление административного истца о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, с учетом представленных к заявлению документов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

Требования Талютина Александра Валерьевича удовлетворить.

1) Признать незаконным уведомление Управления архитектуры и Градостроительства Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 18 февраля 2019 года № 08-23-300-2019 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и(или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

2) Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в течение семи рабочих дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу повторно рассмотреть уведомление Талютина Александра Александровича о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства от 07.02.2019 г. (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ., вх. № №).

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ                          Рђ.РЁ. Сайфулина

2а-907/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Администрация Ивняковского сельского поселения
Администрация ЯМР
Зеленов В.А.
Талютин А.В.
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Дело на странице суда
yaroslavsky.jrs.sudrf.ru
09.04.2019Регистрация административного искового заявления
10.04.2019Передача материалов судье
12.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2019Судебное заседание
13.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее