Дело № 2-240/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2015 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кемпинен И.С.,
при секретаре Моисеевой В.Ю.,
с участием заявителя Карабанина Н.Ю.,
представителей заинтересованных лиц Администрации Пряжинского городского поселения – Хотеевой О.Н., Администрации Пряжинского национального муниципального района – Мартыновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карабанина Н.Ю. о признании незаконными действий Администрации Пряжинского городского поселения,
у с т а н о в и л:
Карабанин Н.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации Пряжинского городского поселения, указывая, что в соответствии с распоряжением Администрации Пряжинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. он был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях (очередь №). Распоряжением Администрации Пряжинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. № заявитель был исключен из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ (в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий). С указанным распоряжением Карабанин Н.Ю. не согласен, просит признать его незаконным; обязать Администрацию Пряжинского городского поселения восстановить его в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании заявитель Карабанин Н.Ю. поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснив, что совместно с женой Карабаниной А.Н. и дочерью М. зарегистрирован и постоянно проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общего хозяйства с проживающими в данной квартире родителями Карабаниным Ю.Н. и Карабаниной Л.Т., братом Карабаниным К.Ю. и его невестой Алексеевой И.А. не ведет, последние членами его (Карабанина Н.Ю.) семьи не являются.
Заинтересованные лица: Карабанина А.Н., Карабанин Ю.Н., Карабанина Л.Т., Карабанин К.Ю., Алексеева И.А. в суд не явились, о времени и мессе рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее, в судебном заседании 16.07.2015г., Карабанина А.Н., действующая в своих интересах и в интересах малолетней дочери М., Карабанина Л.Т., Карабанин Ю.Н., Карабанин К.Ю., Алексеева И.А. заявленные Карабаниным Н.Ю. требования поддержали. При этом, Карабанин Ю.Н. указал, что ДД.ММ.ГГГГ., являясь на основании регистрационного удостоверения РГЦ «Недвижимость» от ДД.ММ.ГГГГ. собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, дал свое согласие на регистрацию в указанном жилом помещении Алексеевой И.А., которая ДД.ММ.ГГГГ вступает в брак с его сыном Карабаниным К.Ю.
Представители заинтересованных лиц: Администрации Пряжинского городского поселения Хотеева О.Н. и Администрации Пряжинского национального муниципального района – Мартынова А.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании разрешение требований Карабанина Н.Ю. оставили на усмотрение суда.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Причем, законность своих действий (бездействий) и решений должен доказать орган, принявший решение либо не совершивший эти действия.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней").
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) установлен Законом Республики Карелия № 958-ЗРК от 06.02.2006г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещения по договорам социального найма в Республике Карелия».
В силу п.п. б п. 3 ч. 1 ст. 4 указанного Закона к заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении прилагается, в том числе документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и другие).
Принятие на учет и отказ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятие граждан с такого учета, осуществляется по основаниям и в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 7958-ЗРК от 06.02.2006г.).
В силу ч. ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В силу п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
На основании ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. между Карабаниным Н.Ю. и С. заключен брак, после регистрации брака С. присвоена фамилия Карабанина.
ДД.ММ.ГГГГ. у Карабанина Н.Ю. и Карабаниной А.Н. родилась дочь М.. С ДД.ММ.ГГГГ Карабанина А.Н. и Карабанина М.Н. зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес>.
При постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в справке о составе семьи Карабанина Н.Ю. в качестве членов его семьи согласно карточке регистрации указаны: жена Карабанина А.Н. и дочь М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Распоряжением Администрации Пряжинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. Карабанин Н.Ю., состав семьи 3 человека, на основании п. 2 ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях (обеспчеченность общей жилой площадью помещения на одного члена семьи менее учетной нормы -11,75 кв.м., очередь №).
Согласно регистрационному удостоверению РГЦ «Недвижимость» от ДД.ММ.ГГГГ. квартира по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Карабанину Ю.Н. и Карабанину Н.Ю. В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время семьи Карабанина Н.Ю., состоящая из заявителя, его жены Карабаниной А.Н. и малолетней дочери М., зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, ? доля в праве собственности на которую принадлежит Карабанину Н.Ю.
В соответствии с Уведомлениями Управления Росреестра по РК в ЕГРП отсутствуют сведения о правах Карабанина Н.Ю., Карабаниной А.Н. и М. на недвижимое имущество.
Таким образом, суммарная обеспеченность жилой площадью семьи Карабаниных, состоящей из 3 человек, составляет 35, 25 кв.м.(1/2 от 70, 50 кв.м.), то есть по 11,75 кв.м. на 1 человека, что ниже учетной нормой площади жилого помещения в Пряжинском районе (14 кв.м.).
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Как указано в ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 29.06.2015) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=C8441000D9535271E35E1A39C760F88FE513712C8E6638CC0902EADBCB7A4FE00B221CCAC879B000kEmFN"
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ Администрацией Пряжинского городского поселения не представлено доказательств того, что заявитель Карабанин Н.Ю. и члены его семьи (жена Карабанина А.Н. и дочь М.) вели совместное хозяйство с семьей другого собственника жилого помещения – отца заявителя Карабанина Ю.Н. и брата Карабанина К.Ю. Следовательно, сама по себе регистрация заявителя в квартире, также принадлежащей на праве собственности отцу Карабанину Ю.Н., не свидетельствует о приобретении заявителем специального статуса, предусмотренного ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, влекущего наделение правами и обязанностями, связанными с осуществлением правомочий по владению и пользованию имуществом.
На основании Распоряжения Администрации Пряжинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. Карабанин Н.Ю., состав семьи 3 человека, очередь №, на основании ст. 53 ЖК РФ, был исключен из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с регистрацией ДД.ММ.ГГГГ. на жилплощадь по адресу<адрес> Алексеевой И.А., не являющейся членом семьи Карабанина Н.Ю., жилищные условия были намерены ухудшены в части уменьшения учетной нормы площади жилого помещения.
Действительно, в силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Между тем, в силу положений Закона РФ от 25.06.1993 № 5241-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация Алексеевой И.А. в жилом помещении по адресу: <адрес> не может служить основанием ограничения и условием реализации жилищных прав Карабанина Н.Ю.
В силу п.п.2,6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 56 ЖК РФ).
Однако Распоряжение Администрации Пряжинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Карабанина Н.Ю. из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не содержит указания на основание снятия семьи заявителя с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что семья Карабаниных в составе трех человек фактически проживала на момент признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ отдельно от родителей и брата заявителя, которые ни в ДД.ММ.ГГГГ, ни в настоящее время не являлись и не являются членами семьи Карабанина Н.Ю., следовательно, обеспеченность семьи Карабанина Н.Ю. на дату постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях составляла и в настоящее время составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Совета Пряжинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № в размере 14 кв.м.(35, 25 кв.м.:3=11, 75 кв.м.).
Таким образом, суд считает, что на основании ст. 258 ГПК РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", имеются основания для удовлетворения заявления Карабанина Н.Ю. и возложения на Администрацию Пряжинского городского поселения обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя и его семьи путем повторного рассмотрения вопроса о наличии либо отсутствии у Карабанина Н.Ю. (состав семьи 3 человека) права состоять в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с жилищным законодательством, с учетом выводов, изложенных в данном судебном постановлении.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Карабанина Н.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным исключение ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией Пряжинского городского поселения Карабанина Н.Ю. в составе семьи из 3 человек из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать Администрацию Пряжинского городского поселения устранить допущенное нарушение прав заявителя и его семьи путем повторного рассмотрения вопроса о наличии либо отсутствии у Карабанина Н.Ю. (состав семьи 3 человека) права состоять в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с жилищным законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Кемпинен
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 22.07.2015г.