Дело № 3а-129/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2019 года г. Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.,
с участием:
прокурора Ковригиной Е.Р.,
представителя административных истцов Занегина Д.А.,
представителей административных ответчиков: Собрания депутатов Оленинского района Тверской области Шерстнева Г.А., Администрации Оленинского района Тверской области Осиповой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шустровой Л.В. и Кондрашовой О.В. об оспаривании Устава Оленинского района Тверской области,
установил:
решением Собрания депутатов Оленинского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав Оленинского района Тверской области» Устав Оленинского района Тверской области изложен в новой редакции, опубликованной в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, на официальном сайте администрации Оленинского района (www.olenino.ru), зарегистрированной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со статьей 48 Устава официальным обнародованием считается размещение полных текстов муниципальных правовых актов в десятидневный срок со дня их принятия (издания), а также размещение иной информации, подлежащей официальному обнародованию, на информационном стенде Администрации Оленинского района, где они должны находиться не менее 10 дней со дня их размещения.
Обнародуемые на информационном стенде муниципальные правовые акты и иная информация подлежат регистрации в специальном журнале с указанием даты размещения и даты снятия с информационного стенда.
Муниципальные правовые акты могут быть также размещены на сайте www.olenino.ru.
ДД.ММ.ГГГГ Шустрова Л.В. и Кондрашова О.В. обратились в суд с административным иском о признании приведенной нормы недействующей, ссылаясь на ее противоречие статье 47 Федерального закона от 06 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушение права жителей муниципального образования на ознакомление с муниципальными правовыми актами, доступное только тем из них, кто проживает вблизи здания Администрации Оленинского района, создание угрозы неисполнимости этих актов жителями, не осведомленными об их содержании.
В судебном заседании представитель административных истцов Занегин Д.А. заявленные исковые требования поддержал.
Представители административных ответчиков: Собрания депутатов Оленинского района Тверской области Шерстнев Г.А., Администрации Оленинского района Тверской области Осипова М.В. возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, приведенным в письменных отзывах.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 3 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 44, частью 3 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что с учетом цели официального опубликования нормативного правового акта - обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке тогда, когда в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования), населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием была обеспечена.
Из протокола десятого заседания Собрания депутатов второго созыва Оленинского района Тверской области следует, что оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уполномоченным органом - Собранием депутатов Оленинского района Тверской области, действовавшим в правомочном составе - при установленном статьей 30 Устава Оленинского района Тверской области в предыдущей редакции числе депутатов - 20 на заседании присутствовали и проголосовали за принятие оспариваемого решения 16 депутатов.
Требование части 3 статьи 28 данного Федерального закона о проведении публичных слушаний по проекту устава муниципального образования в данном случае было выполнено. Решением представительного органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ № были назначены публичные слушания по проекту новой редакции Устава на ДД.ММ.ГГГГ, которые согласно представленному листу регистрации их участников, протоколу публичных слушании от указанной даты и заключению были проведены.
Вместе с тем, суд соглашается с обоснованностью доводов административных истцов о том, что установленный абзацем 1 статьи 48 Устава муниципального образования порядок официального обнародования муниципальных правовых актов не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку не обеспечивает возможность ознакомления с содержанием этих актов для населения публичного образования и иных лиц, чьи права и свободы он затрагивает.
Так, в соответствии со статьей 3 Устава Оленинского района Тверской области в состав района входят следующие муниципальные образования: Городское поселение поселок Оленино, Молодотудское сельское поселение, Мостовское сельское поселение, Гусевское сельское поселение, Холмецкое сельское поселение, Глазковское сельское поселение, Гришинское сельское поселение.
Согласно Закону Тверской области от 28 февраля 2005 года № 39-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Оленинский район», и наделении их статусом городского, сельского поселения» количество населенных пунктов в составе поселений Оленинского района составляет <данные изъяты>.
По данным административных ответчиков количество населения Оленинского района - <данные изъяты> человек, площадь района – <данные изъяты> кв.км.
С учетом приведенных обстоятельств размещение муниципальных правовых актов в здании администрации района, то есть в одном населенном пункте, не обеспечивает доступ населения остальных 338 населенных пунктов, включая административных истцов, проживающих в деревне Холмина Гришинского сельского поселения Оленинского района Тверской области, к этой информации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2009года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 10 того же Федерального закона определено, что в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), создаются пункты подключения к сети «Интернет».
Абзацем 3 статьи 48 Устава Оленинского района предусмотрена возможность размещения муниципальных правовых актов на сайте www.olenino.ru.
Вместе с тем, данное нормативное положение не является императивным, а потому не гарантирует соблюдение права жителей муниципального образования на ознакомление с содержанием муниципальных правовых актов.
Кроме того, ответчики не представили данных о наличии в каждом поселении муниципального образования пунктов подключения к сети «Интернет», созданных для обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, размещенной на сайте органа местного самоуправления.
В то же время из материалов дела следует, что в Оленинском районе имеется периодическое издание – газета «<данные изъяты>», учредителем данного средства массовой информации является Администрация Тверской области и муниципалитет Оленинского района Тверской области, к основным направлениям его деятельности относится освещение деятельности органов местного самоуправления Оленинского района.
Сведений о невозможности официального опубликования муниципальных правовых актов в данном средстве массовой информации ответчиками не приведено, соответствующих доказательств не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административных истцов.
Поскольку указанная норма применялась до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать ее не действующей со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Шустровой Л.В. и Кондрашовой О.В. удовлетворить.
Признать абзац 1 статьи 48 Устава Оленинского района Тверской области, предусматривающий, что официальным обнародованием считается размещение полных текстов муниципальных правовых актов в десятидневный срок со дня их принятия (издания), а также размещение иной информации, подлежащей официальному обнародованию, на информационном стенде Администрации Оленинского района, где они должны находиться не менее 10 дней со дня их размещения, - не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова
Мотивированное решение составлено 30 октября 2019 года.
Председательствующий Т.В.Парфенова