к делу № 12-15/2021
61RS0022-01-2020-010607-86
Р Е Ш Е Н И Е
12 января 2021 года г. Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Фатыхова Е.М.,
с участием директора привлекаемого лица ООО "УК "Континент" Привалов МИ,
старшего помощника прокурора г.Таганрога Ищенко ИП,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «УК «Континент» на постановление от <дата> № Начальника отдела административного производства управления государственного экологического надзора Минприроды Ростовской области Щитовой НВ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ в отношении ООО «УК «Континент»,
у с т а н о в и л:
Постановлением Начальника отдела административного производства управления государственного экологического надзора Минприроды РО Щитовой НВ от <дата> № ООО «УК «Континент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
На указанное постановление директором ООО «УК «Континент» Привалов МИ была подана жалоба. В жалобе указано, что вынесенное постановление считает незаконным и необоснованным. В обосновании жалобы указано, что согласно приказу № от <дата>. ответственным лицом по сбору, хранению, учету, сдаче и перевозке отработанных ртуть содержащих ламп в управляющей организации ООО «УК «Континент» назначен главный инженер - Алейников ВИ. Согласно договора № от <дата> «На оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного платного образования» главный инженер управляющей организации прошел обучение в сфере дополнительного профессионального образования, исполняя закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по образовательной программе «Обеспечение экологической безопасности при работах с отходами производства и потребления 1-4 классов опасности». В настоящее время главным инженером Алейников ВИ получено удостоверение о повышении квалификации №. Также в офисе управляющей организации определено место сбора и размещения, перегоревших люминесцентных и ртуть содержащих ламп, а именно обустроен специальный контейнер для их сбора и хранения.
Также указывает, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции поручением Председателя Правительства были приостановлены назначения плановых контрольных мероприятий, считает, что в отношении Общества не могло проводиться проверок, возбуждаться дела об административном правонарушении и назначаться административное наказание.
Считает, что ООО «УК «Континент» не создавало возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, впервые привлекается к административной ответственности по ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ считает целесообразным заменить административный штраф на предупреждение.
Заявитель также указывает на наличие исключительных обстоятельств, при которых считает целесообразным снизить размер штрафа и назначить наказание менее минимального размера административного штрафа.
Просит суд постановление от <дата> № Начальника отдела административного производства управления государственного экологического надзора Минприроды РО Щитовой НВ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «УК «Континент» изменить, назначить наказание менее минимального размера административного штрафа, либо заменить штраф на предупреждение.
В судебном заседании представитель привлекаемого к административной ответственности юридического лица ООО «УК «Континент» - директор Привалов МИ, доводы жалобы поддержал, просил суд признать незаконным постановление от <дата> № Начальника отдела административного производства управления государственного экологического надзора Минприроды РО Щитовой НВ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «УК «Континент», применив положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, либо ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Таганрога Ищенко ИП полагал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
На рассмотрение жалобы представитель Минприроды РО не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему:
В соответствии с ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иными федеральными законами и подзаконными нормативными актами.
В соответствии с ч. ч. 1,3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно ст. 15 п. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с Правилами № 681, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г. юридические лица назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к отходам 1 класса опасности.
Согласно п. 8 указанных Правил № 681 органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Согласно п. 8 (1) Правил № 681 у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества.
Согласно п. 8(2) Правил № 681 Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
Согласно п. 14,15 Правил № 681 хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары. Допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Таганрога на основании поступившего обращения, в рамках исполнения заданий прокуратуры РО от <дата> № «О проведении проверки исполнения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности», от <дата> № «О проведении проверки исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах, отдела муниципального жилищного контроля администрации г. Таганрога проведена проверка соблюдения законодательства, в сфере обращения с отходами производства и потребления, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Установлено, что ООО «УК «Континент» на основании лицензии от <дата> № осуществляет управление общим имуществом <данные изъяты> многоквартирных домов в г. Таганроге.
Директором ООО «УК «Континент» <дата> утверждена инструкция по сбору, хранению, учету, сдаче и перевозке отработанных ртутьсодержащих ламп, однако, в нарушение указанных требований, место сбора перегоревших люминесцентных и ртуть содержащих ламп у ООО «УК «Континент» не определено. В нарушение требований закона в ООО «УК «Континент» специалист, допущенный к обращению с отходами, профессиональная подготовка которого подтверждена свидетельством (сертификатом) на право работ с отходами 1 класса опасности, отсутствует.
В действиях ООО «УК «Континент» начальник отдела административного производства управления государственного экологического надзора Минприроды РО Щитовой НВ усмотрела признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 указанного Кодекса.
Вина ООО «УК «Континент» выразилась в пренебрежительном отношении к требованиям законодательства об отходах производства и потребления, свидетельствует об игнорировании федерального закона, что недопустимо.
Факт совершения ООО «УК «Континент» административного правонарушения подтверждается объяснением директора ООО «УК « Континент» от <дата>, актом проверки и иными материалами дела.
При назначении административного наказания юридическому лицу начальник отдела административного производства управления государственного экологического надзора Минприроды РО Щитовой НВ учла обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Смягчающим обстоятельством в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ признается совершение административного правонарушения впервые. Обстоятельств, отягчающих ответственность в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
На основании указанных доказательств, вывод начальника отдела Щитовой НВ о наличии в действиях ООО «УК «Континент» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба ООО «УК «Континент» не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого постановления.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления не является.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. ст. 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому лицу в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере санкции ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является обоснованным.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Каких - либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Вместе с тем, судья полагаю необходимым отметить следующее:
Федеральным законом от 31.12.2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер административного правонарушения, финансовое положение юридического лица привлекаемого к административной ответственности, отсутствие сведений о наличии отягчающих административную ответственность обстоятельств, признание вины юридическим лицом и наличие сведений об устранении допущенных нарушений, в данном конкретном случае судья считает возможным снизить размер административного штрафа, назначенного постановлением начальника отдела административного производства управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Щитовой НВ от <дата> № по делу об административном правонарушении с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.
По мнению судьи городского суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление следует изменить, снизив размер административного штрафа до <данные изъяты> рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление начальника отдела административного производства управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, старший государственный инспектор Ростовской области в области охраны окружающей среды Щитовой НВ от <дата> № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «УК «Континент» изменить в части размера назначенного административного штрафа, снизив административный штраф до <данные изъяты>) рублей.
В остальной части постановление начальника отдела административного производства управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии <адрес> Щитовой НВ от <дата> № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «УК «Континент» оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Таганрогского городского суда
Ростовской области Фатыхова Е.М.