№
В окончательной форме решение изготовлено ********
дело № 2-321/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
******** <адрес>
Туринский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Урвановой Л.А.,
при участии представителя ответчика Управления социальной политики по <адрес> Чекуновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князева С.А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес>, Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Министерству по управлению государственным имуществом о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Князев С.А. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес>, Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Министерству по управлению государственным имуществом о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В заявлении в обоснование требований указал, что он является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать К умерла ********; отец К лишен родительских прав в отношении него. С ******** он воспитывался в МОУ «Туринский детский дом», затем поступил на обучение в ГОУ НПО СО профессиональное училище «Учагрополис» в <адрес>, где находился на полном государственном обеспечении. В период с ******** по ******** находился в местах лишения свободы. По возвращению домой, проживал на съемных квартирах в <адрес>, так как по адресу регистрации: <адрес>, проживали другие люди. При обращении в отдел опеки Управления социальной политики <адрес>, по вопросу предоставления жилья, был получен отказ. ******** был вновь осужден Туринским районным судом к 7 годам 3 месяцам лишения свободы. Узнав о предоставлении отдельного жилья лицам, оставшимся без попечения родителей, начал собирать необходимые документы. Получив справку из администрации Туринского городского округа, узнал, что жилье, в котором он зарегистрирован, с 2015 года признано непригодным для проживания. ******** обратился в Управление социальной политики по <адрес> о постановке на учет для получения жилого помещения. Приказом Управления ему отказано в принятии на учет, так как на момент обращения он достиг возраста 23 лет.
Просит суд признать его право на статус лица, оставшегося без попечения родителей и право на подачу заявления для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма. Обязать Управление социальной политики по <адрес> поставить его на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство строительства, развития инфраструктуры <адрес> и Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, отвечающее санитарным нормам и нормам предоставления жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений.
Истец Князев С.А. в судебное заседание не явился, отбывает наказание в местах лишения свободы. Был надлежащим образом уведомлен о месте и времени его проведения, ходатайств об отложении судебного разбирательства, либо о рассмотрении дела с его участием посредством видеоконференцсвязи не заявлял.
В судебное заседание не явились также представители ответчиков - Министерства строительства, Министерства по управлению государственным имуществом просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражали против удовлетворения заявленных требований, поскольку, не встав своевременно на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, истец по достижении 23 лет утратил право на жилищное обеспечение.
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание истца и представителей ответчиков.
Представитель ответчика Управления социальной политики по <адрес> Чекунова Н.Н. в судебном заседании, исковые требования не признала, суду пояснила, что наличие закрепленного жилого помещения за несовершеннолетним Князевым С.А., оставшимся без попечения родителей, являлось основанием не включения его в списки лиц, нуждающихся в обеспечении жильем до ********. По вопросу невозможности вселения и проживания в нем, в органы опеки и иные органы Князев С.А. не обращался. Отсутствие факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, также являлось основанием непринятия его на учет до достижения возраста 23 лет. В тоже время, указанные обстоятельства, не препятствуют ему для обращения в органы местного самоуправления по месту жительства для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в настоящее время оно признано непригодным для проживания.
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ********), абз. 4 ст. 1 и п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до ********) к таким лицам, в частности, относились дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер, и было возможным при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
С ******** детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской (ст. ст. 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от ******** № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно преамбуле Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», названный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ******** № дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом, Князев С.А., ******** года рождения, относится к числу лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать, К умерла ********, что подтверждается свидетельством о смерти № от ********; отец К - заочным решением Туринского районного суда от ******** лишен родительских прав в отношении детей: Н, ******** года рождения, С, ******** года рождения, и С.А., ******** года рождения; местом жительства детей определен Туринский детский дом №.
Из постановления главы администрации <адрес> от ******** следует, что за Князевым С.А. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
По информации ГКУ «СРЦН <адрес>» Князев С.А. являлся воспитанником Туринского детского дома с ******** по ********, где находился на полном государственном обеспечении. ******** отчислен и обучался в Слободо-Туринском ПУ «Учагрополис», где на период обучения также был поставлен на полное государственное обеспечение.
Согласно справке Благовещенского сельского управления от ******** Князев С.А. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> как член семьи (сын) К с ******** по настоящее время.
В период с ******** по ******** Князев С.А. отбывал наказание в виде лишения свободы, что подтверждается приговором Туринского районного суда от ********.
Кроме того, в настоящее время Князев С.А. отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору Туринского районного суда от ********.
Отбывание Князевым С.А. наказания в местах лишения свободы не являлось непрерывным. После освобождения из мест лишения свободы в марте 2012 года он в закрепленное за ним жилое помещение не вселился. Данное жилое помещение на тот момент не пригодным не признавалось, препятствий в его пользовании у Князева С.А. не было, доказательств обратного им не представлено. Кроме того, суду не представлено и доказательств того, что истец по вопросу невозможности вселения или проживания в закрепленном жилом помещении в органы опеки, суд или иные органы не обращался.
Таким образом, в рамках действовавшего законодательства по защите прав на жилое помещение, Князев С.А. не имел права на обеспечение жилой площадью, поскольку имел закрепленное жилое помещение, которое сохранялось за ним на весь период его пребывания в детском доме и обучения в Слободо-Туринском ПУ, а также в период отбывания наказания в местах лишения свободы, а также и в последующий период в том числе после достижения возраста 23 лет, до момента вынесения Главой Туринского городского округа постановления № от ******** о снятии закрепления за ним жилого помещения.
Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом №, в том числе на обеспечение жилым помещением, в соответствии с действующим законодательством распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии их письменного обращения в соответствующие органы для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с п.9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу п.2 ст. 4 Федерального закона от ******** № «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В судебном заседании установлено, что с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении истец впервые обратился по достижении возраста 23 лет, а именно в 29 лет. В связи с чем, приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> № от ******** ему было законно и обоснованно отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес>. Доказательств того, что истец ранее обращался в органы социальной политики по вопросу постановки его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, истец не может быть отнесен к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение по приводимым в иске основаниям.
Соответственно, не встав на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, по достижении 23 - летнего возраста, истец утратил право на жилищное обеспечение в соответствии с ранее действовавшим законодательством и оснований для применения п. 9 ст. 8 Федерального закона от ******** № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не имеется.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Князева С.А. в полном объеме.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии № от ******** закрепленное за Князевым С.А. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. Таким образом, Князев С.А. не лишен возможности реализовать свое право на обеспечение жильем путем обращения в органы местного самоуправления по месту жительства для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы через канцелярию Туринского районного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Срок для обжалования судебного решения может быть восстановлен судом, вынесшим решение, по заявлению этого лица, поданного одновременно с апелляционной жалобой, в случае его пропуска по уважительной причине.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке только при условии его обжалования в апелляционном порядке.
Решение принято в совещательной комнате и его резолютивная часть изготовлена печатным способом в совещательной комнате с помощью компьютерной техники ********.
Председательствующий подпись
Копия верна:
Судья Е.В. Сергеева