Дело № 2-300/2022 УИД 23RS0014-01-2021-005016-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Динская Краснодарского края 17 января 2022 года
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Костюк А.А.,
при секретаре Белковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артамоновой Н. А. к администрации МО Динской район об установлении местоположения границ и площади земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику об установлении границ и площади земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, указав, что площадь земельного участка с кадастровым номером № следует считать 1535 кв.м, вместо 1400 кв.м, ранее указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, и внести в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении границ, конфигурации, площади указанного земельного участка на основании межевого плана от 22.07.2021 г., подготовленного кадастровым инженером Першиным А. В..
В обосновании иска указала, что на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 20.11.2014 г. она является собственником земельного участка площадью 1400 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
С целью установления местоположения границ и площади земельного участка истец обратилась к кадастровому инженеру Першину А.В.
Согласно заключению кадастрового инженера Першина А.В. площадь земельного участка, границы которого уточняются, по данным ЕГРН составляет 1400 кв.м, по фактическим границам площадь земельного участка составила 1535 кв.м. Разница в площади фактической и по сведениям содержащимся в ЕГРН составила 135 кв.м, что составляет 9,64% и не превышает установленный законом допуск 10% от площади.
Истец Артамонова Н.А. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что поддерживает исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО Динской район в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что просит принять решение в рамках действующего законодательства.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором указал, что полагается на усмотрение суда.
Третьи лица Кузьменко Н.И. и Ефремова С.А. в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
в соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и небыли соединены с лишением владения.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Судом установлено, что Артамонова Н. А. является собственником земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1400 кв.м., кадастровый номер: №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.02.2015 г. /л.д. 12/
С целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка, а также для подготовки межевого плана Артамонова Н.А. обратилась к кадастровому инженеру.
22.07.2021 г. кадастровым инженером Першиным А.В. был подготовлен межевой план.
Как следует из заключения кадастрового инженера Першина А.В. при согласовании участок границы: н1-н1 - согласовано лично с гр. Артамоновой Н.А. (земельный участок с кн №); н1-2 - согласованию не подлежит (границы земельного участка с Кн № уточнены ранее и при проведении кадастровых работ объекта кадастровых работ приняты границы земельного участка с кн № сведения о которых содержатся в ЕГРН); 2-3 - согласованию не подлежит (земли общего пользования, <адрес>): 3-н4 - согласованию не подлежит (границы земельного участка с Кн № уточнены ранее и при проведении кадастровых работ объекта кадастровых работ приняты границы земельного участка с кн № сведения о которых содержатся в ЕГРН); н4-н1 - согласованию не подлежит (земли находятся в ведении МО Динской район).
Визуально границы уточняемого земельного участка не выходят за пределы красной линии.
Площадь земельного участка, границы которого уточняются, по данным ЕГРН составляет 1400 кв.м, по фактическим границам площадь земельного участка составила 1535 кв.м. Разница в площади фактической и по документам составила 1535 кв.м - 1400 кв.м = 135 кв.м., что составляет 9.64% и не превышает установленный законом допуск 10% от площади.
В связи с отсутствием на земельный участок, по которому проводятся кадастровые работы документов подтверждающих местоположения границ на местности 15 и более лет, необходимо установить границы земельного участка в судебном порядке.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и части 3 статьи 42.6 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления городских и сельских поселений, органах местного самоуправления городских округов, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков.
На основании части 9 указанной статьи местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
В соответствии со ст. 43 названного Федерального закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
При таких обстоятельствах внесение изменений относительно земельного участка, принадлежащего истцу во вне судебном порядке невозможно.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
На основании п.п. 4 п. 2 ст. 60 Земельного Кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, истец только в судебном порядке может защитить свои права как собственника земельного участка, путем осуществления государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд полагает иск обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Артамоновой Н. А. к администрации МО Динской район об установлении местоположения границ и площади земельного участка – удовлетворить.
Установить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, указав, что площадь земельного участка с кадастровым номером № следует считать 1535 кв. м, вместо 1400 кв.м., ранее указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, и внести в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении границ, конфигурации, площади земельного участка с кадастровым номером № площадью 1535 кв. м по адресу: <адрес> на основании межевого плана от 22.07.2021., подготовленного кадастровым инженером Першиным А. В., номер квалификационного аттестата кадастрового инженера 23-10-138, являющимся членом ассоциации «Саморегулируемой организации кадастровых инженеров», номер в реестре членов А СРО «Кадастровые инженеры» № 8660 от 11.11.2016.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Динской районный суд Краснодарского края.
Мотивированное решение составлено 24 января 2022 года.
Судья
Динского районного суда подпись А.А. Костюк