Дело № 2-1-5483/2019
64RS0042-01-2019-006420-50
Решение
Именем Российской Федерации
2 декабря 2019 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.В.,
при секретаре Кузьминой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арутюнова В. С. к Бюро медико-социальной экспертизы № 28 о признании незаконным решения Бюро медико-социальной экспертизы № 28 г. Энгельса от 03 июня 2019 года, Главному бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области от 05 августа 2019 года об отказе в установлении инвалидности, обязании Бюро медико-социальной экспертизы № 28 установить инвалидность 3 группы, признании незаконным решения Экспертного состава № 14 Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 сентября 2019 года, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Арутюнов В.С. обратился с исковыми требованиями к Бюро медико-социальной экспертизы № 28 о признании незаконным решения Бюро медико-социальной экспертизы № 28 г. Энгельса от 03 июня 2019 года, Главному бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области от 05 августа 2019 года об отказе в установлении инвалидности, обязании Бюро медико-социальной экспертизы № 28 установить инвалидность 3 группы.
Указывает, что является пенсионером с 2016 года. В последний период своей жизни имел и имеет ряд серьезных заболеваний – <данные изъяты> 3 июля 2019 года была проведена медико-социальная экспертиза в бюро МСЭ 28 г. Энгельса, где в установлении инвалидности было отказано. Заключение бюро МСЭ № 28 было обжаловано в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» Минтруда России. По результатам освидетельствования в экспертном составе № 3 от 5 августа 2019 года в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» Минтруда России оснований для установления группы инвалидности не выявлено.
Считая свои права нарушенными, истец обратился с требованиями к Бюро медико-социальной экспертизы № 28 о признании незаконным решения Бюро медико-социальной экспертизы № 28 г. Энгельса от 03 июня 2019 года, Главному бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области от 05 августа 2019 года об отказе в установлении инвалидности, обязании Бюро медико-социальной экспертизы № 28 установить инвалидность 3 группы, взыскании компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец требования дополнил, просил признать незаконным решение Экспертного состава № 14 Федерального Государственного Бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 сентября 2019 года. Пояснил, что его заболевания привели к ограничению жизнедеятельности и обуславливает необходимость осуществления мер социальной защиты.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по доверенности Кузина О.А. требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской федерации в судебное заседание не явился, представили свои возражении, в иске просили отказать.
Представитель Бюро медико-социальной экспертизы № 28 в судебное заседание не явился, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя, о судебном заседании извещены надлежащим образом.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд установил, что истцом иск предъявлен к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» министерства труда Российской Федерации, Бюро № 28 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Саратовской области Минтруда России, Федеральному государственному бюджетному учреждению медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
03 июля 2019 года Арутюнов В.С. освидетельствован в бюро МСЭ № 28 с целью установления группы инвалидности. Инвалидность не установлена.
Суд установил, что в установлении группы инвалидности Арутюнову В.С. отказано экспертным составом № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Саратовской области» Минтруда России от 05 августа 2019 года и экспертным составом № 14 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 09 сентября 2019 года.
Истец не согласен с принятыми решениями, поясняет, что при его освидетельствовании не было надлежащим образом исследовано его состояние здоровья и степень его зависимости от лекарств. В случае установлении ему инвалидности пенсия истца увеличится, что позволит ему улучшить жизнедеятельность. Считает отказ в установлении инвалидности несправедливым, в результате чего, по его мнению, причинен моральный вред, который истец оценивает в 20000 руб.
В рамках рассмотрения данного гражданского дела по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы, проведенной ФКУ «ГБ МСЭ по Пензенской области» у Арутюнова Виталия Сергеевича при его освидетельствовании в бюро № 28 и экспертном составе № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Саратовской области» Минтруда России в период с 24.06.2019г. по 05.08.2019г. имелось <данные изъяты>.
У Арутюнова В. С. при его освидетельствовании в бюро № 28 и экспертном составе № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Саратовской области» Минтруда России в период с 24.06.2019 г. по 05.08.2019 г. ограничения основных категорий жизнедеятельности не имелись.
У Арутюнова В. С. при его освидетельствовании в бюро № 28 и экспертном составе № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Саратовской области» Минтруда России в период с 24.06.2019 г. по 05.08.2019 г. оснований для установления группы инвалидности не имелось.
Данное заключение экспертов подготовлено компетентными специалистами в соответствующей области знаний, оснований сомневаться в объективности и беспристрастности экспертов у суда оснований не имеется. Выводы экспертов основаны на данных, содержащихся в материалах настоящего гражданского дела, медицинской документации, сформулированы экспертами достаточно полно и ясно, сомнений в правильности и обоснованности не вызывают.
Возражения истца сводятся к иной оценке доказательств, а поэтому не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания граждан инвалидами определены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95.
Согласно п. 5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 95 условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью; в) необходимость в мерах социальной защиты населения.
В силу п. п. 2, 5 - 7 названных Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Настоящие Правила определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
В соответствии с п. 8 Приказа Минтруда России от 17 декабря 2015года №1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 10 Приказа Минтруда России от 17 декабря 2015года №Ю24н).
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 11 Приказа Минтруда России от 17 декабря 2015 года №1024н).
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 12 Приказа Минтруда России от 17 декабря 2015года №1024н).
Из материалов дела следует, что с решением бюро МСЭ № 28 Арутюнов В.С. не был согласен. Экспертным составом № 3 «ГБ МСЭ по Саратовской области» 5 августа 2019 года поведено очное освидетельствование Арутюнова В.С. в порядке обжалования. Экспертное решение бюро МСЭ № 28 оставлено без изменений.
В порядке контроля за решением бюро было обжаловано в ФГБУ ФБ МСЭ в экспертном составе № 14, 09 сентября 2019 года была проведена заочно медико-социальная экспертиза, экспертное решение не изменено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что нарушений установленного порядка проведения медико-социальной экспертизы при освидетельствовании истца не установлено, экспертиза проведена исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных освидетельствуемого лица.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
Оснований ставить под сомнение достоверность оспариваемых заключений не имеется, поскольку экспертизы проведены компетентными специалистами.
Таким образом, требования Арутюнова В.С., к Бюро медико-социальной экспертизы № 28 о признании незаконным решения Бюро медико-социальной экспертизы № 28 г. Энгельса от 03 июня 2019 года, Главному бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области от 05 августа 2019 года об отказе в установлении инвалидности, обязании Бюро медико-социальной экспертизы № 28 установить инвалидность 3 группы, признании незаконным решения Экспертного состава № 14 Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социально защиты РФ от 9 сентября 2019 года, взыскании компенсации морального вред не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании истец правом представления дополнительных доказательств не воспользовался, ходатайств об оказании содействия в истребовании доказательств не заявил, против окончания судебного следствия не возражал, в связи с чем, в силу принципа состязательности и равноправия сторон в судебном заседании, суд счел возможным постановить решение по доказательствам, имеющимся в деле.
Таким образом, истец не представил доказательств подтверждающих нарушение его прав ответчиками.
Руководствуясь ст. 12, 56,198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 28 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 28 ░. ░░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 28 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 14 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ 9 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░