Дело №2а-1958/2018
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
07 декабря 2018 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Готовкиной Т.С.
при секретаре судебного заседания Шепелевой Д.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ зале СЃСѓРґР° РІ Рі.Бахчисарай административное дело в„–2Р°-1958/2018 РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Администрации Бахчисарайского района Республики Крым Рє Отделу судебных приставов РїРѕ Бахчисарайскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Крым, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов РїРѕ Бахчисарайскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Крым Р¤РРћ9, УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Крым, заинтересованные лица – РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Бахчисарайского района Республики Крым, Министерство образования, науки Рё молодежи Республики Крым, Р¤РРћ3 РѕР± освобождении РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°, -
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Администрация Бахчисарайского района Республики Крым обратилась РІ Бахчисарайский районный СЃСѓРґ Республики Крым СЃ административным исковым заявлением Рє Отделу судебных приставов РїРѕ Бахчисарайскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Крым, заинтересованные лица – РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Бахчисарайского района Республики Крым, Министерство образования, науки Рё молодежи Республики Крым, Р¤РРћ3 РѕР± освобождении РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°, установленного постановлением РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ исполнительному производству в„–, РІ размере <данные изъяты> рублей.
Рсковые требования мотивированы тем, что истец является должником РїРѕ исполнительному производству РІ отношении взыскателя Р¤РРћ3 Рѕ предоставлении последнему благоустроенного изолированного жилого помещения специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма. Постановлением РѕС‚ 02.10.2018Рі. было возбуждено исполнительное производство, установлен пятидневный СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Постановлением РѕС‚ 13.11.2018Рі. взыскан исполнительский СЃР±РѕСЂ. Административный истец ссылается РЅР° то, что его виновных действий РІ неисполнении решения СЃСѓРґР° РЅРµ имеется, поскольку бюджет является дотационным, соответствующей выделенной субвенции РЅР° приобретение социального жилья недостаточно для реализации отдельных государственных полномочий РІ данной сфере; дополнительные средств РЅР° приобретение социального жилья РЅРµ выделялись.
Определением СЃСѓРґР° РѕС‚ 30.11.018Рі. Рє участию РІ деле РІ качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов РїРѕ Бахчисарайскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Крым Р¤РРћ10, УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Крым.
Административный истец СЏРІРєСѓ своего представителя РІ судебное заседание РЅРµ обеспечил. Рћ дате Рё времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Представителем административного истца Р¤РРћ5 подано ходатайство Рѕ рассмотрении дела РІ отсутствие административного истца.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Р¤РРћ2 Р.Р’., действующий также РІ качестве представителя административного ответчика - Отдела судебных приставов РїРѕ Бахчисарайскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Крым против удовлетворения исковых требований возражал, указывая РЅР° то, что оснований для освобождения должника РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РЅРµ имеется, вынесенное постановление Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° является законным Рё обоснованным.
РРЅРѕР№ ответчик Рё заинтересованные лица РІ судебное заседание РЅРµ явились. Рћ дате Рё времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу в порядке ст.150 КАС РФ.
Суд, рассмотрев материалы административного дела, заслушав пояснения административного ответчика, действующего также в качестве представителя иного административного ответчика, исследовав материалы исполнительного производства №, а также доказательства по делу, установил следующее.
Постановлением судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Бахчисарайскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Крым Р¤РРћ11 возбуждено исполнительное производство в„– РІ отношении должника Администрации Бахчисарайского района, взыскатель – Р¤РРћ3, предметом исполнения РїРѕ которому является предоставление Р¤РРћ3 благоустроенного изолированного жилого помещения специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным Рё техническим требованиям, РїСЂРёРіРѕРґРЅРѕРіРѕ для заселения Рё проживания, расположенного РЅР° территории Бахчисарайского района Республики Крым, общей площадью РЅРµ менее 25 РєРІ.Рј. (согласно решения Бахчисарайского районного СЃСѓРґР° Республики Крым РѕС‚ 26.06.2018Рі. РїРѕ делу в„–2-421/2018) (Р».Рґ.8-9).
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Копия постановления получена должником 02.10.2018г., что подтверждается соответствующим штампом почтовой корреспонденции на указанном постановлении (л.д.8).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с должника взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей, в связи с не исполнением исполнительного документа в установленный срок для его добровольного исполнения; копия постановления была получена полномочным представителем должника 13.11.2018г. (л.д.10-11).
Частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (часть 1 статьи 105, часть 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Положениями С‡. 1 Рё 3 СЃС‚. 112 Федерального закона РѕС‚ 02 октября 2007 РіРѕРґР° N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский СЃР±РѕСЂ является денежным взысканием, налагаемым РЅР° должника РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, Р° также РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению РІ течение суток СЃ момента получения РєРѕРїРёРё постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ возбуждении исполнительного производства. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается РІ размере семи процентов РѕС‚ подлежащей взысканию СЃСѓРјРјС‹ или стоимости взыскиваемого имущества.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК Российской Федерации).
Р’ Постановлении Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° N 50 «О применении судами законодательства РїСЂРё рассмотрении некоторых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, возникающих РІ С…РѕРґРµ исполнительного производства» разъяснено, что РїСЂРё применении положений Рї. 7 СЃС‚. 112 Закона РѕР± исполнительном производстве РѕР± освобождении должника РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° судам следует исходить РёР· того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности РѕС‚ взыскания РјРѕРіСѓС‚ являться только обстоятельства непреодолимой силы (Рї. 3 СЃС‚. 401 ГК Р Р¤). Рные лица РјРѕРіСѓС‚ быть освобождены РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї. 1 СЃС‚. 401 ГК Р Р¤, если РѕРЅРё приняли РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения содержащегося РІ исполнительном документе требования. Если такие меры РЅРµ принимались, то отсутствие Сѓ должника, РІ том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само РїРѕ себе РЅРµ является основанием для освобождения РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° (Рї. 75). РџРѕ смыслу С‡. 1 СЃС‚. 112 Закона РѕР± исполнительном производстве исполнительский СЃР±РѕСЂ обладает свойствами административной штрафной санкции, РїСЂРё применении которой РЅР° должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату РІ качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершенным РёРј правонарушением РІ процессе исполнительного производства (Рї. 78).
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении №13-П от 30 июля 2001г. «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор относится по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего-исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом- исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
РР· вышеизложенного следует, что РІ случае установления СЃСѓРґРѕРј обстоятельств невиновности должника РІ неисполнении обязательства, то есть таких обстоятельств, которые РЅРµ являются обстоятельствами непреодолимой силы, РЅРѕ РЅРµ позволили должнику исполнить обязательство должным образом, Рё установления СЃСѓРґРѕРј факта законности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления должник может быть освобожден СЃСѓРґРѕРј РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°.
Вынося постановление от 13.11.2018г. о взыскании исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель исходил из того, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено.
В соответствие со статьёй 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 г. №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа в Республике Крым» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по приобретению и предоставлению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 11 вышеуказанного Закона Республики Крым финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 г. №359 утверждён Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
В силу пунктов 2, 3, 4, 11 Порядка, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Получателями субвенции и исполнителями мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике. Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств субвенций бюджетам соответствующих муниципальных образований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на текущий финансовый год.
РР· материалов дела следует, что РґРѕ вступления решения Бахчисарайского районного СЃСѓРґР° Республики Крым РѕС‚ 26.06.2018Рі. РїРѕ делу в„–2-421/2018 РІ законную силу, главой администрации Бахчисарайского района Республики Крым РІ адрес Министерства образования, науки Рё молодёжи Республики Крым направлялось РїРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ 27.03.2018Рі. РёСЃС….в„–02-22/61 «О дополнительном финансировании РЅР° приобретения жилья».
В ответ на указанное письмо, письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.04.2018г. исх.№01-15/2324/1 сообщено об отсутствии возможности выделения дополнительных средств.
12.07.2018г. Главой администрации Бахчисарайского района в адрес Главы Республики Крым Аксенова С.В. направлено письмо исх.№02-22/1702 по вопросу оказания содействия в решении вопроса обеспечения жильем 19 граждан Бахчисарайского района, являющихся лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
27.09.2018Рі. Главой администрации РІ адрес Министерства образования, науки Рё молодёжи Республики Крым направлено РїРёСЃСЊРјРѕ РёСЃС….в„–02-22/264 Рѕ выделении дополнительных средств РЅР° предоставление РЅР° основании вступивших РІ законную силу судебных решений 32 жилых помещений РїРѕ договорам социального найма специализированных жилых помещений детям-сиротам Рё детям, оставшимся без попечения родителей, лицам РёР· РёС… числа, РІ частности Р¤РРћ3
Письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 05.10.2018г. исх.№01-15/6736/1 главе администрации Бахчисарайского района сообщено о невозможности выделения дополнительных средств из бюджета Республики Крым.
После возбуждения вышесказанного исполнительного производства, 06.11.2018Рі. Р·Р° РёСЃС….в„–02-22/338 главой администрации Бахчисарайского района Республики Крым РІ адрес Министерства образования, науки Рё молодёжи Республики Крым было направлено РїРёСЃСЊРјРѕ «О выделении дополнительных средств РЅР° приобретение жилых помещений лицам РёР· числа детей, оставшихся без попечения родителей», РІ том числе Р¤РРћ3
Кроме того, 04 октября 2018 г. глава администрации Бахчисарайского района Республики Крым обращался в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с заявлением об отсрочке исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства, в удовлетворении которого определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 02.11.2018г. было отказано.
РР· вышеизложенных обстоятельств следует, что исполнение решения СЃСѓРґР° Рѕ предоставлении жилого помещения Р¤РРћ3 обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами РїРѕСЂСЏРґРєР°, Рё Администрация Бахчисарайского района РЅРµ имела возможности исполнить решение РІ установленный судебным приставом-исполнителем СЃСЂРѕРє РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ обстоятельствами, РЅРµ зависящими РѕС‚ должника, РїСЂРё отсутствии бюджетных средств, свободных РѕС‚ бюджетных обязательств РїРѕ государственным контрактам, предназначенных РЅР° цели обеспечения жильем детей-СЃРёСЂРѕС‚, административный ответчик РЅРµ РјРѕРі осуществить приобретение жилого помещения взыскателю.
Таким образом, действия Администрации Бахчисарайского района не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли административного истца, в его действиях не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства и воспрепятствование действиям судебного пристава.
При таких обстоятельствах, имеются основания для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
Учитывая вышеизложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 КАС РФ, суд, -
РЕШРР›:
Рсковые требования Администрации Бахчисарайского района Республики Крым удовлетворить.
Освободить Администрацию Бахчисарайского района Республики Крым РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов РїРѕ Бахчисарайскому району Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Республике Крым Р¤РРћ12 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ исполнительному производству в„–, РІ размере <данные изъяты>00 СЂСѓР±.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.12.2018.
Судья: Т.С. Готовкина