Решение по делу № 33-857/2023 от 27.03.2023

Судья Смирнов С.А. дело № 33-857/2023

дело № 2-6288/2022 (12RS0003-02-2022-006090-40)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 18 мая 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Гринюк М.А.,

судей Скворцовой О.В. и Протасовой Е.М.,

при секретаре Муравьевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 декабря 2022 года, которым постановлено:

исковые требования Султанаева Максима Сергеевича удовлетворить.

Возложить на Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность перенести площадку с мусорными контейнерами, расположенную по адресу: <адрес> установить ее в соответствии с требованиями санитарных норм и правил в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу Султанаева Максима Сергеевича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл
Гринюк М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Султанаев М.С. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности перенести площадку с мусорными контейнерами по адресу:
<адрес>, у восточного забора МБДОУ «Детский сад <...>» и установить ее в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

В обоснование заявленных требований указал, что вышеуказанный детский сад посещает его дочь. В непосредственной близости от названного учреждения на расстоянии менее 20 метров находится мусорная контейнерная площадка, что нарушает санитарные требования.

Судом постановлено вышеуказанное решение.    

В апелляционной жалобе Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что спорная контейнерная площадка расположена на расстоянии 7,4 м от восточной стены нежилого здания МБДОУ «Детский сад <...>», фактически используемого в качестве склада. Вместе с тем, пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21 не содержит условий о недопустимости расположения нежилого здания на расстоянии менее 20 м до ограждения контейнерной площадки. В жалобе также указывается на отсутствие возможности размещения контейнерных площадок в ином месте без ущемления прав и законных интересов жителей многоквартирных домов района сложившейся застройки.

Заслушав объяснения представителя Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Галямовой Е.В., поддержавшей жалобу, Султанаева М.С., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), не находит.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 13.4 названного Федерального закона установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 3 от 28 января 2021 года, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25 % указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Ф от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра).

В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 28 декабря 2011 года № 365-V учреждено Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с правами юридического лица; Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» поручено осуществлять от имени городского округа «Город Йошкар-Ола» функции, предусмотренные Положением об Управлении городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

В соответствии с пунктом 2.1 Положения об Управлении городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» основными задачами управления являются в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 декабря 2022 года врачом по общей гигиене отдела обеспечения санитарного надзора ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» на основании поручения руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл было проведено санитарно-эпидемиологическое обследование контейнерной площадки и прилегающей к ней территории по месту расположения МБДОУ «Детский сад <...>» по адресу: <адрес>.

По результатам санитарно-эпидемиологического обследования 22 декабря 2022 года составлен акт <№>, из которого следует, что контейнерная площадка для накопления ТКО, КГО расположена у восточной стороны ограждения территории МБДОУ «Детский сад <...>» по адресу: <адрес>. На контейнерной площадке размещены 5 контейнеров из полимерных материалов с крышками для накопления ТКО, имеется место для накопления КГО, имеется ограждение с трёх сторон и навес. Расстояния от ограждения контейнерной площадки составляют:

- до южной стены жилого дома <адрес> составляет 18,5 м при допустимом расстоянии не менее 20 м;

- до южной стены жилого дома <адрес> составляет 17,7 м при допустимом расстоянии не менее 20 м;

- до западной стены жилого дома <адрес> составляет 44,6 м при допустимом расстоянии не менее 20 м;

- до детской игровой площадки (до качелей) у дома <адрес> составляет 24,8 м при допустимом расстоянии не менее 20 м;

- до северной стены основного здания МБДОУ «Детский сад <...>» составляет 32,0 м при допустимом расстоянии не менее 20 м;

- до восточной стены нежилого здания (фактическое использование склад) МБДОУ «Детский сад <...>» (согласно тех.паспорта литер Б) составляет 7,4 м при допустимом расстоянии не менее 20 м.

Расстояния от контейнерной площадки до жилых домов <адрес>, до нежилого здания (фактическое использование – склад) МБДОУ «Детский сад <...>» (литер «Б» согласно техническому паспорту) не соответствуют требованиям пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Установив приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, предъявленных к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», не усмотрев при этом оснований для удовлетворения иска к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», поскольку указанное лицо надлежащим ответчиком по делу не является.

При этом суд исходил из того, что Управлением городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» контейнерная площадка размещена с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что влечет нарушение права Султанаева М.С. как родителя воспитанника МБДОУ «Детский сад <...>» на благоприятную окружающую среду.

Доводы жалобы со ссылкой на то обстоятельство, что объект, обозначенный на техническом паспорте под литером «Б», является нежилым зданием и фактически используется учреждением в качестве склада, судебной коллегией отклоняются. Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлены обязательные требования к расстояниям от контейнерных и (или) специальных площадок, в том числе до зданий организаций воспитания и обучения детей и молодежи, вне зависимости от назначения либо фактического использования таких объектов.

Поскольку МБДОУ «Детский сад <...>» относится к организации воспитания и обучения детей, контейнерные площадки для накопления ТКО должны быть расположены на расстоянии не менее 20 метров от зданий, находящихся на территории указанного детского сада. При этом обстоятельство отнесения таких зданий к категории нежилых, равно как и установление вида фактического использования указанных объектов не имеет правового значения по делу. Доводы жалобы в указанной части основаны на ошибочном толковании заявителем приведенных выше нормативных положений, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

Отклоняя доводы Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о том, что в условиях сложившейся градостроительной застройки определить иное место для обустройства контейнерной площадки не представляется возможным, суд правомерно исходил из недоказанности указанных обстоятельств.

В целом доводы жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий      М.А. Гринюк

Судьи      Е.М. Протасова

О.В. Скворцова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22 мая 2023 года.

33-857/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Султанаев Максим Сергеевич
Ответчики
Управление городского хозяйства администрации ГО Город Йошкар-Ола
Администрация ГО Город Йошкар-Ола
Другие
МБДОУ Детский сад № 38 г. Йошкар-Олы Рябинушка
Управляющая компания ДУ-77
ООО Благоустройство
Управление архитектуры и градостроительства администрации ГО Город Йошкар-Ола
Комитет экологии и природопользования администрации ГО Город Йошкар-Ола
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
ЖЭУК Уютный дом
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
27.03.2023Передача дела судье
18.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2023Передано в экспедицию
18.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее