Решение по делу № 33-3220/2024 от 03.09.2024

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Власова И.К..

УИД 04RS0021-01-2024-004217-40

№ дела в суде 1-ой инстанции 2-2178/2024

поступило 03 сентября 2024 г.

дело № 33-3220/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 сентября 2024 года                                                  г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Вагановой Е.С.,

судей коллегии Базарова В.Н., Чупошева Е.Н.

при секретаре Шойбоновой Д.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г.Улан-Удэ к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника № 1", Министерству здравоохранения РБ г. Улан-Удэ об обязании организовать обеспечение и обеспечить оборудование объектов ГБУЗ "Городская поликлиника № 1" системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца,

по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Бурятия по доверенности Осокиной И.А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 06 августа 2024 года,

Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражениями на нее, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд с иском, в интересах неопределенного крега лиц, прокурор Советского района г. Улан-Удэ, с учетом уточнений, просил:

Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать обеспечение оборудования следующих объектов ГБУЗ «Городская поликлиника № 1» системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца по следующим адресам:

1)    Врачебная амбулатория п. Стеклозавод, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Стеклозавод, ул. Воронежская, д. 1А;

2)    Врачебная амбулатория по ул. Кабанская, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Кабанская, д. 6А;

3)    Врачебная амбулатория в п. Тулунжа, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Тулунжа, ул. 40 лет Победы, д.2А;

4)    Врачебная амбулатория в п. Сокол, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Сокол, д.6А;

5)    Врачебная амбулатория на ст. Дивизионная, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ст. Дивизионная, 2 участок, д. 93;

6)    Врачебная амбулатория по ул. Ермаковская, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ермаковская, д.37;

7)    Врачебная амбулатория, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. пр.Строителей, д.17Б;;

8)    Врачебная амбулатория, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул.Покровская. д.34А;

9)    Отделение восстановительного лечения и круглосуточного травмпункта, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, д. 18.

Обязать ГБУЗ «Городская поликлиника № 1» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать следующие объекты ГБУЗ «Городская поликлиника № 1» системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца:

1)    Врачебная амбулатория п. Стеклозавод, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Стеклозавод, ул. Воронежская, д. 1А;

2)    Врачебная амбулатория по ул. Кабанская, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Кабанская, д. 6А;

3)    Врачебная амбулатория в п. Тулунжа, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Тулунжа, ул. 40 лет Победы, д.2А;

4)    Врачебная амбулатория в п. Сокол, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Сокол, д.6А;

5)    Врачебная амбулатория на ст. Дивизионная, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ст. Дивизионная, 2 участок, д. 93;

6)    Врачебная амбулатория по ул. Ермаковская, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ермаковская, д.37;

7)    Врачебная амбулатория, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. пр.Строителей, д.17Б;;

8)    Врачебная амбулатория, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул.Покровская. д.34А;

9)    Отделение восстановительного лечения и круглосуточного травмпункта, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, д. 18.

Обязать ГБУЗ «Городская поликлиника № 1» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу актуализировать паспорта безопасности следующих объектов ГБУЗ «Городская поликлиника № 1»:

1)    Врачебная амбулатория п. Стеклозавод, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Стеклозавод, ул. Воронежская, д. 1А;

2)    Врачебная амбулатория по ул. Кабанская, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Кабанская, д. 6А;

3)    Врачебная амбулатория в п. Тулунжа, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Тулунжа, ул. 40 лет Победы, д.2А;

4)    Врачебная амбулатория в п. Сокол, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Сокол, д.6А;

5)    Врачебная амбулатория на ст. Дивизионная, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ст. Дивизионная, 2 участок, д. 93;

6)    Врачебная амбулатория по ул. Ермаковская, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ермаковская, д.37;

7)    Врачебная амбулатория, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. пр.Строителей, д.17Б;;

8)    Врачебная амбулатория, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул.Покровская. д.34А;

9)    Отделение восстановительного лечения и круглосуточного травмпункта, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, д. 18.

Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки, установлено, что в нарушение требований пункта 16 и 36 Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, на указанных объектах (территориях) система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение всех потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение установленного срока либо отсутствует, кроме того, актуализация паспортов безопасности вышеуказанных объектов в установленный срок не проведена (до 28.03.2022).

В этой связи прокуратурой Советского района г.Улан-Удэ 21.06.2023 г. в адрес главного врача ГБУЗ ГП № 1 внесено представление об устранении нарушений закона.

Из информаций ГБУЗ ГП № 1 от 11.06.2024г., 17.06.2024г. следует, что по результатам рассмотрения представления прокурора нарушения до настоящего времени не устранены.

В судебном заседании представитель прокурора Жамбалова Р.С., действующая на основании доверенности, требования поддержала.

Представитель ГБУЗ ГП №1 Эрдынеева А.А., действующая на основании доверенности, по существу требований возражений не высказала, пояснила, что срок исполнения поликлиникой требований прокурора зависит от выделения финансирования на данные мероприятия, пояснила, что срок исполнения – 12 месяцев с даты вступления решения в законную силу не является разумным, просила установить срок 18 месяцев с даты вступления решения в законную силу.

В судебное заседание представитель ответчика Министерство здравоохранения Республики Бурятия не явился, направили заявление о рассмотрении в отсутствие представителя и отзыв на иск, в котором просили в удовлетворении требований к Минздраву Республики Бурятия отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд постановил решение об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия по доверенности Осокина И.А. просит решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 06.08.2024 года отменить и принять по делу новое решение в части отказа в удовлетворении исковых требований к Минздраву Республики Бурятия. Указывает, что в полномочия Минздрава Республики Бурятия не входит организация обеспечения оборудования объектов здравоохранения системой видеонаблюдения. ГБУЗ «Городская поликлиника № 1» является подведомственной Минздраву Республики Бурятия медицинской организацией, самостоятельным юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять медицинские имущественные и неимущественные права, нести ответственность за результаты своей деятельности. До настоящего времени в Минздрав Республики Бурятия от учреждения заявок на дополнительное финансирование мероприятий в рамках исковых требований не поступало. Считает, что резолютивная часть решения суда не отвечает конституционному принципу исполнимости судебного решения, поскольку не содержит четкой формулировки, какие действия должен совершить ответчик. Также не понятно, что конкретно должен совершить Минздрав Республики Бурятия в установленный решением срок, в соответствии с действующим законодательством, учитывая, что ответчиками не нарушено действующее законодательство. Принятым решением суд установил возможность нарушения прав неопределенного круга лиц, не установив, имелись ли в действиях ответчиков нарушения обязанностей, установленных законом, и наличие нарушений на момент вынесения решения, не устранение которых может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц. Минздрав Республики Бурятия не наделен полномочиями по организации обеспечения оборудования объектов здравоохранения системой видеонаблюдения.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Советского района г. Улан-Удэ Жамбалова Р.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Указывает на то, что довод о самостоятельности ГБУЗ «Городская поликлиника № 1» как юридического лица является несостоятельным, поскольку осуществляет деятельность в соответствии с государственным заданием по оказанию услуг в сфере здравоохранения, Министерство является учредителем и организует мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций за счет средств республиканского и федерального бюджетов. При этом суд, удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая указанные обязанности на Министерство не вмешивается в финансовую деятельность государственного органа, указывает на необходимость принять меры к выполнению возложенных на Министерство задач, в том числе по обеспечению получения медицинской помощи в надлежащих условиях.

Прокурор Денисова Н.В. полагает, что решение суда вынесено законно и обоснованно, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Выслушав прокурора, проверив решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что по результатам проверки установлены нарушения федерального законодательства об антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, а именно, в нарушение требований пункта 16 и 36 Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, на указанных объектах (территориях) система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение всех потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение установленного срока либо отсутствует, кроме того, актуализация паспортов безопасности вышеуказанных объектов в установленный срок не проведена (до 28.03.2022).

Система видеонаблюдения на объектах 1)    Врачебная амбулатория п. Стеклозавод, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Стеклозавод, ул. Воронежская, д. 1А;2)Врачебная амбулатория по ул. Кабанская, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Кабанская, д. 6А;3)    Врачебная амбулатория в п. Тулунжа, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Тулунжа, ул. 40 лет Победы, д.2А; 4)    Врачебная амбулатория в п. Сокол, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Сокол, д.6А;5)Врачебная амбулатория на ст. Дивизионная, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ст. Дивизионная, 2 участок, д. 93;6)    Врачебная амбулатория по ул. Ермаковская, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ермаковская, д.37;7)Врачебная амбулатория, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. пр.Строителей, д.17Б;; 8)    Врачебная амбулатория, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул.Покровская. д.34А; 9)    Отделение восстановительного лечения и круглосуточного травмпункта, по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, д. 18 не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение всех потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение установленного срока либо отсутствует.

Пунктом 36 Требований предусмотрено, что актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 5 лет.

Вопреки пункту 36 Требований актуализация паспортов безопасности вышеуказанных объектов в установленный срок не проведена (до 28.03.2022).

В этой связи прокуратурой Советского района г.Улан-Удэ 21.06.2023 г. в адрес главного врача ГБУЗ ГП № 1 внесено представление об устранении нарушений закона.

Из информации ГБУЗ ГП № 1 от 11.06.2024г., 17.06.2024 г. следует, что по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования нарушения до настоящего времени не устранены.

Полномочия учредителя ГБУЗ ГП № 1 осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия.

Установив несоблюдение требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью посетителей и пациентов ГБУКЗ ГП№1, суд возложил на последнее обязанность устранить выявленные наращения.

Решение суда в указанной части не оспаривается и потому проверке судом апелляционной инстанции не подлежит.

Кроме \того, установив, что ГБУЗ ГП № 1 осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере здравоохранения в соответствии с государственным заданием учредителя и не вправе отказаться от его выполнения, а функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство, суд возложил на Министерство здравоохранения РБ обязанность по финансированию истребуемых прокурором мероприятий.

    Проверяя законность постановленного решения в указанной части, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимание.

Согласно ст. ст. 28 и 31 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Учитывая изложенные правовые нормы, понуждение Министерства здравоохранения к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание медицинских учреждений, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Возложение на данного ответчика такой обязанности является вмешательством в бюджетные и иные правоотношения в области государственного управления, участником которых лица, в интересах которых заявлены исковые требования, не являются.

Указанные выводы соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 19 декабря 2023 года по делу N 18-КГ23-195-К4.

    В силу статьи 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

    Статья 8 Бюджетного кодекса РФ относит к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации составление и рассмотрение проекта бюджета субъекта, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета субъекта; установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

    Согласно статье 14 Бюджетного кодекса РФ каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Использование органами государственного управления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъекта не допускается.

    Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

    Рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отчетов об их исполнении относится к полномочиям законодательных (представительных) органов (статья 153 названного кодекса).

    На исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) возлагается обязанность по составлению проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), внесению его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, по обеспечению исполнения бюджета и составлению бюджетной отчетности, представлению отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов (статья 154 кодекса).

    Статья 158 Бюджетного кодекса РФ возлагает на главного распорядителя бюджетных средств обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; внесение предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи, а также другие бюджетные полномочия.

    Статья 72 БК РФ определяет, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

    Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

    Вышеприведенные положения специального законодательства, из которых следует, что на главного распорядителя возложена функция исполнения бюджета, в том числе по расходам, порядок утверждения расходных обязательств, недопустимость произвольного распоряжения средствами бюджетной системы, судом не учтены при разрешении спора. Судом не обосновано, возможно ли фактическое исполнение министерством соответствующих мероприятий в условиях, когда соответствующие расходные обязательства на осуществление установленной судом обязанности в бюджете не предусмотрены.

    При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований к Минздраву Республики Бурятия, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к Минздраву Республики Бурятия.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 06 августа 2024 года отменить в части в части удовлетворения исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Бурятия (ОГРН 1020300973065), принять новое решение, которым исковые требования к Министерству здравоохранения Республики Бурятия организовать обеспечение оборудования объектов ГБУЗ «Городская поликлиника № 1» системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяц, оставить без удовлетворения.

    В остальной части решение суда оставить без изменения.

    На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Апелляционное определение в мотивированном виде изготовлено 16.10.2024 г.

33-3220/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района г.Улан-Удэ
Ответчики
ГБУЗ Городская поликлиника № 1
Министерство здравоохранения Республики Бурятия
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
03.09.2024Передача дела судье
30.09.2024Судебное заседание
21.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2024Передано в экспедицию
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее