Дело № 2А –4346/21
45RS0026-01-2021-003850-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Мельниковой Е.В.
при секретаре Квасковой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Кургану к Овчинникову А.Н. о взыскании недоимки,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Кургану обратилась в суд с административным исковым заявлением к Овчинникову А.Н. о взыскании недоимки.
В обоснование административных исковых требований указано, Овчинников А.Н., ИНН: №; дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ; является собственником транспортного средства, указанного в налоговом уведомлении.
Руководствуясь ст. 69,70 НК РФ должнику было направлено требование об уплате налога от 19.12.2019 №106389.
Просит взыскать с Овчинникова А.Н. задолженность по транспортному налогу за 2018г. в размере 31 875 руб., пени, исчисленные за период с 03.12.2019 по 18.12.2019 в размере 109,70 руб.
В судебное заседание представитель ИФНС России по городу Кургану не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия.
Административный ответчик Овчинников А.Н. в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика по доверенности Власова Е.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований, отказал.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по уплате транспортного налога является календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ.
Установлено, что решением Арбитражного суда от 07.11.2014 индивидуальный предприниматель Овчинников А.Н. признан несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда от 30.10.2015 конкурсное производство завершено.
Принадлежащее должнику транспортное средство FREIGHTLINER ST120064ST государственный регистрационный номер №, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принудительно реализовано финансовым управляющим в рамках процедуры банкротства. Соответствующие документы представлены в материалы дела.
Вместе с тем, по сведениям регистрирующего органа новым собственником действия, направленные на регистрацию этого транспортного средства на свое имя, не совершались, до настоящего времени собственником является Овчинников А.Н.
В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 поименованного кодекса).
По смыслу приведенных норм права, как правило, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса обращение взыскания на имущество по обязательствам его собственника является основанием прекращения права собственности на это имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества на лицо, не являющееся его собственником, могут быть установлены федеральными законами или договором. Законодательство Российской Федерации не возлагает на предыдущего собственника транспортного средства обязанности по несению бремени его содержания в случае, если его арестованное имущество было принудительно реализовано на торгах на основании договора купли-продажи третьему лицу в рамках исполнительного производства.
Судом установлено, что транспортное средство Овчинникова А.Н. принудительно реализовано в рамках процедуры банкротства.
В случае принудительной реализации арестованного имущества должника такое лицо с момента заключения договора купли-продажи объекта налогообложения, прекращает правомочия собственника, которые переходят к третьему лицу.
Согласно статьям 139, 213.26 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» имущество должника - гражданина подлежит принудительной реализации на основании определения Арбитражного суда.
В материалы дела представлена копия договора купли-продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ, что указывает на наличие сведений о выбытии транспортного средства из владения административного ответчика с момента совершения указанного договора и прекращения права собственности Овчинникова А.Н. на автомобиль.
В данной ситуации именно новый собственник обязан нести расходы, обусловленные содержанием имущества - объекта права собственности и налогообложения по налогу, включая бремя несения обязательств по уплате налога.
Таким образом, учитывая, что вышеназванное транспортное средство, ранее принадлежавшее административному ответчику, было реализовано в принудительном порядке на основании процедуры банкротства другому лицу, которое с ДД.ММ.ГГГГ является его надлежащим собственником в соответствии с заключенным договором купли-продажи, от имени административного ответчика действовал финансовый управляющий, то Овчинников А.Н. не мог быть надлежащим субъектом обращения в МРЭО ГИБДД относительно снятия с регистрационного учета названного транспортного средства.
Следовательно, у Овчинникова А.Н отсутствовала обязанность по уплате транспортного налога с указанной даты.
Данная позиция подтверждается письмами Федеральной налоговой службы от 25.10.2019 N БС-4-21/21862@ и N БС-4-21/12123@ которая проинформировала УФНС России по субъектам Российской Федерации о вынесении Верховным Судом Российской Федерации кассационных Определений от 04.10.2019 N 71-КА19-3 и от 05.06.2020 N 6-КА20-1.
На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 177 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по г. Кургану к Овчинникову Андрею Николаевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018г. в размере 31 875 руб., пени, исчисленные за период с 03.12.2019 по 18.12.2019 в размере 109,70 руб., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Мельникова
Мотивированное решение изготовлено 20.04.2021.