Решение по делу № 2-6768/2021 от 07.07.2021

Дело № 2-6768/2021

УИД: 11RS0001-01-2021-006649-80

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сыктывкар 22 сентября 2021 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Коданевой Я.В.,

при секретаре Стеблиной Е.П.,

с участием истца Шарипкова Геннадия Николаевича

представителя истца Пуняк Анны Алексеевны, действующей на основании доверенности,

представителя ответчика – Жарук Сергея Александровича, действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми – Шмидт Екатерины Юрьевны, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» к Шарипкову Геннадию Николаевичу о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» обратилось в Сыктывкарский городской суд с иском к Шарипкову Г.Н. о взыскании денежных средств в качестве неосновательного обогащения: республиканской ежемесячной денежной выплаты за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 59 538,25 руб.; пособия на оплату проезда в пассажирском транспорте за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 4 463 руб..

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Анбур», Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.

Представитель истца в судебном заседании не иске настаивал по основаниям иска.

Ответчик Шарипков Г.Н. и его представитель в судебном заседании с требованиями не согласились указав при этом, что ответчик не оспаривает тот факт, что подписывал соответствующее заявление о необходимости уведомления Центра в случае наличия обстоятельств влекущих прекращение соответствующей выплаты, однако сторона ответчика полагает возможным применить к спорным правоотношениям срок исковой давности, в соответствии со ст.ст. 196, 200 ГК РФ.

Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми поддержала позицию истца по существу спора.

Заслушав пояснения представителя истца, ответчика, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы личного дела №... в отношении Шарипкова Г.Н., суд приходит к следующему.

Согласно ст. 17 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» неработающим лицам, удостоенным почетных званий Республики Коми, после выхода на пенсию независимо от основания возникновения права на нее предоставляется республиканская ежемесячная денежная выплата (далее - РЕДВ).

Порядок и условия выплаты республиканской ежемесячной денежной выплаты утвержден Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 № 280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

В соответствии с п. 3 указанного Порядка, для назначения республиканской ежемесячной денежной выплаты, республиканской ежегодной денежной выплаты, пособия на оплату проезда в пассажирском транспорте (далее - компенсация) гражданин (лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации) (далее - заявитель) представляет в центр или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или месту пребывания гражданина, имеющего право на получение компенсации, заявление по форме, утвержденной правовым актом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - заявление), и следующие документы в подлинниках: документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий право на получение мер социальной поддержки; справка об обучении ребенка в общеобразовательной организации, расположенной на территории Российской Федерации; документ, подтверждающий получение пенсии за выслугу лет или пожизненное содержание за работу (службу) (для лиц, указанных в части 3 статьи 11 Закона Республики Коми); документ, подтверждающий прекращение гражданином трудовой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке на дату представления заявления (трудовая книжка, выписка из приказа об увольнении с последнего места работы, справка, выдаваемая работодателем по последнему месту работы) (представляется лицами, указанными в статье 17 Закона Республики Коми); сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, представленные органами Пенсионного Фонда Российской Федерации, выданные не ранее чем за 10 рабочих дней до дня представления заявления (представляются лицами, указанными в статье 17 Закона Республики Коми).

Согласно пп. 1 п. 9 Порядка, выплата компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила утрата права на компенсацию по основаниям, установленным Законом Республики Коми, настоящими Порядком и условиями.

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что гражданин, получающий меры социальной поддержки в виде компенсации, при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты компенсации (за исключением случаев смерти получателя компенсации, а также признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим) и (или) приостановление выплаты компенсации (наступление обстоятельства, указанного в подпункте 1 пункта 10 настоящих Порядка и условий), обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр, назначивший компенсацию.

Обязанность сообщить в орган социальной защиты населения, назначивший республиканскую ежемесячную денежную выплату, пособие на оплату проезда в пассажирском транспорте, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение либо возобновление их выплаты, предусматривалась редакцией Порядка, действующего и на момент назначения ответчику выплат.

Согласно ст.11 Порядка № 280, в действующей редакции, лица, указанные в статье 17 Закона Республики Коми, уведомляют центр о выезде на постоянное место жительства за пределы Республики Коми, поступлении на работу, получении выплат и иных вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг на возмездной основе, авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, лицензионным договорам, осуществлении предпринимательской деятельности, в течение 3 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств в письменной форме с приложением документов, подтверждающих данные обстоятельства.

В отношении лиц, указанных в статье 17 Закона Республики Коми, которым производится выплата республиканской ежемесячной денежной выплаты, центр ежегодно осуществляет запрос сведений о наличии (отсутствии) факта государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и сведений о факте осуществления трудовой деятельности в органах и организациях, располагающих этими сведениями, с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с п. 16 Порядка, суммы компенсации, излишне выплаченные гражданину по его вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие от центра сведений, влияющих на право получения компенсации), возмещаются гражданином в добровольном порядке в течение 3 месяцев со дня установления факта излишне выплаченных сумм либо удерживаются с его письменного согласия по решению центра из суммы, причитающейся ему при каждой последующей выплате компенсации.

В случае прекращения выплаты республиканской ежемесячной денежной выплаты лицам, указанным в статье 17 Закона Республики Коми, вследствие установления факта государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя либо поступления на работу, осуществления работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг на возмездной основе, осуществления предпринимательской деятельности, сумма республиканской ежемесячной денежной выплаты, излишне выплаченная гражданину, возмещается гражданином за полные календарные месяцы, в которые он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя либо осуществлял работы, в том числе по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг на возмездной основе.

В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром в судебном порядке и в сроки в соответствии с федеральным законодательством.

Установлено, что Шарипков Г.Н. являлся получателем РЕДВ по категории «Лица, удостоенные почетных званий Республики Коми», а также пособия на оплату проезда в пассажирском транспорте.

Как указывает истец, в ноябре 2019 из Пенсионного фонда Республики Коми в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» поступили сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, согласно которым за период с I по III квартал 2019 в пользу Шарипкова Г.Н. производились отчисления Обществом с ограниченной ответственностью «Анбур».

20.11.2019 истцом в адрес ООО «Анбур» направлен запрос по поводу осуществления ответчиком трудовой деятельности и заключенных гражданско-правовых договоров.

Согласно полученному 09.01.2020 ответу ООО «Анбур» ответчик в период с ** ** ** по ** ** ** получал вознаграждения по договорам гражданско-правового характера за услуги по художественному оформлению книг.

В связи с получением вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, истец полагает, что РЕДВ в размере 59 538,25 руб. и пособие на оплату проезда в пассажирском транспорте 4 463 руб. за период с ** ** ** по ** ** ** выплачены ответчику излишне.

03.03.2020 Шарипкову Г.Н. направлено письмо - уведомление с предложением добровольно вернуть излишне выплаченную сумму РЕДВ и пособия на оплату проезда в пассажирском транспорте в кассу ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара», однако возврат денежных средств не последовал.

До настоящего времени оспариваемые денежные средства ответчиком истцу не возвращены.

Из материалов личного дела Шарипкова Г.Н. (л.д. 22) следует, что при назначении указанных выплат в заявлении от 15.07.2008 ответчик взял на себя обязательство в случае поступления на работу, смене места жительства, выезде на постоянное место жительства за пределы РК сообщить об указанных обстоятельствах в течении трех дней.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

На основании статьи 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 ГК РФ) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в том числе в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер государственной социальной поддержки.

Из приведенных нормативных положений закона следует, что меры социальной поддержки соответствующих категорий граждан являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение.

В связи с этим, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной и выплаченной гражданину государственной социальной помощи, предусмотренной нормами Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», подлежат применению положения п. 3 ст. 1109 ГК РФ о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения пенсий и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.01.2016 № 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

В постановлении от 22.06.2017 № 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе, оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.

Приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае мер социальной поддержки, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.

Таким образом, с гражданина не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 68 ч. 1 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требовании или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Стороной ответчика подтверждено и не оспорено, что Шарипков Г.Н. подписывал соответствующее заявление о необходимости уведомления Центра в случае наличия обстоятельств, влекущих прекращение соответствующей выплаты, в том числе в части трудоустройства.

При таких обстоятельствах суд полагает, что факт недобросовестности со стороны ответчика установлен, следовательно, излишне выплаченные суммы подлежат взысканию.

Вместе с тем, по мнению суда, к спорным правоотношениям подлежат применению положения о сроках исковой давности.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Возражая против применения к спорным правоотношениям общего срока исковой давности, истцом указано на то, что п.11 Порядка № 280, который возлагает на Центр обязанность ежегодно осуществлять запрос сведений о наличии (отсутствии) факта государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и сведений о факте осуществления трудовой деятельности в органах и организациях, располагающих этими сведениями, с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, введен в действие только с июня 2018. При этом техническая возможность осуществления запросов по каналам СМЭВ появилась у Учреждения только в июне 2019. Вместе с тем, стороной истца не оспорено, что до введения указанной программы Центр работал в программном комплексе ПК СЗ (НПО «Резонанс»).

Данную позицию нельзя считать верной.

Редакции п.11 Порядка № 280, действующие в период с декабря 2014 по 29.06.2018 прямо предусматривали, что в отношении лиц, указанных в статье 17 Закона Республики Коми, которым производится выплата республиканской ежемесячной денежной выплаты, центр ежегодно осуществляет запрос сведений о наличии (отсутствии) факта государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в органах и организациях, располагающих этими сведениями, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

В редакции от 29.06.2018 п.11 Порядка стал предусматривать, что в отношении лиц, указанных в статье 17 Закона Республики Коми, которым производится выплата республиканской ежемесячной денежной выплаты, центр ежегодно осуществляет запрос сведений о наличии (отсутствии) факта государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в органах и организациях, располагающих этими сведениями, с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Согласно Устава Учреждения Центр строит свои отношения с другими учреждениями и организациями во всех сферах деятельности на основе договоров и соглашений. Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ», другими федеральными законами, законами и нормативно-правовыми актами РК.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» межведомственное информационное взаимодействие - это осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.

Таким образом, в данном случае орган социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия имел возможность (не был лишен права) получать информацию и проверять сведения об истце, как получателе мер государственной социальной поддержки и своевременно обратиться в суд за взысканием необоснованно выплаченных денежных средств.

С учетом даты обращения истца в суд за разрешениям настоящего спора, применения сроков исковой давности, периодов работы ответчика по договорам ГПХ, излишне выплаченная Шарипкову Г.Н. сумма за период с апреля 2018 по ноябрь 2019 составила: 1 210 руб. за оплату проезда, 15 987,85 руб. за республиканскую ЕДВ (почетные).

С данным расчетом, произведенным истцом на основании материалов личного дела, сторона ответчика согласилась.

С учетом изложенных обстоятельств, применительно к нормам материального права, регулирующего правоотношения сторон, суд полагает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию за период с 21.04.2018 (дата, предшествовавшая трехлетнему сроку обращения в суд с настоящими требованиями) по 30.11.2019 (дата прекращения выплат, указана истцом в иске) республиканская ежемесячная денежная выплата в размере 15 987,85 руб.; пособие на оплату проезда в пассажирском транспорте в размере 1 210 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» удовлетворить частично.

Взыскать с Шарипкова Геннадия Николаевича в пользу ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» республиканскую ежемесячную денежную выплату за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 15 987 рублей 85 копеек; пособие на оплату проезда в пассажирском транспорте за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 1 210 рублей, а всего 17 197 (семнадцать тысяч сто девяносто семь) рублей 85 копеек.

ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» в удовлетворении требований к Шарипкову Геннадию Николаевичу о взыскании республиканской ежемесячной денежной выплаты и пособия на оплату проезда в пассажирском транспорте за период с ** ** ** по ** ** ** – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 23.09.2021.

Судья Коданева Я.В.

2-6768/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара"
Ответчики
Шарипков Геннадий Николаевич
Другие
Министерство труда, занятости и социальной защиты РК
ООО "Анбур"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Коданева Янина Владимировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.07.2021Передача материалов судье
22.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2021Судебное заседание
20.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее