Уникальный идентификатор дела
19RS0002-01-2022-002022-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Черногорск
08 августа 2022 года Дело № 2а-1492/2022
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи И.Р. Коголовского,
при секретаре В.Д.Лушовой, помощнике судьи Т.А.Юдиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
при участии в судебном заседании старшего помощника прокурора Фетисовой О.Н.,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации о приобретении паспорта Российской Федерации, размещенной в сети Интернет на сайтах, ***; *** информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Черногорска в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением миграционного законодательства в ходе мониторинга сети Интернет выявлены статьи, в которых предусмотрена возможность приобретения различных документов, в том числе паспорта Российской Федерации. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, свободный доступ к сайтам, на которых осуществляется деятельность по продаже паспорта гражданина Российской Федерации, не соответствует требованием закона. Обеспечение доступа к указанной информации нарушает конституционные права граждан, способствует росту количества преступлений, нарушения публичных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО3 поддержала заявленные административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении доводам, настаивала на их удовлетворении.
Представитель Енисейского управления Роскомнадзора, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направив письменные пояснения по заявленным административным исковым требованиям, указав, что Енисейское управление Роскомнадзора является ненадлежащим ответчиком по делу, должно быть привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие административного ответчика и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав устные пояснения представителя административного истца, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, и интересов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 2, 17, 18, 20, 37, 41, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является обязанностью государства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть -технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка её предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно части 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 1 статьи 15 указанного федерального закона, на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.Передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрен закрытый перечень видов материалов, которые могут быть включены в реестр сведений на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.
Прокуратурой города Черногорска проведена проверка исполнения требований миграционного законодательства, в ходе которого выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах ***.79 графической и текстовой информации о покупке паспорта гражданина Российской Федерации. Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса указанных сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта может любой интернет пользователь.
По сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций страницы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.
В соответствии с пунктом 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (далее Положение), утв. постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее – паспорт).
В соответствии с пунктом 2 Положения бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.
В соответствии с пунктом 10 Положения выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Положения документы и личные фотографии, необходимые для получения или замены паспорта, граждане представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Заявление о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, и личная фотография могут быть представлены гражданином в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством выдача паспорта России производится строго в установленном законом порядке и закреплено за Министерством внутренних дел Российской Федерации. Законом запрещается выдача паспортов гражданина РФ иными лицами, в ином порядке.
Статьей 327 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за поделку, приобретение, хранение, перевозку в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей. Согласно статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний).
Таким образом, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим предложения о покупке паспорта гражданина Российской Федерации и гражданства Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований, направленных на защиту прав неопределенного круга лиц в интересах Российской Федерации.
При этом суд соглашается с позицией Енисейского управления Роскомнадзора о том, что данный орган не является надлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административные исковые требования:
признать информацию, размещенную на сайте в сети «Интернет», содержащую информацию о возможности приобретения паспорта Российской Федерации, по адресам: ***79, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Данное решение суда является основанием для включения электронных страниц сайтов по адресам: *** в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Р. Коголовский