КОПИЯ УИД № 35RS0001-01-2024-010236-19 Производство № 5-1129/2024 |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Череповец | 29 октября 2024 г. |
Судья Череповецкого городского суда Вологодской области Иванченко М.М.,
с участием представителя МАОУ «СОШ №» Й., представителя МЧС России по Вологодской области Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №»,
установил:
Согласно протокола № об административном правонарушении от 17 октября 2024 г. МАОУ «СОШ №» допустило повторное неисполнение предписания, выданного Главным Управлением МЧС России по Вологодской области, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
22 августа 2022 г. в отношении МАОУ «СОШ №», выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности №рс/1 от 22 августа 2022 г., срок устранения нарушений 01 августа 2023 г.
18 октября 2023 г. мировым судьей Вологодской области по судебному участку № МАОУ «СОШ №» признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей. Постановление исполнено 27 декабря 2023 г., что подтверждено платёжными поручениями № от 04 декабря 2023 г., № от 27 декабря 2023 г.
29 сентября 2023 г. в отношении МАОУ «СОШ №», повторно выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности №-В/ПИВ от 29 сентября 2023 г., срок устранения нарушений 16 сентября 2024 г.
17 сентября 2024 г. в 00 часов 01 минуту МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №», по адресу: <адрес>, повторно не выполнило в установленный срок законное предписание от 29 сентября 2023 г. 2309/004-35/231-В/ПИВ (пункты №, 2, 5, 6, 7, 9, 10. 13. 14, 15, 16), выданное государственным инспектором ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР Главного управления МЧС России по Вологодской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно: На объекте защиты контролируемого лица, расположенного по адресу: <адрес>,
1. в здании на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение. Нарушены требования: ст. 4, 6, ч. 9 ст. 82 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020.
2. двери помещений (лабораторные помещения, комнаты для трудового обучения, мастерские, кладовые горючих материалов и материалов в горючей упаковке, книгохранилища библиотек, серверные, электрощитовые, пищеблоки) не выполнены с нормируемым пределом огнестойкости. Нарушены требования ст. 4, 6, 37 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.17, 4.18, 5.4.2, 5.6.4 СП 4.13130.2013.
3. допущено наклеивание горючих материалов на электропроводку (изолента). Нарушены требования п. 35 (з) ППР в РФ от 16.09.2020 № 1479.
4. при высоте наружной лестницы более 45 см отсутствует ограждение поручнями. Нарушены требования ст. 4, 6, 89 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ; п. 4.3.5 СП 1.13130.2020.
5. люки выхода на кровлю, выполнены не противопожарными с нормированным пределом огнестойкости. Нарушены требования ст. 4, 6, 37 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-Ф3; п.7.7 СП 4.13130.2013.
6. не соблюдаются действующие на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требования нормативных документов по пожарной безопасности. Не вносятся соответствующие решения, дополнения и изменения в имеющуюся проектную документацию, либо не разрабатываются новые проектные решения в соответствии с действующими нормативными документами пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации; СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией) не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, установка систем 2008 г.). Нарушены требования ст. 4, 6, 82, 83, 84, 103 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 54 ППР в РФ от 16.09.2020 № 1479; п. 13.15.7, 13.15.3 СП 5.13130.2009.
7. кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Нарушены требования ст. 4, 6, ч. 8 ст. 82, п. 2 ст. 103 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 13.15.3 СП 5.13130.2009.
8. звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре имеют возможность регулировки уровня громкости (преднамеренно убавлен звук систем оповещения). Нарушены требования ст. 4, 6, ч. 10 ст. 84 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ.
9. отсутствует документация, подтверждающая показали пожарной опасности применённых декоративно-отделочных материалов стен и покрытия полов на путях эвакуации (масляная краска, баннеры, линолеум). Нарушены требования п. 25 ППР № 1479 от 16.09.2020.
10. отсутствует документация, подтверждающая показатели пожарной опасности применённых декоративно-отделочных материалов стен, потолков и покрытия полов в зальных помещениях (спортивный зал, актовый зал). Нарушены требования п. 25 ППР РФ № 1479 от 16.09.2020.
11. допущено размещение помещений начальных классов на 3 этаже. Нарушены требования ст. 4, 6, 53, 89 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, п. 7.12.7 СП 1.13130.2009.
В судебном заседании представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Череповцу Главного управления МЧС России по Вологодской области Ц. протокол по делу об административном правонарушении поддержала, дополнительно показала, что предписание исполнено частично. За продлением срока исполнения предписания МАОУ «СОШ №» не обращалось. В отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании директор МАОУ «СОШ №» Й. вину юридического лица в совершении инкриминируемого правонарушения признала, дополнительно пояснила, что исполнить предписание в полном объеме не представилось возможным в виду недостаточности финансирования и отсутствия в достаточном количестве денежных средств. Неоднократно обращались к учредителю –мэрии города Череповца о дополнительном выделении денежных средств на выполнение предписания. Внебюджетные денежные средства и денежные средства выделяемые благотворителями расходуются на иные цели.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
В соответствии с частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Положения ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст. 4.6 этого же Кодекса, устанавливающей, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым этому наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон № 69-ФЗ).
Согласно статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации несут обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В силу статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст. 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности
В соответствии со ст. 20 Закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту Закон № 123-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Закона № 123-ФЗ устанавливаются условия, при которых пожарная безопасность объекта защиты будет считаться обеспеченной в полном объеме: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее Правила № 1479).
Согласно ст. 4,6,9, 37 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся: 1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
Собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона в течение шести месяцев со дня приобретения такого права разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.
Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся: пламя и искры; тепловой поток; повышенная температура окружающей среды; повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения; пониженная концентрация кислорода; снижение видимости в дыму.
. К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся: осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества; радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества; вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества; опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара; воздействие огнетушащих веществ.
Противопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются на следующие типы: противопожарные стены; противопожарные перегородки; противопожарные перекрытия; противопожарные разрывы; противопожарные занавесы, шторы и экраны (экранные стены); противопожарные водяные завесы; противопожарные минерализованные полосы; зона, свободная от пожарной нагрузки.
Противопожарные стены, перегородки и перекрытия, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, шторы, занавесы) в зависимости от пределов огнестойкости их ограждающей части, а также тамбур-шлюзы, предусмотренные в проемах противопожарных преград в зависимости от типов элементов тамбур-шлюзов, подразделяются на следующие типы: стены 1-й или 2-й тип; перегородки 1-й или 2-й тип; перекрытия 1, 2, 3 или 4-й тип; двери, ворота, люки, клапаны, экраны, шторы 1, 2 или 3-й тип; окна 1, 2 или 3-й тип; занавесы 1-й тип; тамбур-шлюзы 1-й или 2-й тип; противопожарные водяные завесы. Отнесение противопожарных преград к тому или иному типу в зависимости от пределов огнестойкости элементов противопожарных преград и типов заполнения проемов в них осуществляется в соответствии со статьей 88 настоящего Федерального закона.
Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.
Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.
Электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.
Кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
Кабели от трансформаторных подстанций резервных источников питания до вводно-распределительных устройств должны прокладываться в раздельных огнестойких каналах или иметь огнезащиту.
Линии электроснабжения помещений зданий и сооружений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара. Правила установки и параметры устройств защитного отключения должны учитывать требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Распределительные щиты должны иметь защиту, исключающую распространение горения за пределы щита из слаботочного отсека в силовой и наоборот.
Горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.
Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение.
Светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.
Электрооборудование без средств пожаровзрывозащиты не допускается использовать во взрывоопасных, взрывопожароопасных и пожароопасных помещениях зданий и сооружений, не имеющих направленных на исключение опасности появления источника зажигания в горючей среде дополнительных мер защиты.
Взрывозащищенное электрооборудование допускается использовать в пожароопасных и непожароопасных помещениях, а во взрывоопасных помещениях - при условии соответствия категории и группы взрывоопасной смеси в помещении виду взрывозащиты электрооборудования.
Правила применения электрооборудования в зависимости от степени его взрывопожарной и пожарной опасности в зданиях и сооружениях различного назначения, а также показатели пожарной опасности электрооборудования и методы их определения устанавливаются техническими регламентами для данной продукции, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", для данной продукции и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; устройством для контроля работоспособности установки; устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Способ подачи огнетушащего вещества в очаг пожара не должен приводить к увеличению площади пожара вследствие разлива, разбрызгивания или распыления горючих материалов и к выделению горючих и токсичных газов.
В проектной документации на монтаж автоматических установок пожаротушения должны быть предусмотрены меры по удалению огнетушащего вещества из помещения, здания и сооружения после его подачи.
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.
Пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Требования к проектированию систем передачи извещений о пожаре устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Ручные пожарные извещатели должны устанавливаться на путях эвакуации в местах, доступных для их включения при возникновении пожара.
Требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.
Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей.
Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.
В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.
При разделении здания и сооружения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания и сооружения.
Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения.
Технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания, сооружения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей.
Звуковые сигналы оповещения людей о пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.
Звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре не должны иметь разъемных устройств, возможности регулировки уровня громкости и должны быть подключены к электрической сети, а также к другим средствам связи. Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания и сооружения.
Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Здания организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.
Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
Приборы управления пожарным оборудованием автоматических установок пожарной сигнализации должны обеспечивать принцип управления в соответствии с типом управляемого оборудования и требованиями конкретного объекта.
Технические средства автоматических установок пожарной сигнализации должны быть обеспечены бесперебойным электропитанием на время выполнения ими своих функций.
Согласно п. 4.3.12. приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 (ред. от 21.11.2023) "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (вместе с "СП 1.13130.2020 Свод правил...") в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
Согласно приказа МЧС России от 24.04.2013 N 288 (ред. от 27.06.2023) "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям")
В зданиях, сооружениях, пожарных отсеках всех классов функциональной пожарной опасности по условиям технологии допускается предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным этажом и цокольным или первым этажом. Указанные лестницы должны ограждаться противопожарными перегородками 1-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости - противопожарными перегородками 2-го типа, а при размещении в объеме эвакуационных лестничных клеток отделяться от эвакуационной части лестничной клетки противопожарной перегородкой 1-го типа без проемов. На входе (либо выходе) в указанную лестницу следует предусматривать тамбур-шлюз с подачей воздуха при пожаре. Вместо указанного тамбур-шлюза допускается устройство противопожарной двери: в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.4; при размещении в подвале только инженерно-технических и других помещений, оборудование которых автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения нормативными документами по пожарной безопасности не требуется; при размещении в подвале помещений производственного и складского назначения только категорий В4 и Д по взрывопожарной и пожарной опасности.
В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф5 вышеуказанных ограждений лестниц (кроме ограждения от эвакуационной части лестничной клетки) допускается не предусматривать при условии, что она ведет из подвального этажа с помещениями категорий В4, Г и Д в помещения цокольного или первого этажа тех же категорий.
П. 5.4.2. Размещаемые в зданиях, сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф2 части зданий или помещения производственного, складского назначения, помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания объекта следует выделять противопожарными преградами в соответствии с пунктом 5.1.2. Помещения технологического обслуживания демонстрационного комплекса должны выделяться противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
Помещения для освещения сцены (кроме помещений для освещения сцены, расположенных в пределах габаритов перекрытия сцены), расположенные в пределах габарита зрительного зала, должны иметь противопожарные перегородки 1-го типа.
5.6.4. Размещаемые в зданиях, сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф4 части здания, помещения производственного, складского назначения, помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания объекта следует выделять противопожарными преградами в соответствии с пунктом 5.1.2.
7.7. В зданиях и сооружениях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой не более 15 метров, определяемой в соответствии с пунктом 7.2, допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 x 0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам.
Согласно постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 30.03.2023) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" п. 35 запрещается: з) прокладывать электрическую проводку по горючему основанию либо наносить (наклеивать) горючие материалы на электрическую проводку.
В соответствии с п. 25 в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.
В соответствии с п. 54 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.3.5. Приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 (ред. от 21.11.2023) "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (вместе с "СП 1.13130.2020 Свод правил...") при высоте лестниц (в том числе размещенных в лестничных клетках) более 45 см следует предусматривать ограждения с поручнями.
Согласно приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 (ред. от 21.11.2023) "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (вместе с "СП 1.13130.2020 Свод правил...") п. 7.12.7. помещения для учащихся с 1 по 4 класс следует размещать не выше 2-го этажа, а в отдельных учебных блоках (зданиях) начальных классов - не выше 3-го этажа. Группы продленного дня с возможностью организации помещений для сна - не выше 1-го этажа.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что 22 августа 2022 г. в отношении МАОУ «СОШ №», выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности №рс/1 от 22 августа 2022 г., срок устранения нарушений 01 августа 2023 г.
18 октября 2023 г. мировым судьей Вологодской области по судебному участку № МАОУ «СОШ №» признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей. Постановление исполнено 27 декабря 2023 г., что подтверждено платёжными поручениями № 951 от 04 декабря 2023 г., № 1035 от 27 декабря 2023 г.
29 сентября 2023 г. в отношении МАОУ «СОШ №», повторно выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности №-В/ПИВ от 29 сентября 2023 г., срок устранения нарушений 16 сентября 2024 г.
17 сентября 2024 года в 00 часов 01 минуту МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №», по адресу: <адрес>, повторно не выполнило в установленный срок законное предписание от 29 сентября 2023 г. 2309/004-35/231-В/ПИВ (пункты №, 2, 5, 6, 7, 9, 10. 13. 14, 15, 16), выданное государственным инспектором ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР Главного управления МЧС России по Вологодской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно: На объекте защиты контролируемого лица, расположенного по адресу: <адрес>,
1. в здании на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение. Нарушены требования: ст. 4, 6, ч. 9 ст. 82 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020.
2. двери помещений (лабораторные помещения, комнаты для трудового обучения, мастерские, кладовые горючих материалов и материалов в горючей упаковке, книгохранилища библиотек, серверные, электрощитовые, пищеблоки) не выполнены с нормируемым пределом огнестойкости. Нарушены требования ст. 4, 6, 37 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.17, 4.18, 5.4.2, 5.6.4 СП 4.13130.2013.
3. допущено наклеивание горючих материалов на электропроводку (изолента). Нарушены требования п. 35 (з) ППР в РФ от 16.09.2020 № 1479.
4. при высоте наружной лестницы более 45 см отсутствует ограждение поручнями. Нарушены требования ст. 4, 6, 89 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ; п. 4.3.5 СП 1.13130.2020.
5. люки выхода на кровлю, выполнены не противопожарными с нормированным пределом огнестойкости. Нарушены требования ст. 4, 6, 37 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-Ф3; п.7.7 СП 4.13130.2013.
6. не соблюдаются действующие на момент установки дополнительного оборудования, переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требования нормативных документов по пожарной безопасности. Не вносятся соответствующие решения, дополнения и изменения в имеющуюся проектную документацию, либо не разрабатываются новые проектные решения в соответствии с действующими нормативными документами пожарной безопасности (монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации; СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией) не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, установка систем 2008 г.). Нарушены требования ст. 4, 6, 82, 83, 84, 103 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 54 ППР в РФ от 16.09.2020 № 1479; п. 13.15.7, 13.15.3 СП 5.13130.2009.
7. кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Нарушены требования ст. 4, 6, ч. 8 ст. 82, п. 2 ст. 103 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 13.15.3 СП 5.13130.2009.
8. звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре имеют возможность регулировки уровня громкости (преднамеренно убавлен звук систем оповещения). Нарушены требования ст. 4, 6, ч. 10 ст. 84 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ.
9. отсутствует документация, подтверждающая показали пожарной опасности применённых декоративно-отделочных материалов стен и покрытия полов на путях эвакуации (масляная краска, баннеры, линолеум). Нарушены требования п. 25 ППР № 1479 от 16.09.2020.
10. отсутствует документация, подтверждающая показатели пожарной опасности применённых декоративно-отделочных материалов стен, потолков и покрытия полов в зальных помещениях (спортивный зал, актовый зал). Нарушены требования п. 25 ППР РФ № 1479 от 16.09.2020.
11. допущено размещение помещений начальных классов на 3 этаже. Нарушены требования ст. 4, 6, 53, 89 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, п. 7.12.7 СП 1.13130.2009.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья считает вину МАОУ «СОШ № 31» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 14 КоАП РФ, установленной и доказанной совокупностью представленных в деле доказательств:
предписание №рс/1 от 22 августа 2022 г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, из которого следует, что Учреждению надлежало выполнить предписание об устранении нарушений, состоящих из 24 пунктов в срок до 01 августа 2023 г.,
предписание №-В/ПИВ от 29 сентября 2023 г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, из которого следует, что Учреждению после неисполнения предписания 2022 года надлежало выполнить предписание об устранении нарушений, состоящих из 16 пунктов в срок до 16 сентября 2024 г.,
сообщение директора МАОУ «СОШ №» Й. от 15 октября 2024 г. о принятых мерах по исполнению предписания от 2023 года;
выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МАОУ «СОШ № 31» из которого следует, что юридическое лицо осуществляет образовательную деятельность,
копией постановления мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 18 от 18 октября 2023 г. о привлечении МАОУ «СОШ № 31» к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ,
копией определения мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 18 от 14 декабря 2023 г.,
протокол об административном правонарушении от 17 октября 2024 г., согласно которому изложено существо допущенного нарушения,
копия платежного поручения от 04 декабря 2023 г., от 27 декабря 2023 г. об уплате штраф,
а также иными материалами дела, исследованными и оцененными судом при рассмотрении дела об административном правонарушении с точки зрения относимости, допустимости и достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Имеющиеся в деле доказательства согласуются между собой, содержат сведения, фиксирующие факт допущенного нарушения МАОУ «СОШ №».
Допустимость и достоверность доказательств, в своей совокупности никаких сомнений не вызывают, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что МАОУ «СОШ №» не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок.
Недостаточность финансирования не является основанием для невыполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей. С ходатайством о продлении срока исполнения предписания в орган, его вынесший, МАОУ «СОШ №» не обращалось.
Исходя из установленных обстоятельств дела и требований закона, судья квалифицирует действия МАОУ «СОШ №» по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, как повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, т.к. МАОУ «СОШ №» 18 октября 2023 г. будучи привлеченным мировым судьей Вологодской области по судебному участку № 18 МАОУ «СОШ № 31» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, (наказание исполнено 27 декабря 2023 г.), не выполнив в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования, повторно совершило административное правонарушение по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы об отсутствии финансирования на выполнение требований предписания не могут являться основанием не привлечения МАОУ «СОШ №» ввиду того, что выполнение требований пожарной безопасности не ставится в зависимость от наличия или отсутствия финансирования учреждения, на которое возложено выполнение данных требований.
Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, установленных КоАП РФ, административным органом не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
При назначении административного наказания юридическому лицу, суд в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4.1. КоАП РФ учитывает конкретные обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, смягчающего вину обстоятельства – признания вины представителем МАОУ «СОШ №» и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Принимая во внимание, что административное приостановление деятельности, предусмотренное санкцией статьи, является крайней мерой воздействия на правонарушителя, суд считает, что цели административного наказания могут быть достигнуты путем применения к МАОУ «СОШ №» менее строгого вида наказания, нежели административное приостановление деятельности, в связи с чем, назначает МАОУ «СОШ №» наказание в виде административного штрафа.
Определяя размер административного штрафа МАОУ «СОШ №», судья приходит к убеждению, что наложение на предприятие наказания в виде административного штрафа, в том числе в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ является чрезмерным, вследствие чего принудительное взыскание штрафа в установленном санкцией статьи размере может негативно повлиять на осуществление данным юридическим лицом своей деятельности.
При таких обстоятельствах, судья исходит из наличия исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, соответственно, по мнению судьи, разумный сдерживающий эффект, необходимый для соблюдения находящихся под защитой административно-деликатного законодательства запретов, в данном конкретном случае, будет достигнут в результате наложения наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 руб., т.е. с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, степени общественной опасности совершенного деяния, объективных оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судья не усматривает, кроме того судьей принимается во внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ за нарушение, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, замена штрафа на предупреждение не предусмотрена.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 14 ст. 19.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд,
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 14 ░░. 19.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. 3.2 ░░. 4.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 75 000 (░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░:
░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (< >
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ < > ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 31.5 ░░░░ ░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.25 ░░░░ ░░.
░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (<░░░░░>, ░░░░░░░ №).