Решение по делу № 2-2610/2023 от 17.04.2023

Дело № 2-2610/2023

УИД: 61RS0023-01-2023-002074-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    16 августа 2023г. г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе: судьи Курбатова В.А., при секретаре Шевченко О.Г., с участием старшего помощника прокурора Кулинич Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты в интересах Сидоренко В.В. к Администрации г. Шахты, третьи лица, МКУ «Департамент городского хозяйства» города Шахты, КУИ Администрации г. Шахты об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Шахты в интересах Сидоренко В.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой города Шахты в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на основании обращения ФИО5 (дочь истца) проведена проверка исполнения жилищного законодательства Администрацией города Шахты при переселении граждан из аварийного жилья, подлежащего сносу. Проверкой установлено, что многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу 20.07.2017, что подтверждается постановлением Администрации города Шахты № 3190 и включен в муниципальную программу города Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан», срок расселения нанимателей жилых помещений в доме не определен, что не отвечает требованиям законодательства, грубым образом нарушает права жильцов дома на благоприятные и безопасные условия проживания. Основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также необходимости последующего переселения граждан, послужило заключение межведомственной комиссии по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 06.07.2017 № 145. Сидоренко В.В. является нанимателем <адрес>, площадью 80,60 кв.м. по <адрес>. До настоящего времени Сидоренко В.В. вынуждена проживать в указанном жилом помещении. Прокуратурой города 20.03.2023 в адрес и.о. Главы администрации г. Шахты вносилось представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое 29.03.2023 рассмотрено, однако мер к устранению нарушений прав жильцов дома не принято, чем грубым образом нарушаются права Сидоренко В.В. как нанимателя <адрес>, на благоприятные и безопасные условия проживания.

Истец с учетом измененных исковых требований просил обязать Администрацию города Шахты предоставить Сидоренко В.В. равноценное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 80,60 кв.м., в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Прокурор в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Истец Сидоренко В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представители Администрации г.Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» города Шахты, КУИ Администрации г. Шахты в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав прокурора, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Согласно ст. 14 ЖК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, помимо прочего, учет муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям законодательства.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу части 4 статьи 15 данного Кодекса жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Во исполнение этой нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 28 января 2006 года N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. В его разделе II перечислены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в пункте 33 вредные факторы среды обитания человека, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровья, указаны в качестве причины для признания жилого помещения непригодным для проживания, а в пункте 34 сказано, что многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (а жилые помещения в нем - непригодными для проживания) при аварийном состоянии его несущих конструкций или дома в целом, когда исчерпана несущая способность и есть опасность обрушения дома или потери им устойчивости.

В части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель в качестве общего правила закрепил, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. В исключение из этого правила в части 2 той же статьи предусмотрено внеочередное предоставление жилья, в том числе в ее пункте 1 - тем гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Будучи дополнительной гарантией права на жилище для граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, данная норма направлена на защиту их интересов. Такое регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку очередников).

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Из содержания ст. 86 ЖК РФ следует, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 2 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (абз. 4 п. 37 приведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Жилье может предоставляться гражданам не только по нормам статей 57 и 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, но и по фактической площади утраченного помещения. Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что внеочередное обеспечение жильем граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, носит компенсаторный характер. Цель законодателя в данном случае не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилье, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 данного Кодекса) (определения от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, от 29 мая 2012 года N 928-О, от 24 сентября 2012 года N 1573-О, от 26 марта 2019 года N 729-О и др.).

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как непригодность для проживания, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что Сидоренко В.В. является нанимателем <адрес>, площадью 80,60 кв.м. по <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от 14.06.2017 .

Сидоренко В.В. включена в список граждан нуждающихся в жилых помещениях на основании Постановления Администрации города Шахты от 14.09.2017.

Многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу 20.07.2017, что подтверждается Постановлением Администрации города Шахты и включен в муниципальную программу города Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан», срок расселения нанимателей жилых помещений в доме не определен.

При этом, согласно п. 3.2 этого постановления к собственникам жилых помещений МКД, подлежащих сносу, предъявлены требования о сносе домов за счет собственных средств до 01.06.2020.

Основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также необходимости последующего переселения граждан, послужило заключение межведомственной комиссии по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 06.07.2017 .

Согласно техническому заключению, выполненному МУП г. Шахты «БТИ» от 09.11.2016 износ конструкций здания уже составляет 76%, сохранение жилого дома создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Прокуратурой города 20.03.2023 в адрес и.о. Главы администрации г. Шахты вносилось представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое 29.03.2023 рассмотрено, однако мер к устранению нарушений прав жильцов дома не принято, чем грубым образом нарушаются права Сидоренко В.В. как нанимателя <адрес>, на благоприятные и безопасные условия проживания.

До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Сидоренко В.В. не предоставлено.

Довод ответчика в письменных возражениях о том, что расселение многоквартирного дома по адресу: по <адрес> будет производиться после расселения многоквартирных домов, которые ранее признаны аварийными, не отвечает требованиям вышеуказанного законодательства, нарушает права истца Сидоренко В.В. на благоприятные и безопасные условия проживания.

До настоящего времени ФИО6 вынуждена проживать в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, аварийным и подлежащим сносу в связи с угрозой обрушения. Поскольку межведомственной комиссией многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с естественной (физической) утратой несущих способностей основных конструкций дома и угрозой для проживания, то Сидоренко В.В. на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ должно быть во внеочередном порядке предоставлено благоустроенное жилое помещение.

Довод ответчика о несогласии предоставления Сидоренко В.В. жилого помещения площадью 80,6 кв.м. противоречит разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 2 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

С учетом времени необходимого для исполнения решения суда, суд считает необходимым установить сроки для его исполнения: для заключения соглашения об изъятии жилого помещения в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Шахты в интересах Сидоренко В.В. к Администрации г.Шахты, третьи лица, МКУ «Департамент городского хозяйства» города Шахты, КУИ Администрации г. Шахты об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, - удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Шахты Ростовской области (ИНН 6155027630) предоставить Сидоренко В.В., (паспорт <данные изъяты>) равноценное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 80,60 кв.м. в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.08.2023 г.

Судья                         В.А. Курбатов

2-2610/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Шахты
Сидоренко Валентина Васильевна
Ответчики
Администрация г.Шахты
Другие
МКУ ДГХ г.Шахты
МКУ КУИ г. Шахты
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Курбатов Василий Александрович
Дело на странице суда
shahtinsky.ros.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2023Подготовка дела (собеседование)
11.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
16.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее