Решение по делу № 2-4071/2022 от 18.08.2022

<данные изъяты>

Дело № 2-4071/2022

УИД 60RS0001-01-2022-008369-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2022 г.                                    город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего        Пантелеевой И.Ю.

при секретаре                Чернышовой И.Ю.,

с участием:

истца С.В.А., представителя ответчика – А.А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.В.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области о перерасчете надбавки за выработанный северный стаж к установленной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

С.В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области о перерасчете надбавки за выработанный северный стаж к установленной страховой пенсии.

В обоснование заявления указано, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

С ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца с учетом индексации на 10% составляет 13 618 руб.

Полагает, что исчисление периодов соответствующей работы, имевшей место до 1 января 2002 г. возможно с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П, на основании нормативных правовых актов, действовавших по состоянию на 31.12.2001, в том числе с применением кратного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера, предусмотренного ст. 94 Закона от 20.11.1990 № 340-1.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Государственное учреждение – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области.

Письмом -С-1534-22 от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления С.В.А. отказано со ссылкой на то, что пенсия рассчитывается правильно в соответствии с действующим пенсионным законодательством.

Просит признать стаж, выработанный на Дальнем Востоке, в качестве стажа работы, выработанного в районах Крайнего Севера, признать отказ ГУ ОПФ РФ по Псковской области в перерасчете надбавки незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет надбавки за выработанный стаж в районах Крайнего Севера, установленной страховой пенсии, а также взыскать судебные расходы.

Истец С.В.А. заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям; пояснил, что при исчислении пенсий должны применяться районные коэффициенты, предусмотренные Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 N 4520-1, так как для данной местности действует районный коэффициент. Согласно положениям ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ к пенсионным выплатам подлежит начислению районный коэффициент. Так, для назначения пенсии с учетом коэффициента необходимо выработать стаж не менее 8 лет 4 месяца. Его стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 7 лет 1 месяц 3 дня и подлежит увеличению на коэффициент 1,5 и будет равен 10 годам 6 месяцам 20 дням. Данный стаж он заработал в период действия вышеуказанных положений закона и расчет размера пенсии должен производиться с учетом норм ранее действовавшего законодательства, так как нормы, ухудшающие положения граждан не имеют обратной силы. Пенсия ему назначена за работу с вредными условиями по Списку №2. Кроме того, должен быть учтен районный коэффициент 1,6 за работу в районах Крайнего Севера.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 N 2-П установил, что граждане могут осуществлять оценку приобретенных ими до 01.01.2002 пенсионных прав, в том числе в частях, касающихся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. С 01.01.2005 отменена статья 31 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в соответствии с которой, лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией. Этот порядок распространяется также на лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда. На основании решения Псковского городского суда от 17 ноября 2016 г. время его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признано как время работы в районах Крайнего Севера. Следовательно, его трудовой стаж в районах Крайнего Севера и стаж по Списку N 2 на основании ст. 31 вышеуказанного закона, подлежит суммированию и должен быть определен с коэффициентом 1,5, пенсия должна быть назначена и выплачиваться с учетом районного коэффициента.

Представитель ответчика - Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области А.А.Ю. иск не признал. В письменных возражениях и в судебном заседании указал, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности обработчика в Холмской базе производственно-транспортного флота, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности матроса-обработчика в Управлении приемно-обрабатывающего флота <адрес>. Указанное место работы (<адрес>) в соответствии с <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, Указанные выше периоды работы в <адрес> были учтены пенсионным органом как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что отражено в решении от ДД.ММ.ГГГГ . Истец проработал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 7 лет 1 месяц 3 дня, что менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Следовательно, истец не имеет права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренное ч.5 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». Истец в районах Крайнего Севера не работал. Однако, если произвести перерасчет периодов работы С.В.А. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с ч.6 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», продолжительность работы в районах Крайнего Севера составит 5 лет 3 месяца 24 дня, что менее 15 лет. Следовательно, права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости истец также не имеет. Просил суд в удовлетворении требований отказать. Кроме того, положения ст.31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не могут применяться к данным правоотношениям, так как утратило силу с января 2005 г.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Конституция РФ, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (ст. 39, ч.2).

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 г.) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (ч.ч. 1 и 3 ст.36).

Положения ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ, предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Расчетный размер трудовой пенсии в силу п. 2 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица: либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи (для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 г. установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации").

В силу п.п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами, при этом перечни различаются между собой.

Возможности соединения формул либо произвольной подмены показателей для определения расчетного размера трудовой пенсии, указанных в п.п.3 и 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ, пенсионное законодательство не предусматривает.

Как следует из п.3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии определяется по установленной формуле с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п.2 ст.28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, приведен в Постановлении Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера"; местности, приравненные к районам Крайнего Севера: Сахалинская область - все местности, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера, а именно районы: Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский; город: Оха.

Таким образом, территория <адрес>, где истец осуществлял свою трудовую деятельность, является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.

Согласно ст.10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное).

Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонного) г. С.В.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 10 лет, дающего право на пенсию. Специальный стаж, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости на 14 марта 2016 г. по Списку № 2 – отсутствует.

Из решения об отказе следует, что ответчиком не были включены в льготный стаж истца по Списку № 2 заявленные периоды его работы. Вместе с тем, заявленные периоды работы зачтены ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 32 Закона: МКС составляет – 07 лет 01 месяц 03 дня, (РКС - 05 лет 03 месяца 24 дня); страховой стаж – 30 лет 07 месяцев 25 дней /л.д.45-46/.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях он уже не проживал.

Решением Псковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ N на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) возложена обязанность: включить С.В.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, следующие периоды работы в льготном исчислении как одни год работы за один год и шесть месяцев: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности обработчика в Холмской базе производственно-транспортного флота; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности матроса-обработчика в Управлении приемно-обрабатывающего флота <адрес>; назначить С.В.А. досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда ДД.ММ.ГГГГ /л.д.14-29/.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ ПФР по Псковской области по вопросу перерасчета пенсии, однако в удовлетворении отказано /л.д. 13/.

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Поскольку истец проработал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 7 лет 1 месяц 3 дня, что менее 20 календарных лет, права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не имеет.

В соответствии с частью 4 статьи 17 федерального закона N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч. 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (часть 6 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Вместе с тем, истец в районах Крайнего Севера не работал.

Исходя из расчета периодов работы С.В.А. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с ч. 6 ст. 17 названного выше Федерального закона (календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, рассчитанный за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера), продолжительность работы в районах Крайнего Севера составит 5 лет 3 месяца 24 дня, что менее 15 лет, что также не предоставляет истцу права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона.

Таким образом, требования истца в части определения страховой пенсии с применением районного коэффициента, о признании за ним права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости противоречат закону и не могут быть удовлетворены.

Статьи 25 - 31 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", содержащие нормы пенсионного обеспечения, утратили силу с 01.01.2005 в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Истец полагает, что размер его страховой пенсии следует определять в соответствии со ст. 30 Закона N 173-ФЗ (по нормам ранее действовавшего законодательства с применением Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П), с использованием районного коэффициента 1,5,

Однако анализ материалов дела указывает на ошибочность выводов истца, основанных на неверном толковании действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска С.В.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области о перерасчете надбавки за выработанный северный стаж к установленной страховой пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья                                     И.Ю. Пантелеева

2-4071/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Семенов Виктор Александрович
Ответчики
ГУ-ОПФ РФ по Псковской области
Другие
Иванова Екатерина Сергеевна
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Пантелеева Инесса Юрьевна
Дело на странице суда
pskovskygor.psk.sudrf.ru
18.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2022Передача материалов судье
25.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2022Судебное заседание
18.10.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.10.2022Судебное заседание
16.11.2022Судебное заседание
17.11.2022Судебное заседание
22.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее